Загрузка
Загрузка

Размышления после интервью, или будет ли Артыкходжаев новым Блумбергом?

Размышления после интервью, или будет ли Артыкходжаев новым Блумбергом?

Размышления после интервью, или будет ли Артыкходжаев новым Блумбергом?

31847

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Блогер Кирилл Альтман в рамках видеопроекта Alter Ego взял интервью у хокима Ташкента Джахонгира Артыкходжаева.

В ходе интервью были затронуты вопросы назначения на должность хокима, организации работы в бизнесе и органе исполнительной власти, незаконной вырубки деревьев, сноса жилых зданий и отсутствия генерального плана, сохранения и приумножения парковых зон в столице.

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой рассуждает о том, почему интервью, являясь новой формой общения с народом в Узбекистане, по сути выявило старые проблемы в области соблюдения законности.

Следует отметить, что это первое полноценное интервью этого высокопоставленного должностного лица. До настоящего времени зрители были ознакомлены лишь с основными биографическими данными хокима столицы. Пространственный, визуальный и вербальный контакт журналиста и собеседника дает больше представления о человеке, чем скупые строки его жизнеописания.

Интервью-портрет Джахонгира Артыкходжаева получился выразительным и динамичным, но, к сожалению, охватил в основном трудовую деятельность хокима. А ведь, наверняка, многим хотелось бы узнать столичного градоначальника как человека и его становление как успешного бизнесмена. В целом интервью получилось очень живым и информационным, за что искренняя благодарность визави и господину ("товарищу") оператору.

Статья содержит некоторые цитаты из интервью столичного градоначальника и их комментарии.

О назначении и первых успехах

"Меня в 12:30 позвал премьер-министр. Он попросил меня прийти в Кабмин в костюме и галстуке. Я удивился и быстро пошел туда. Он сказал, что уважаемый наш президент назначил вас хокимом города. Сейчас мы поедем в городской хокимият и мы назначим вас хокимом. Я удивился, я был в шоке. Ничего не мог сказать. Потом примерно в 1:20 мы были в городском хокимияте и меня назначили хокимом города. Я был в шоке".

Думается, что решение президента все-таки не было таким скоропалительным. Назначение на должность хокима столицы человека, не входящего в номенклатуру без его согласия, говорит об одном из двух: президент хорошо изучил Джахонгира Артыкходжаева как организатора и руководителя или отсутствует кадровый резерв. Вполне допускаю, что сработали оба фактора.

"Я смог сохранить и восстановить парки. "Дружба народов", "Голубые купола", Ботанический сад… Люди столько лет дома сидели. Правительство боялось, если четыре человека собиралось. Я хотел доказать, что нельзя бояться людей. Они должны видеть разных людей, общаться с туристами, выходить из дома".

Замечательно, что хоким Ташкента поставил цель вывести людей на прогулки в обустроенные места. И столица действительно ожила. Но почему со стороны столичного хокимията не была оказана поддержка и помощь в проведении акции "Бессмертный полк"? Ссылка на отсутствие утвержденного порядка проведения собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций не является основанием для запрета или не разрешения подобных мероприятий. Принять Временные правила хокимиятом и зарегистрировать их в Министерстве юстиции можно довольно быстро. Было бы желание…

Согласно статье 33 Конституции: "Граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан". Отсутствие соответствующих нормативно-правовых актов не должно являться основанием для непроведения подобных акций. Раз нет законодательного акта или подзаконного акта, то никто не может дать определения, что относится к митингу или демонстрации.

"Узбекистан – суверенная демократическая республика» (статья 1 Конституции). Однако, у нас все еще превалирует разрешительный принцип (субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения) и правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено". Но ведь этот принцип характерен для государств с недемократической формой правления (авторитаризм, тоталитаризм). Раз у нас демократическая республика, то и принцип должен быть соответствующий: "разрешено всё, что не запрещено".

Не вина граждан, что соответствующие нормативно-правовые акты отсутствуют, и они не могут воспользоваться своими правами, закрепленными в Конституции, а раз так, то нельзя не разрешать им "осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций".

О работе в хокимияте и заработной плате хокима

"Надо создать не компанию, а семью, члены которой уважают и защищают друг друга. И в хокимияте я хочу создать такую семью. Я бываю на встречах во многих местах и удивляюсь тому, что большие чиновники сбрасывают с себя ответственность на заместителей. Это дешево. В любых проблемах общества виноват руководитель. Если создать семью, никакого проигрыша не будет".

Не получится. Уж слишком часто в государственных органах управления меняются члены "семьи". Даже на эту тему анекдот отечественный придумали.

Приходит выпускник престижного вуза к своему отцу-высокопоставленному чиновнику.

– Отец, вы не сможете помочь с работой?

– Конечно, сын. Завтра поедешь к этому человеку, он обязательно поможет! Я договорюсь…

На следующий день отец видит разочарованного сына и спрашивает, получил ли он работу, на что сын отвечает:

– Отец, я же просил постоянную работу! А он предложил мне стать хокимом…

"Обычно в семь часов просыпаюсь, на работе бываю без пятнадцати восемь – сейчас, раньше был в шесть. Заканчиваю работу примерно после двенадцати вечера. Никто не заставляет [чиновников] столько работать. Мы много потеряли за столько лет. Людям толком ничего дать не смогли. Просто работы много. Не хочется откладывать. Вчера вернулся домой в 8 вечера. Впервые за четыре месяца ужинал с семьей. Это было классно".

Сочувствую, но в таком режиме работают многие чиновники. Но говорит ли это об эффективности работы? Скорее нет, чем да. "Чиновники создают работу друг для друга" (закон Паркинсона).

Ручное управление – это прямое вмешательство в полномочия других людей, когда не делегируется принятие решений, отсутствует доверие к их компетенциям и все замыкается на себе ("тейлоризм"). Для наглядности, руководитель курьерской службы доставки, не доверяя своим сотрудникам, сам развозит срочные грузы, что приводит к неспособности организации работать в качестве слаженного механизма: управление не может быть ручным, поскольку оно опосредуется организационными механизмами.

В результате руководитель тратит много времени на решение текущих вопросов, которые вполне могли быть осуществлены другими работниками. Это признает и Джахонгир Артыкходжаев: "60% моего времени, в которое я мог бы больше сделать для народа, уходит на мелкие проблемы. Надо сделать проект, где каждый человек выполняет свою работу. Исходя из этого, нужно обеспечивать нормальной зарплатой. Нужно выбирать профессионалов для каждой сферы. Ветеринару не место на автоколонке".

Интересно, слышал ли это председатель исполнительного комитета Торгово-промышленной палаты Узбекистана Адхам Икрамов – врач по образованию и бывший министр здравоохранения. А вот мнение Генри Форда: "Таковы все умные люди – они так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то; они видят пределы и препятствия. Потому я никогда не беру на службу чистокровного специалиста. Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им целые полчища специалистов. Получив массу хороших советов, мои конкуренты никогда не смогли бы приступить к работе".

"Мой оклад 3,2 млн сумов. Идеальную зарплату госслужащего в Узбекистане невозможно определить. Чем больше оклад, тем больше расходов. Мне хватает своей зарплаты. Я не думаю, что из-за зарплаты люди работают плохо. Человек должен работать на работе вне зависимости от зарплаты"

Понятие идеальной (желаемой) заработной платы используют социологи. У нас, экономистов, есть понятия справедливая и эффективная, основная и дополнительная, номинальная и реальная заработная плата. Джахонгир Артыкходжаев тоже экономист и поэтому понимает, что заработок 3,2 млн сум является несправедливым, учитывая, что это заработок градоначальника столицы. Но таковы реалии, тем более что есть пример: в должности мэра Нью-Йорка Майкл Блумберг получал символический 1 доллар в год, поскольку по законам штата Нью-Йорк мэр не может работать совсем бесплатно.

О негативе и критике

"Негатив – это мнение не всех жителей города. Я не думаю, что это мнение всего народа и всех жителей города. Если бы все было настолько плохо, я не мог бы свободно ходить по улице. Я не боюсь народа. Я хожу в парках, иногда один гуляю. Я чувствую любовь народа ко мне. Мне кажется, иногда негатив заказывают. Я не обращаю внимание на негатив. Я продолжаю работать сильно. Этот негатив делает меня сильнее, он дает мне иммунитет".

Не понятно, что имеет в виду градоначальник под словом "негатив". Если критику, то конструктивная критика полезна. Именно отсутствие критики, плюрализма мнений, вера руководства в то, что "народ любит его" ведет к формированию застойных явлений во всех сферах жизни. Куда привел "всеобщий одобрямс" в Советском Союзе и в независимом Узбекистане мы все знаем.

"В Узбекистане привыкли жить спокойно и медленно. [Люди] не были готовы к реформам, которые поставил Шавкат Миромонович. Я должен был показать свою работу, и я начал действовать очень быстро. В этом я немножко ошибся. И здесь начался негативный период. Я хотел по поручению президента быстро вытащить Ташкент на следующий этап".

Чем-то напомнило переход "от феодализма к социализму минуя капиталистическую стадию". Медлительность и спокойствие не появились сами по себе. Просто советская практика и последующий за ним бюрократический капитализм напрочь отбил у людей тягу к инициативе, активности и творчеству. Неисполнение и попирание законов, коррупция, "право сильного" и бюрократия породили перерождение народа в простое население, граждан – в статистические единицы.

И лишь с приходом нового президента, осуществляющего реальные шаги по либерализации и демократизации, люди вновь начинают чувствовать себя личностями. В том числе и при решении вопроса о предоставлении компенсации при изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд. 

И снова о сносе…

"А по поводу сносов, которыми занимался хокимият, я не видел ни одного человека, который остался недовольным. Да, была где-то в 78-м доме одна женщина, которая хотела не 30, а 40 тысяч долларов [за квартиру]. 90−95% людей согласны быстро уйти при сносе, потому что устали жить в таких домах. Там нет канализации, там много проблем. Но один-два человека просто хотят больше денег за свою квартиру, пользуясь случаем".

Хоким Ташкента сводит проблему к человеческой алчности. Но это не так. Речь должна идти о соблюдении действующего законодательства со стороны хокимиятов, а именно "снос жилого дома (квартиры) может быть осуществлен только после полной оплаты рыночной стоимости недвижимого имущества или по соглашению сторон после предоставления жилых помещений собственнику взамен сносимого жилого дома (квартиры) (пункт 18 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 29 мая 2006 года № 97)".

Более того, 1 августа 2018 года был принят указ президента "О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан" которым закреплено:

"2. Определить, что с 1 сентября 2018 года:

принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;

снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;

убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь за счет внебюджетных средств соответствующих органов с последующим взысканием с виновного лица в регрессном порядке.

3. Установить, что изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:

– предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

– выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;

– обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;

– строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;

– исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан".

Кто-нибудь видит законодательные основания для сноса дома на набережной Анхора? И, совсем недопустимо, когда снос дома происходит с живущими в нем жильцами.

"До меня ломали и строили. Генплана тогда тоже не было. Генплан – как демократия и либерализация. Он делается годами, постоянно. Если я отдам предпринимателям все пустующие земли, Ташкент станет самым беспорядочным городом в мире, как Дакка. Я должен держать пустую землю для будущих поколений, для озеленения".

Кстати, снос дома №78 на набережной Анхора понадобился из-за сооружения на этом месте парка.

Наверное, перекладывание вины или ответственности на предшественника неистребимо. То, что предшественник нарушал законодательство, никоим образом не дает полномочий поступать также.

Разве речь идет о том, чтобы не проводить реновацию, а выделять пустыри и парковые зоны для строительства? Речь идет, повторюсь, о соблюдении законности – точного и неуклонного соблюдения правовых предписаний всеми субъектами права. "Запрещается проектирование и строительство объектов на территории населенных пунктов без генерального плана и другой необходимой градостроительной документации" (статья 34 Градостроительного кодекса).

Указом президента от 17 августа 2018 года № УП-5515 "О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте" хокиму города Ташкента поручалось внести в Кабинет Министров проект постановления президента об утверждении концепции генерального плана города Ташкента до 1 января 2019 года. На дворе середина мая…

Об архитектурно-исторических памятниках

"Если зданию сто лет – это не архитектурный памятник. "Полкушка" – вы бы там жили? Поживите там полгода, там невозможно жить. Там нет канализации. Там нет ТЧСЖ, никто не берет на себя ремонт крыши. Я не считаю сталинские дома архитектурным наследием. Кукельдаш, театр Навои – я считаю архитектурным наследием".

Жаль, когда экономист считает себя специалистом в области архитектуры, строительства и истории. Послушайте, неужели нам мало ситуации с сохранением архитектурного наследия в Самарканде, Шахрисабзе, Бухаре, Самарканд и Хиве.

На счет "Полкушки". Если бы у ведущего не было собственного жилья, уверяю, что он был бы счастлив жить в таком доме. Почему застройщик не обращает внимания на ветхое жилье, расположенное на окраинах? Почему девелоперов так манят массив Госпитальный и другие центральные районы? Почему застройщик, в связи с этим, не предлагает компенсацию по рыночной цене?

"Когда строили 45-й дом, знали, что позади него у нас история, которой 2000 лет. По закону архитектурное наследие трогать нельзя. Они трогают этот дом и говорят, что это архитектурное наследие. Пусть будет ни жителям, ни бизнесменам. Я снесу дом и сделаю там парк, чтобы Минг Урик было видно с улицы. Я хотел открыть тысячелетнюю историю".

Как понять два взаимоисключающих положения: "по закону архитектурное наследие трогать нельзя" и "я снесу дом и сделаю там парк".

1927 год…  В стиле конструктивизма построен дом, ныне имеющий номер 45. Знали ли проектировщики и строители о городище Минг Урик? Об архитектурно-исторической ценности объекта лишь догадывались, но не было артефактов. Первые регулярные раскопки были произведены лишь в 1957–1959 годах.

Теперь же градоначальник решил разрубить "гордиев узел": "Так не доставайся ты никому!" (кинофильм "Жестокий романс" по пьесе А.Островского "Бесприданница").

О незаконной вырубке деревьев в столице и 500 тысячах долларов за проект

"Проблема была в районных хокимах, которые давали разрешение на рубку. Озеленение уничтожали браконьеры. У них такой налаженный бизнес. В Намангане, Фергане деревьев не осталось. Вырубленные деревья уезжали в Ферганскую долину. Мы нашли эти цеха в Ферганской долине. Я не могу на 100% решить эту проблему".

Опять все нерадивые подчиненные виноваты. "Нашли цеха"… А дальше, что стало с владельцами цехов и с нелегальными дровосеками? Невозможность "на 100% решить эту проблему" означает, что вырубка деревьев будет продолжаться? Печально.

"КБ Стрелка – опытная компания. Мы им 500 тысяч долларов заплатили, не из бюджета города. Договор был на три месяца. Они осуществили один проект — Ц-5. Мне очень нравится это место. Нам обошлось это в 1,1 млн долларов. Хорошая работа стоит денег".

Жаль, что градоначальник не раскрыл природу происхождения 500 тысяч долларов, выплаченных КБ Стрелке. Открытая информация – это один из действенных способов борьбы с "негативами", домыслами и слухами.

О смелости, которая "города берет…"

"Можно с трех полей получить 3, 5 и 20 тонн картошки. Являюсь ли я монополистом, если у меня 20 тонн картошки? Просто я изучал, как и когда ее сажать. Вся наша команда работала над этой картошкой. У меня нет никаких условий при продаже картошки. У нас было и есть много конкурентов. Но в бизнесе, говорят: 10% — ум, 90% — смелость".

Действительно, психологи доказали, что 90% конечных результатов заключаются в надлежащей умственной установке и только 10% от навыков, талантов и склонностей. Смелости столичному градоначальнику не занимать. И следующие факты будем считать простым совпадением (напомню, что 26 апреля 2018 года Джахонгир Артыкходжаев был утвержден исполняющим обязанности хокима города Ташкента):

– с  1 июля 2018 года в Узбекистане вводятся количественные нормы беспошлинного ввоза физическими лицами отдельных товаров, а с 17 октября 2018 года введены новые ограничения на беспошлинный ввоз бытовой техники из сопредельных государств наземным и речным способом;

– с 19 июля 2018 года введены изменения в нормы беспошлинного поступления товаров в адрес физических и юридических лиц в международных почтовых и курьерских отправлениях;

– 9 октября 2018 года открыта кондитерская фабрика Amilov в Ташкенте;

– с 1 января 2019 года индивидуальные предприниматели больше не могут оказывать целый спектр услуг, в том числе изготавливать пластиковые окна и двери;

– с 1 сентября 2019 года открывается университет AKFA.

"Негатив" - не негатив…

Вот такие мысли появились после просмотра интервью. Конечно, Джахонгир Артыкходжаев – неординарный человек, обладающий невероятной работоспособностью и энергетикой. Это заметно по преобразившимся площадям и паркам. Человек работает и добивается результатов.

Да, хоким города допускает ошибки (он сам в интервью признается в этом), но "тот не спотыкается, кто не идет". Работа в органах исполнительной власти кардинально отличается от работы предпринимателя. Хоким должен разбираться в нюансах и тонкостях функционирования городского хозяйства, контролировать финансовые потоки, решать социальные вопросы, вникать в нужды горожан.

Сложная и ответственная работа, которая в последнее время приобрела отрицательную окраску понятия. Слово "хоким", давайте говорить честно, стало негативным: коррупционные скандалы и связи, бюрократизм и злоупотребление должностным положением, унижение людей и отсутствие ответственности перед народом, несоблюдение законодательства и невыполнение своих обязанностей.

Поэтому появление таких современных и энергичных руководителей, как Джахонгир Артыкходжаев, в команде – не в "семье" – президента может помочь выходу Ташкента из застоя и осуществить намеченные реформы.

Ошибки будут и в будущем. Каждый из нас совершает их, но главное – это искреннее желание сделать жизнь людей лучше, облегчить ее. Право, наш народ заслуживает лучшей доли. Служить не президенту или премьер-министру, а народу. Верю, наступит время, когда жители областей и городов будут сами выбирать хокимов, руководствуясь одним: что сделал кандидат для улучшения жизни.

И не нужно думать, что "негатив" и критика – это "заказуха". Возможно, такие факты имеют место, но в большинстве своем публикуемые критические замечания – это реакция здоровой части общества на нарушение принципов справедливости и законодательства, выражение своей гражданской позиции.

Как писал писатель Бруно Ясенский: "Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь".

Очень хочу, чтобы у нас появился свой Блумберг, который стал для Нью-Йорка и Соединенных Штатов самым величайшим градоначальником. Как метко заметили жители Нью-Йорка: "На этот раз мэр платил городу за то, что занимал эту должность".

Вместо послесловия, или еще раз про смелость

Притча "Наберись смелости – сделай попытку"

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его.

"О, мудрецы, – обратился к ним царь, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее".

Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал.

"Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть ее?" – спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна и невыполнима.

Лишь один визирь подошел к двери. Он внимательно ее рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал ее сдвинуть и, наконец, резко толкнул ее.

О чудо, дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно.

И тогда царь объявил: "Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку".

Игорь Цой (Мнение редакции может отличаться от мнения автора).

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz. 

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+