Загрузка
Загрузка

Полные зарплаты работающим пенсионерам: все за и против

Полные зарплаты работающим пенсионерам: все за и против

Полные зарплаты работающим пенсионерам: все за и против

17418

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. В Узбекистане с января этого года наконец-то был внедрен порядок, в рамках которого все работающие пенсионеры стали получать стопроцентную пенсию. И это не единственное изменение в сфере. Теперь размер заработка, принимаемого для расчета пенсии, повышен с восьмикратного до десятикратного размера минимальной заработной платы (МРЗП). Что стоит за этими процессами, разбиралась корреспондент Podrobno.uz.

Для чего это делается?

Конечно, опыт старшего поколения очень важен в любой сфере деятельности, так как опираясь на него мы можем совершенствоваться дальше. Практика показывает, что государство, если оно стремится избежать перекосов и народного недовольства, должно предпринимать усилия по улучшению механизмов поддержки социально уязвимых слоев общества. В том числе именно этим можно мотивировать тот факт, что правительство решило поднять пенсии и выплачивать работающим пенсионерам полную заработную плату за их труд.

"На первый взгляд это положительный шаг. Данные меры, по мнению разработчиков, должны предотвратить отток опытных кадров из ряда важных отраслей, где в последнее время наблюдается дефицит специалистов: медицина, образование, промышленность", – сообщил корреспонденту Podrobno.uz экономист, аналитик и независимый эксперт Игорь Цой.

По его словам, дополнительно к стопроцентной зарплате увеличение предельного размера заработка, принимаемого для расчета пенсии, до десяти МРЗП вводится из-за "общепризнанных международных стандартов и современных требований". Все эти нововведения направлены на то, чтобы работник как можно дольше трудился и относился к экономически активному населению.

"В 2018 году уровень безработицы в республике достиг 9,3% к экономически активному населению. Коэффициент демографической нагрузки старше трудоспособного возраста составил всего 172 человека на одну тысячу человек трудоспособного возраста, а 14,6 миллионов человек – это экономически активное население. Но по данным Пенсионного фонда 60% трудоспособного населения вообще не были вовлечены в систему государственного социального страхования", – сказал собеседник.

По словам эксперта, наличие избытка трудовых ресурсов и формальной системы подготовки профессиональных кадров, отсутствие стимулов для наставничества, недостаточное материальное обеспечение и падение престижа квалифицированного работника, а также создание бюрократического капитализма, острая нехватка специалистов, отсутствие учета интересов человека, это то, что сейчас можно наблюдать и то с чем нужно бороться.

"Пенсионный фонд говорит о дисбалансе доходов и расходов фонда – о проблеме, которая была очевидна, но не решалась годами. И вместо того, чтобы принять меры по действительному решению застаревших проблем, разработчики пошли по пути наведения "легкого марафета". Даже увеличение дохода за счет получения пенсии в полном размере и заработной платы не поможет заполнить все имеющиеся вакансии", – отметил Игорь Цой. 

Опыт зарубежных стран

В Узбекистане, начиная с этого года, работающие пенсионеры стали получать полные пенсии. Такой способ выплаты практикуется в Швеции, Финляндии, Франции, Бельгии, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Германии, Румынии, Эстонии, Латвии. Эти государства проводят поддержку активных в экономическом плане граждан и выплачивают полные размеры пенсий и заработной платы.

Сохранение пенсий и некоторые ограничения в выплате заработной платы существуют в Ирландии, Великобритании, Италии, Португалии, Швейцарии, Австрии, Болгарии и Литве.

Игорь Цой считает, что в целом изменения можно отнести к негативным явлениям. Повышение размера пенсионных выплат – это удар по принципам социальной справедливости. Получается, что у пенсионеров, которые имели заработок восемь и более МРЗП, размер пересчитанной пенсии увеличился значительно, а у тех, кто имел ниже восьми – остались на прежнем уровне.

"Кроме того, данное повышение приведет к тому, что высокооплачиваемые работники пенсионного возраста, не будут иметь стимула к выходу на работу. В категорию "счастливчиков" также попали руководители и чиновники высшего и среднего звена. Подобный перерасчет нарушает статью 31 Закона "О пенсионном обеспечении граждан", по которой для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не свыше восьмикратного МРЗП", – высказал он.

Специалисты Пенсионного фонда заверяют, что "дополнительной нагрузки на государственный бюджет не будет, поскольку параметрами бюджета фонда на 2019 года эти средства предусмотрены".

"Дополнительные расходы внебюджетного Пенсионного фонда составят 502 миллиарда сумов в год, а итоговая цифра – 1,6 триллиона сумов. И тут хочется спросить, неужели фонд научился сам зарабатывать деньги и кому тогда в социальных расходах бюджета на 2019 года запланировано выделение 4,7 триллиона сумов в качестве субсидий Пенсионному фонду", – сказал эксперт.

Реакция работодателя

Никто не дает гарантий на то, что всех сотрудников пенсионного возраста работодатели встретят радушно. Все зависит и от вида деятельности.

По словам Игоря Цоя, основной производительной силой продолжают оставаться физические навыки и способности. Пожилой человек в физическом плане, несомненно, уступает более молодому работнику. И даже на тех должностях, где необходимы образование, интеллект, использование современных методов и подходов, предпочтение будет отдано специалисту, имеющему современные знания.

Некоторым организациям и компаниям легче обучить более молодого специалиста на свой лад, нежели переучивать человека с определенным багажом знаний и навыков. К тому же, молодой специалист имеет больше стимула развиваться и расти, учиться чему-то новому, нежели человек старшего поколения.

С другой стороны, работники пенсионного возраста удобны для работодателей тем, что они, как правило, не требуют нормальных условий труда, беспрекословно подчиняются указаниям руководителей и не обсуждают их. Более того, пожилые работники согласны работать за меньшую заработную плату

Безработица и молодежь

Здесь возникает и другая проблема – если сотрудникам пожилого возраста теперь не за чем уходить с рабочих мест, как же будет решаться проблема организации занятости для молодежи.

Эксперт считает, что в Узбекистане на одного человека пенсионного возраста приходится почти шесть трудоспособных человек. Пенсионеры составляют относительное меньшинство (около 10% населения), и такое соотношение сохранится еще долго.

"У нас нет такой проблемы, как содержать пенсионеров, гораздо актуальнее проблема безработицы среди трудоспособного населения и, прежде всего, у молодежи. Среди людей до 30 лет сохраняется высокий уровень безработицы: в настоящее время он находится на уровне 15,9% к экономически активному населению", – сказал он.

Учитывая, что большая часть населения страны – это молодежь, такие цифры заставляют задуматься о том, что здесь что-то не так. И в первую очередь, это проблема качества образования.

"Качество высшего образования низкое, что является причиной отсутствия Узбекистана в рейтинге стран по уровню развития высшего образования. У нас по-прежнему функционирует элитарная система бакалавриата, когда уровень охвата высшим образованием очень низкий, а именно 9–10%", – отметил Игорь Цой.

Как сказал эксперт, существует необходимость внедрения массовой системы высшего образования, которое было бы доступно широким слоям населения. В развитых странах уже переходят на всеобщую систему высшего образования. К примеру, в Южной Корее 98% взрослого населения имеет высшее образование.

"Структуры занятости у молодежи и работающих пенсионеров хоть и различны, но их пересечения возможны. В ряде стран Евросоюза безработица среди молодежи в 2018 году достигла отметки в 30%, и это произошло из-за непродуманных реформ в пенсионной сфере", – подчеркнул он.

Собеседник сообщил, что повышение пенсионного возраста в Европе в течение трех лет привели к изменениям на рынке труда: сокращению вакансий, увеличению доли потребности в низкоквалифицированном труде, развитию Интернет-бизнеса. Это возможно и у нас, так как уровень внешней трудовой миграции всегда был высоким.

По данным Министерства занятости и трудовых отношений за 2018 год из Узбекистана на заработки выехало 2,6 миллиона человек. Но учитывая неофициальную миграцию эту цифру можно увеличить в 1,5 раза.

"Угроза нехватки рабочих мест для молодых специалистов реальна. Это может привести к таким негативным последствиям как рост преступности и безработицы. Ситуация может усугубиться в связи с активизацией процессов урбанизации, которые предусматривают обеспечение свободного перемещения населения и стимулирование перетока рабочей силы из сельской местности в города", – подчеркнул Игорь Цой.

Ригина Маджитова (Мнение редакции может отличаться от мнения автора)

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz. 

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

1 комментарий

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....