Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. В Центре «Стратегия развития» в Ташкенте недавно состоялась пресс-конференция, посвященная деятельности Сената Олий Мажлиса по реализации Стратегии действий.
Мероприятие особого интереса у журналистов не вызвало, поскольку речь на нем шла о пленарном заседании верхней палаты парламента, состоявшегося в конце мая, принятых тогда законах и решениях. Времени после этого прошло достаточно, все эти вопросы детально и полно были освещены в парламентских и общественно-политических СМИ. И возникал естественный вопрос: зачем ворошить информацию трехнедельной давности?
Монотонность будничного мероприятия несколько оживили вопросы журналистов из зала, поскольку ответы на них давали эксперты и специалисты различных ведомств. В частности, один из корреспондентов спросил заместителя председателя Сената Светлану Артыкову о ежемесячных поездках парламентариев в регионы страны: не сказываются ли они на эффективности законотворческой работе депутатов? Хорошо или плохо, что большинство поднятых населением проблем «решается на месте»? И какими реальными полномочиями обладают парламентарии, чтобы изменить довольно неприглядную, как выяснилось, ситуацию на местах в различных сферах жизни?
Подоплека этих вопросов в общем-то понятна. Безусловно, поездки депутатов и сенаторов высветили, подняли на поверхность огромное и мутное «болото» накопившихся проблем на местах. Вдруг выяснилось, что жителям отдаленной махалли из-за нерадивых ремонтников не поступает питьевая вода, что где-то во Дворец культуры вместо деятелей искусства вселились работники хлопкозавода, что в большинстве СВП не хватает медицинских кадров и оборудования, что одинокой женщине, после смерти мужа оставшейся с двумя детьми-инвалидами, никто не спешит на помощь. Не говоря уже о повсеместных перебоях подачи электричества, газа и воды.
Но вот приехали депутаты и… словно по мановению волшебной палочки все «решилось на месте» или взято на парламентский контроль.
Но, во-первых, 10 –12 дневное отсутствие народных избранников на своих рабочих местах в Законодательной палате каждый месяц – это немаленький срок. А в оставшееся время придется принимать законы в авральном порядке?
И главное. Получается, что даже для решения элементарного вопроса где-то там на местах «ждут» приезда парламентариев. Но есть ли у народных избранников реальные полномочия, чтобы наказать нерадивых чиновников, проявивших безответственность и равнодушие в работе с обращениями граждан? Ходатайствовать об освобождении их от занимаемой должности?
Надо отдать должное Светлане Артыковой – она ответила на эти вопросы со свойственной ей эмоциональностью и категоричностью, но очень откровенно и убедительно.
Депутаты и сенаторы, подчеркнула она, должны «держать руку на пульсе» народных проблем, хорошо знать их, предлагать конкретные решения. И это положительно скажется на качестве принимаемых законов. Если сравнить нынешние правовые акты с теми, что были приняты лет 6–10 назад, то разница очевидна, причем не в пользу предыдущих законов.
Что касается полномочий депутатов и сенаторов, то они отражены в Законе «О парламентском контроле», и в ходе поездок в регионы народные избранники воспользовались им. Есть немало фактов, когда местные Кенгаши народных депутатов по результатам изучения положения дел парламентариями страны принимали административные меры по отношению к безответственным чиновникам, вплоть до освобождения от работы, подчеркнула заместитель председателя верхней палаты парламента.
Она пусть сначала справится со своими обязанностями!!!