Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Известный факт, что после развала Союза началась миграция русскоязычного населения из бывших советских республик, в том числе, и из Узбекистана.
Достаточно большое количество православных в начале девяностых покинули республику. Правда сейчас этот процесс практически сошел на нет, отток русскоязычного населения, конечно, происходит и сегодня, но уже не в таких масштабах, как в первые годы независимости.
Несмотря на это, жизнь многих церковных приходов в стране, как ни странно, не затихает и даже постепенно активизируется. Вот уже многие десятилетия православие в Узбекистане является вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением. О том, как развивается православие в Узбекистане корреспонденту Podrobno.uz рассказал наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря Чирчика игумен Нектарий (Блинов).
"То количество русскоязычного населения, которое сейчас проживает в Узбекистане, еще достаточно большое, поэтому не могу сказать, что число прихожан уменьшается. Возможно, где-то на периферии наблюдается спад приходов, но это не носит массовый характер. Не стоит забывать, что в стране не актуальна проблема демографии, поэтому, несмотря на постоянную миграцию, баланс всегда поддерживается. Кроме того, не все русскоязычные – этнические русские, белорусы, украинцы, корейцы и другие ходят в православный храм. Но многие из них со временем приходят к православию. В результате, получается, что на место прихожанина, уехавшего в другую страну на ПМЖ, приходит другой", – рассказал отец Нектарий.
Как известно, все воскресные дни для православных христиан являются праздничными, так как посвящены воспоминанию Воскресения Христова. По словам отца Нектария, если прийти в воскресный день на раннюю или позднюю литургию в Свято-Успенский кафедральный собор Ташкентской епархии, то можно увидеть, что храм полон молящимися.
"Также и в нашем небольшом Георгиевском мужском монастыре в городе Чирчик. Когда меня только назначили наместником монастыря – 10 лет назад, в воскресные дни в церкви собиралось всего около 60 человек, а сегодня это число выросло до 200, то есть почти в три раза увеличилось количество прихожан. Отмечу, что население Чирчика составляет около 150 тысяч человек. По нашим подсчетам, из них около 15% местных жителей являются русскоязычными. Но назвать точное число православных будет сложно", – говорит отец Нектарий.
Священнослужитель должен быть хорошим администратором
По словам наместника Георгиевского мужского монастыря, многое зависит от настоятеля церкви. Помимо того, что он должен служить в храме, произносить проповеди для прихожан, нести людям Слово Божие, настоятель также обязан быть хорошим администратором.
Если он активно работает с людьми, общается с прихожанами, внимателен к их заботам и проблемам, то к таким священнослужителям ходят толпы православных. Понятно, что если священник не совсем добросовестно относится к своим обязанностям, то народ идет в храм в малом количестве.
"Безусловно, в первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям. Однако, чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимо владеть такими качествами, как доброжелательность, терпимость, умение слушать и слышать, быть хорошим наставником. С другой стороны, для того чтобы жизнь в храме была активна и насыщена, настоятель должен быть и хорошим администратором", – сказал отец Нектарий.
По его словам, справедливости ради стоит признать, что не каждый священник – это грамотный администратор.
"Одни священнослужители являются хорошими молитвенниками, другие – замечательные проповедники, а третьи – не только усердные деятели молитвы и проповеди, но также имеют администраторские навыки, и именно благодаря таким наставникам приходская жизнь в храмах активно развивается. Поэтому, многое зависит и от того, каким даром обладает священник", – отметил он.
Как относится Церковь к смене религии?
Количество представителей этнических групп, исповедующих традиционные религии и решивших вступить в смешанные браки, с каждым годом растет. В основном межнациональные браки, как раньше, так и теперь, заключают женщины. Часто дети второго поколения теряют религиозную самоидентификацию. Это связано с социальными факторами, такими как брак и среда обитания.
Кроме того, для ряда народов республик бывшего Союза существенную роль также играет трудовая миграция. Конечно, меняют религию не только те, кто создал семью с представителем другой нации. Бываю случаи, когда у человека внутренние убеждения меняются и не соответствуют тому вероисповеданию, которое он "унаследовал" от родителей. Поэтому сегодня не редки случаи, когда православный принимает ислам и наоборот.
На вопрос, насколько актуальна на сегодняшний день для Русской православной Церкви проблема принятия христианами ислама, отец Нектарий ответил, что это не проблема, а личное дело каждого человека.
"Мы не можем запретить православным менять христианство на другую религию – будь то ислам или иудаизм. Выбор веры – личное дело каждого человека. Церковь не осуждает христианина, решившего принять иную религию. Мы, конечно, скорбим по тем, кто уходит от нас, но в личный выбор, в принципе, невозможно вмешаться. Важно заметить, что Церковь не ведет работу по привлечению мусульман в христианство. У нас нет миссионерских целей", – сказал игумен Нектарий.
Дело в том, что в 1871 году во время прихода Царской России в Среднюю Азию, когда здесь официально образовалась Ташкентская епархия – на тот момент Туркестанская епархия, Константином Кауфманом, первым туркестанским генерал-губернатором, был принят специальный указ.
Согласно этому документу, категорически запрещалось вести всяческую миссионерскую деятельность среди местного населения. Это было сделано потому, что в России ислам всегда уважался, как традиционная религия, на службе российского императора всегда были как христиане, так и мусульмане, и они пользовались равными правами.
Кстати, раньше была специальная книга регистрации, где указывались случаи перехода из христианства в ислам и наоборот. Записи регистрировались до 1917 года, то есть до "церковной революции". Но даже в тот период смена религии оставалось личным делом каждого человека.
Наместник Георгиевского мужского монастыря подчеркнул, что если человек нашел нечто большее в иной религии, то никто не может запретить ему принять ислам или христианство.
"Порой родные и друзья осуждают своего близкого человека за такой шаг, обвиняя его в том, что он предал свою веру, но это неправильно. Мы стараемся объяснить им, что у каждого человека есть право выбирать, ведь это его личное общение с Богом, и никто не вправе ставить запреты и ограничивать эту связь. Если человек нашел себя в другой религии, то ничего плохого в этом нет", – считает он.
С другой стороны, по словам отца Нектария, если человек не нашел себя в христианстве, то, скорее всего, он плохо искал.
"Например, если к нам обращаются мусульмане, желающие принять христианство, мы сразу не проводим таинство крещения. Прежде, чем пойти на этот серьезный шаг, я прошу их вначале лучше изучить Коран, почитать хадисы и пообщаться с образованными имамами, с которыми можно поговорить о вере. Большая часть этих людей не возвращаются назад для того, чтобы продолжить беседу о христианстве. Это говорит о том, что они сумели найти ответы на многие вопросы, а главное – нашли себя в исламе", – сказал он.
Отец Нектарий подчеркнул, что с самого начала между мусульманским населением Средней Азии и православными христианами были взаимно доброжелательные отношения. Будучи многонациональным и многоконфессиональным государством, Узбекистан на своем примере долгие годы наглядно доказывает возможность мирного сосуществования людей разного вероисповедания. Очень важно, чтобы Узбекистан и впредь сохранял особые отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий.
Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz
Комментарии отсутствуют