Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. В одном из древних китайских проклятий звучит пожелание – жить тебе в эпоху перемен! В мудрости этой истины в нынешнее время убеждаются в первую очередь чиновники, которым приходится не очень сладко.
Ведь кто такой чиновник? Это облеченный государственной должностью человек, уютно устроившийся в роскошном кресле в просторном кабинете, окруженный секретаршами, референтами и прочей челядью, под боком которого машины и шофера…
К нему не пробиться простому смертному, которого уже на пороге «вежливо» встретит охрана. Даже заявление или обращение не всегда примут. А если и примут, то отправят для разбора тем, на кого собственно и жалуется человек.
Они с гордостью называют себя слугами народа, хотя про себя посмеиваются над этим: да какой же слуга, я хозяин! Простые люди называют их бюрократами, что вызывает у чиновников искреннее возмущение: заботишься о них днем и ночью, трудишься ради них, не покладая рук, а они еще и недовольны!
Их племя неистребимо. Стоит, например, сократить кого-то, как они появляются под другими названиями и вывесками, причем в значительно большем количестве. Напишут на кого-то жалобу наверх, что же, они найдут общий язык с чиновником более высокого ранга, ведь рыбак рыбака…
Но вот подул в стране свежий и неожиданный ветер перемен. С самой высокой трибуны вдруг было сказано: настало время, когда не народ служит государственным органам, а они должны служить нашему народу. К сожалению, в реальности наблюдаются полностью противоположная картина…
Услышавшие эти слова чиновники немного удивились и насторожились. Такое они давно не слышали, очень давно! Может, это всего лишь предвыборная риторика кандидата, успокаивали они себя.
Но вот выборы прошли, и с самой высокой трибуны вновь произнесли нечто похожее: в последнее время мы как-то забыли о том, что надо разговаривать с людьми. Быть среди народа, общаться с ним открыто и искренне, слушать его заботы – все это, к сожалению, отошло на задний план.
Вот здесь чиновники забеспокоились по-настоящему, тем более что эти слова были подкреплены другими, несколько угрожающими: руководителей и должностных лиц, безответственно относящихся к обращениям людей, следует привлекать не только к административной, но и к уголовной ответственности.
Но это живучее племя видело многое, их трудно чем-то удивить. Год диалога с народом? Они обеими руками «за»! Новые формы и механизмы общения с массами? Они тоже не против. Виртуальные и народные приемные? Выполним на 200 процентов!
Вот обратился в виртуальную приемную гражданин, что в его квартире зимой очень холодно, хотя платежи за отопление он исправно платит. Так к нему буквально на следующий день пришли чиновники, искренне возмущаясь положением дел в отдельно взятой чиланзарской квартире. И сразу же словно по мановению волшебной палочки в жилище… появилось долгожданное тепло. Автор жалобы тут же подписал все необходимые документы, что его проблема решена положительно и, захлебываясь от восторга, рассказывал соседям о свершившемся чуде.
Но счастье длилось недолго: на следующий день батареи снова были холодными, и в комнате воцарилась обычная температура, мало чем отличающаяся от мороза на улице. Просто в отдельно взятом подъезде дали давление горячей воды в несколько раз превышающее обычное… на короткое время. А потом все встало на свои места. Ну, чем не новые методы работы с обращениями населения?
Впрочем, на этом проблемы чиновников не закончились. Вдруг послали на них всех депутатов и сенаторов, освободив их на десять дней от важной законотворческой работы, для мониторинга состояния дел на местах. А те не удовлетворились изучением справок и отчетов в чиновничьих кабинетах, а пошли по домам жителей, чтобы поговорить с людьми по душам. И хотя, как известно, чужая душа – потемки, народные избранники нарыли кучу нерешенных проблем: где-то плохо с занятостью населения, где-то очень плохо с кредитами для начинающих бизнесменов, где-то совсем нет детских садов для ребятишек, где-то неудовлетворительно работают сельские врачебные пункты, где-то...
Ну, как бедному слуге народа противостоять этому валу? Как защититься от обвинений в непрофессионализме и безответственности, игнорировании интересов жителей? Но и на эти вопросы ответы у него есть – посыпать голову пеплом, признаться в упущениях, пообещать их исправить. Для начала, например, разработать план мероприятий по и сплавлению выявленных недостатков – с конкретными сроками и исполнителями.
И невдомек ему, что время требует не «плана мероприятий», а диалога с людьми – конкретного, откровенного, критичного, как это сделали те же сенаторы и депутаты Олий Мажлиса. Готов ли чиновник к этому? Готов ли выслушать любого гражданина с его жалобой, чтобы воспринять ее как свою собственную?
Хочется ответить на этот вопрос оптимистично, поскольку иначе свежий ветер перемен сметет таких чиновников из их уютных кабинетов, чтобы заменить их на новые кадры. Надеюсь, они не хотят быть унесенными ветром…
Автор: Марат Акчурин (Мнение редакции может отличаться от мнения автора)
Подписывайтесь на канал АН Podrobno.uz в Telegram и будьте в курсе самых последних новостей и событий.
Комментарии отсутствуют