Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. В последнее время одним из главных раздражителей для отечественных медиа и блогосферы стала тема протекционизма и желание некоторых отраслей и вполне конкретных бизнесменов защитить свои интересы руками государства.
Безусловно, попытки получить повышение таможенных пошлин на импортируемые товары или очередной "подарок" от государства в виде льгот и преференций не могут вызвать симпатий у населения, которое, пусть особо и не задумывается о сути происходящих в стране экономических процессов, но прекрасно чувствует на себе их влияние и отголоски.
При этом современный мир устроен так, что любая проблема имеет две стороны медали и часто понять, какая из них белая, а какая черная – невозможно, так как обе они серые. В нашем случае – это сторонники и противники протекционизма, которые активно обрабатывают население, приводя свои вполне обоснованные аргументы и доводы "за" и "против".
И здесь важно понимать, что обе эти стороны преследуют свои вполне конкретные интересы, и как бы нам не хотелось верить, что кто-то из них заботиться о нас и пытается помочь, к сожалению, это не так. Правда такова, что и те, и другие, прикрываясь заботой о населении, пытаются на нас заработать. Просто одни лоббируют интересы местных производителей, а вторые, выступая за либеральные экономические ценности, отстаивают интересы международных корпораций.
По уши в своем
Перспективы протекционизма в нашей стране также рисуют вполне себе удручающую картинку. И здесь это скорее связано не с тем, что местный бизнес привык добиваться успеха за счет выбивания отдельных "вкусностей" у государства, а неспособностью последнего дистанцироваться от деловой элиты, а также полным отсутствием независимой судебной системы или права, одинаково работающего для всех участников рынка.
Бизнес – он везде одинаков и будет стремиться выбивать себе преференции любыми доступными способами. Задача государства заключается в том, чтобы создать эффективно работающий механизм предоставления равных условий хотя бы для местных компаний. Но нам до этого еще далеко. Поэтому в результате мы получаем мутные местные компании, активно лоббирующие свои интересы через знакомых в правительстве и добивающиеся преференций не для того, чтобы стать лучше, а чтобы быстро и много заработать. А после этого хоть потоп.
И все заверения, что своя рубашка ближе к телу, а местный продукт необходимо поддерживать всеми возможными способами, тоже не выдерживают никакой критики. Если бы мы были в стране, где государственные органы могут и готовы контролировать качество выпускаемой продукции, а также отстаивать в первую очередь права потребителей, тогда, возможно, смысл в определенных преференциях бы был. Ведь поддерживая местное производство, пусть и не самое лучшее на земле, мы обеспечиваем не только очередную виллу его хозяевам, но и, что намного важнее, рабочие места нашим согражданам, а не туркам или южнокорейцам.
При этом любая логика поддержки своего производителя будет верна только в том случае, если его продукция, как минимум, дешевле импортируемых аналогов. Нет смысла предоставлять компании льготы, в результате которых рынок заполнят некачественные, да еще и дорогие товары. К сожалению, у нас по большей степени так и происходит, и получатели льгот просто используют их в качестве очередной кормушки.
И причина здесь одна – отсутствие свободной конкуренции среди местных компаний. Бизнес на внутреннем рынке борется не за то, чтобы сделать свой товар лучше и интереснее его преподнести клиенту, а как найти связи в госструктурах, пролоббировать нужные тебе решения, вытеснив конкурентов за счет откатов, знакомств и других серых схем. Поэтому побеждают у нас не лучшие, а "свои", которые больше озадачены выполнением условий вышестоящих патронов, а не интересами потребителей.
Руки прочь от свободы
В борьбе сторонников и противников протекционизма проигравшим всегда будет население, тем более в такой стране, как Узбекистан, где нет эффективно работающей системы сдержек и противовесов, как для государства, так и бизнеса.
Что предлагают противники протекционизма – открыть рынок для импортных производителей, устранить мешающие барьеры и предоставить человеку право голосовать за товар своим кошельком. Все замечательно, кто бы спорил. В теории на рынке должна сложиться конкурентная среда, производители будут бороться между собой и улучшать качество своей продукции, временно опускать цены и придумывать другие ходы для привлечения внимания потребителей.
К сожалению, в нашей стране это скорее всего не сработает. Очевидно, что международные корпорации, будь это Samsung, Danone или еще кто-то с их многомиллиардными оборотами на научные разработки и инновации, а также огромными рекламными бюджетами и возможностью опускать цены ниже себестоимости на определенное время, чтобы выдавить конкурентов, быстро приберут к рукам отечественный рынок. Местные компании не смогут им ничего противопоставить, их вполне можно просто раздавить за счет ценового демпинга. А это только один из десятков вполне легальных экономических механизмов вытеснения конкурентов.
Что получим мы с вами? Полки магазинов вместо местной продукции заполнит очевидно более качественная импортная. Получается ура, мы выиграли, будем есть французские сыры, одеваться в Zara, H&M и другие модные бренды, носить хорошую итальянскую обувь, ездить на немецких авто. Вполне неплохая перспектива, за которую ратуют противники протекционизма.
Но есть и другая сторона медали. Обилие импортных товаров на полках никак не скажется на пополнении кошельков узбекистанцев, а скорее наоборот. Вытеснение местных производителей грозит закрытием десятков тысяч рабочих мест. И этот процесс легко можно описать эффектом падающих костяшек домино. Например, уход с рынка любого крупного местного производителя вызовет проблемы в смежных сферах. Трудности появятся у компаний, которые делали упаковку, осуществляли перевозку грузов, рекламировали товар и еще много у кого. И им тоже придется кого-то сокращать.
Сложно представить, что тысячи людей, оставшихся без работы, будут радоваться полным изобилия полкам магазинов, где они ничего не смогут купить. А так как в стране и так напряженная ситуация с рабочими местами, они будут вынуждены пополнить поток мигрантов, ищущих счастье за пределами родины.
Еще одно "преимущество" такого подхода – крупным международным корпорациям будет намного проще привезти свой товар в Узбекистан, чем создавать здесь производство. В результате можно будет забыть об иностранных инвестициях и создании новых рабочих мест. Страна превратится в большой супермаркет с качественным товаром и людьми, которые будут смотреть на него через стекло, стоя на улице.
Что делать?
Очевидно, что в современных условиях нестабильности на глобальном рынке Узбекистану просто не обойтись без каких-то протекционистских мер. Пример здесь всем задают США, которые готовы ущемлять всех и вся для защиты своего производителя. Но протекционизм этот не должен быть совковым, а грамотным и просчитанным. Если и повышать таможенные пошлины, то ненамного, чтобы местные производители не почувствовали себя королями, превратив население в заложников, вынужденных покупать только их продукцию.
При этом стоит внимательно присмотреться к нашим компаниям, оценив, какие льготы они имели за последние годы и как ими воспользовались. Ведь нет смысла давать новый костыль компании, которая и прежний использовала лишь для получения сверхприбылей.
Однако главное – это обеспечение прозрачности всех госзакупок, отчет чиновников по их расходам и зарплатам, превращение суда в полноценный орган, а не аппендикс государственных структур и их лоббистов, принимающий решения по звонку. Возможно ли это – теоретически да, но вот когда, сказать сложно.
Сейчас страну бросает то в жар, то в холод. Хокимы распоясались, застройщики ломают что хотят, с коррупцией вроде бы боремся, а генпрокуроры – на скамье подсудимых. Вокруг творится какой-то треш. И главное здесь не перегнуть палку, ведь народ не дышло, он может взять все в свои руки, и тогда всем мало не покажется.
Денис Довлатов (Мнение редакции может отличаться от мнения автора).
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.
Зачем производить заведомо менее качественные товары, нарушая при этом мое право потребителя на более качественные и более дешевые импортные товары ? Бардак.
Автор, поправьте пожалуйста название темы, дабы называть вещи своими именами. Явления, которые мы наблюдаем в современном Узбекистане, называются не протекционизм, а олигархия.
Думаю автор полностью прав!Контроль качества, должен быть на высоком уровне и системным.6 лет работы в Южной Корее ,показали мне действительную заботу гос.структур о гражданах страны.Товары качественные,иностранных товаров так же много,однако корейцы предпочитают товары,собственного производства.Всему этому необходимо учится и применять,нашим слугам народа-руководителям.Положительный результат, не заставит себя ждать.
Надо поддерживать местных производителей. Но при этом минимизировать вмешательство государства на частный бизнес.
Надо создать вне государственный орган, с полномочиями омбудсманда для защиты интересов местных производителей.ММА.