Загрузка
Загрузка

Традиционный рост тарифов, или кто расплачивается за неэффективность монополий

Традиционный рост тарифов, или кто расплачивается за неэффективность монополий

Традиционный рост тарифов, или кто расплачивается за неэффективность монополий

11244

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. В Узбекистане 16 ноября 2018 года и 1 июня 2019 года запланировано повышение тарифов на энергоресурсы. Почему из года в год происходит их удорожание и всегда ли оно носит объективный характер.

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о монополиях, инфляции и ее последствиях для экономики и населения.

Традиция или необходимость?

Мы уже привыкли, что каждый год происходит повышение тарифов на электроэнергию, газ, другие коммунальные услуги. Привыкли настолько, что удорожание не вызывает никаких вопросов, ну, может быть, только небольшое раздражение.

23 октября 2018 года заместитель премьер-министра Узбекистана, министр финансов Джамшид Кучкаров на встрече по разъяснению проекта постановления Кабинета Министров "Об изменении цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы" сказал:

"Мы каждый год повышаем тарифы, но без реформ этого никогда не будет достаточно. Эффекта нет. Так как действующая структура не заинтересована в получении дохода и снижении издержек. Это не бизнес... Государственная организация похожа на капризного ребенка в семье, которому уже 30 лет, а он до сих пор просит у отца деньги. Нам не нужны такие, тем более, мы не их отцы".

Получается, что все 27 лет независимости государство не могло понять, что монополия – это наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции, тормоз на пути перехода к рыночным отношениям и источник развития коррупции. Хорошо, что чиновники признают ошибки и промахи прошлого. Плохо, что чиновники продолжают ту же практику повышения тарифов и не видят других возможностей.

Поражает логика министра финансов: "мы не отцы … государственных организаций" или "государство обязано поддерживать образовательную сферу, частично систему здравоохранения, но никак не энергетический сектор или компанию "Узбекнефтегаз". Это не дети государства".

Если родители сами посадили на шею такого ребенка и потакают его инфантилизму и капризам, то почему сейчас родители отказываются от ребенка? И отказываются ли?  В 2017 году были списаны "безнадежные" долги предприятий АО "Узбекнефтегаз" на 8 трлн. сумов, в том числе АО "Узтрансгаз" – 7,5 трлн. сумов и АО "Узнефтепродукт" – 0,5 трлн сумов.

Задолженность по АО "Узтрансгаз" образовалась в результате неплатежей со стороны АО "Узбекэнерго" – 3 трлн. сумов, населения – 2,7 трлн. сумов, АО "Узкимёсаноат" – 1,4 трлн. сумов, предприятий теплоснабжения – 0,4 трлн. сумов. Предприятиям АО "Узнефтепродукт", в свою очередь, задолжали производители сельхозпродукции, в основном, фермерские хозяйства.

Как руководители предприятий АО "Узбекнефтегаз" и других монополий допустили образование безнадежной дебиторской задолженности? Почему не добивались ее взыскания? Ведь создано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре, одной из задач которого является "обеспечение полноты и своевременности платежей за электрическую энергию, природный газ и воду, сокращения задолженности потребителей". И до создания Бюро у предприятий было много вариантов погашения сомнительной дебиторской задолженности и предотвращения ее превращения в безнадежную.

Согласно статье 22 Налогового кодекса "безнадежная задолженность – задолженность, которая не может быть погашена вследствие прекращения обязательства по решению суда, банкротства, ликвидации, смерти должника или вследствие истечения срока исковой давности".

Что в течение трех лет руководство предприятий АО "Узбекнефтегаз" ждало от должников? Любой руководитель коммерческой организации сделает все, чтобы дебиторская задолженность была погашена в кратчайшие сроки, конечно, если за этим не скрываются корыстные цели. Тем более, что наличие просроченной дебиторской задолженности предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 МРЗП (статья 175 Кодекса об административной ответственности).

Монополия. Нет, это не игра, это тупиковый путь бизнеса

Говоря простыми словами, монополия, это когда у какой-то компании, производящей товар или оказывающей услугу, нет конкурентов на рынке. Монополия устанавливает любые цены и условия для реализации своего товара или услуги. Покупатели при этом не имеют возможности выбора, и они вынуждены приобретать продукцию монополиста. 

Этот же монополист диктует цены поставщикам сырья и материалов, так как эти материалы никто, кроме монополии, покупать не будет. В таких условиях, монополист не заинтересован в повышении эффективности производства, производительности труда и снижении затрат, а, следовательно, в снижении цены. А зачем? И так купят.

В постановлении президента "О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли" от 23 октября 2018 года № ПП-3981 указано:

"Отсутствие здоровой конкурентной среды, наличие значительного квазигосударственного сектора, несоответствие принципам рыночной экономики мер тарифной политики приводят к чрезмерному государственному регулированию, конфликту государственных и коммерческих интересов.

Низкий уровень внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, медленные темпы обновления соответствующей инфраструктуры приводят к увеличению технологических потерь и систематическим перебоям с поставкой электрической энергии, особенно на местах.

Забюрократизированная система управления предприятиями отрасли и нерациональное использование трудовых ресурсов снижают эффективность и результативность их работы и приводят к увеличению непроизводственных расходов".

Постановлением предусмотрены: реализация 7 инвестиционных проектов по модернизации действующих и вводу новых генерирующих мощностей стоимостью 2,6 миллиарда долларов, освоение долгосрочных кредитов на общую сумму 1,8 миллиарда долларов, направление части заемных средств международных финансовых институтов, привлекаемых к реализации Государственной программы "Обод кишлок", на строительство и модернизацию низковольтных сетей в размере не менее 100 миллионов долларов в 2019-2020 годах, обеспечение в 2019-2021 годах ежегодное выделение АО "Узбекэнерго" на безвозмездной основе средств из Фонда развития Бюро принудительного исполнения в размере 400 миллиардов сумов.

В 2017 году в республике выработано 61 миллиард кВт/ч электроэнергии, из которых 80% – на основе природного газа. На выработку данного объема электроэнергии израсходовано 24,3% от добытого природного газа или 15,2 миллиарда кубометров.

По состоянию на 1 января 2018 года совокупная задолженность "Узбекэнерго" по привлеченным кредитам и займам на реализацию инвестиционных проектов превышает 2 миллиарда долларов или 114% собственного капитала.

И опять "капризный ребенок… просит у отца денег"?

"За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?"

Так как же возмещаются и будут возмещаться затраты и убытки из-за неэффективного управления и обеспечиваться возврат кредитов монополиями? Ответ прост. За счет конечного потребителя, за счет населения. При этом монополии не стремятся увеличить производство, наоборот, они стремятся развиваться как можно медленнее с тем, чтобы не только сохранить цены, но и взвинтить их.

Рост цен и тарифов монополий неизбежно приводит к цепочке удорожаний на каждом этапе производства товаров или оказания услуг и в конечном итоге входит в цену готового изделия, которое приобретает потребитель. При этом монополист не заинтересован внедрять новейшие технологии, оборудование, модернизировать производство.

По данным Всемирного банка, в республике из-за повсеместного использования устаревшего оборудования и технологий более 60% энергии от первичных источников теряется в системах передачи и распределения энергии.

И насколько эффективно были использованы все займы и кредиты, о которых говорилось выше и которые зачастую предоставлялись под гарантии правительства?

"Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь", – писал британский экономист Дж. Р. Хикс.


По данным Госкомстата за 10 месяцев 2018 года инфляция в потребительском секторе составила 9,5%, а в октябре 2018 года по сравнению с октябрем прошлого года – 16,3%.

Одной из главных причин роста индекса потребительских цен на услуги статистика называет повышение регулируемых тарифов в коммунальной сфере за январь-октябрь 2018 года на 14%. Индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам января-сентября 2017 года составил 131,6% (в январе-сентябре 2017 этот показатель составлял 117,0%).

"Мы не повысили, а либерализовали цену на хлеб"

Эта фраза из выступления заместителя премьер-министра Узбекистана, министра финансов Джамшида Кучкарова на встрече 23 октября 2018 года. Произошла либерализация цен: переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения и формированию свободных цен.

В конце июля 2018 года МВФ заявил, что правительству Узбекистана нужно привести тарифы и цены на энергоносители ближе к уровню окупаемости затрат государственных компаний в сфере энергетики:

"Государственные предприятия, предоставляющие коммунальные услуги и производящие энергоносители, несут значительные убытки в связи с растущими расходами на используемые ресурсы, и положение этих госпредприятий усугубляется устоявшейся неэффективной практикой их деятельности".

Может быть, стоило сначала провести аудит этих предприятий, выявить неэффективные расходы, смоделировать оптимизацию их структуры, и только потом выдавать рекомендации по повышению цен. Хотя эти рекомендации МВФ, – как под копирку, – одинаковы для всех стран с переходной экономикой.

Плата за коммунальные услуги – это типичный пример инфляции издержек, когда рост цен оправдывается возросшей себестоимостью производства, а покупатели не могут сократить потребление данной продукции или услуг или вообще от них отказаться. Есть много желающих, живущих в квартирном секторе, отказаться от услуг предприятий теплоэнерго или трангаза, но на их пути встают запреты в виде нормативно-правовых актов, защищающих интересы монополистов.

Защищал интересы монополий и проект постановления Кабинета Министров "Об изменении цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы", размещенный для обсуждения, и который приняли фактически в неизменном виде (постановление Кабинета Министров от 1 ноября 2018 года № 897). А ведь все комментарии носили негативный характер. Такой вот "диалог с народом"…

Естественные монополии и рост тарифов – близнецы-братья?

Естественная монополия – состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров (работ, услуг) (статья 3 закона "О естественных монополиях" от 19 августа 1999 года № 815-I).

К естественным монополиям относятся: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводу, производство и транспортировка электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки с учетом использования инфраструктуры железных дорог, услуги общедоступной почтовой связи, водопроводное и канализационное обслуживание, услуги аэронавигации, портов и аэропортов. Но нам интересны отрасли, предоставляющие коммунальные услуги: газо-, электро-, тепло- и водоснабжение. 

"Мы повышаем стоимость потребления газа всего лишь на 10% до 320 сумов за 1 кубометр (в эквиваленте 3,9 цента). В Казахстане стоимость газа составляет 9,3 цента, в России – 10,1, в Кыргызстане – 20,7 цента за 1 кубометр", – уточнил заместитель премьер-министра Узбекистана, министр финансов Джамшид Кучкаров на встрече 23 октября 2018 года.

Вот данные МВФ: "В Узбекистане стоимость электроэнергии – одна из самых дешевых в мире. Цена 1 кВт/ч составляет около $0,02, в соседних странах – от $0,02 до $0,7, в РФ – $0,08, в США и Турции – $0,13. А самая дорогостоящая электроэнергия в Германии и Дании – по $0,38 за 1 кВт/ч."

Получается, по мнению чиновников и экспертов, что население постоянно недоплачивало. Но посмотрим с другой стороны (все познается в сравнении):


получается, что не так сильно и недоплачиваем...

Естественные монополии. А как у них?

В США, согласно принятому законодательству, компании, которые контролируют 30% рынка отдельного товара или услуги, представляют собой угрозу экономической безопасности страны. В Японии, Канаде, многих странах Европы были приватизированы водоснабжение, производство и распределение электроэнергии, добыча и распределение газа, телефонная связь.

Но и там цену устанавливает государство. В некоторых странах работники регулирующих агентств при установлении цены основываются на предельных издержках. В других - тарифы на коммунальные услуги определяются на средних издержках.

Следует признать, что и там не уделяется должного внимания решению проблем минимизации издержек. Но это не приводит к разгону инфляции, наоборот, рост цен приходится даже дополнительно стимулировать для нормального функционирования экономики. Стабильно работающей экономики.

Появляются новые экономические исследования, которые свидетельствуют, что теория естественных монополий не всегда верна. Так, в книге "Прямая инфраструктурная конкуренция: миф о естественной монополии" Уолтер Примо приходит к выводам, что прямая конкуренция в электроэнергетике возможна и это соперничество может продолжаться очень долго (в ряде городов более 80 лет).

Жесткая конкуренция сопровождается снижением цен и повышением качества оказываемых услуг (в результате потребители только выигрывают), вопреки теории естественной монополии, при наличии двух и более конкурирующих компаний, издержки оказываются ниже, не наблюдается переизбыток излишних мощностей, потребители предпочитают конкуренцию, а не регулируемую монополию, потребители полагают, что проблемы, связанные с наличием дублирующих линий, не существенны по сравнению с преимуществами конкуренции.

И эти результаты пробивают себе дорогу: в 1996 году штат Калифорния осуществляет реформу в электроэнергетике, переходя "от монополии, контролируемой небольшой группой государственных компаний, к открытому рынку". В этом же направлении двигаются и другие штаты, постепенно отказываясь от ошибочной теории естественной монополии в пользу естественной конкуренции: новые федеральные законы разрешают инфраструктурным компаниям покупать дешевую энергию на стороне и использовать сети других компаний для транспортировки.

Согласно мнению экономиста Роберта Майклса, в области инфраструктурных отраслей конкуренция позволит потребителям сэкономить как минимум 40 миллиардов долларов в год. Вот она – реальная защита прав и интересов потребителей!

Будущее начинается сегодня: реформирование монополий в пользу открытого рынка

"Качества не будет, пока коммунальное обслуживание не перейдет к частным предприятиям", – сказал Шавкат Мирзиёев в ходе поездки по Юнусабадскому району Ташкента 26 октября 2018 года. Да, пока речь идет о сервисных компаниях по обслуживанию многоквартирных домов.

Но можно и нужно пойти дальше: обеспечить функционирование на рынке коммунальных услуг нескольких компаний и создание условий для возникновения прямой конкуренции. При этом потребитель должен быть наделен правом выбора поставщика услуг.

И это касается не только одного вида услуг: потребитель должен иметь право самому решать, например, отказаться от теплоснабжения в пользу электро- или газоснабжения, конечно, при соблюдении всех технических требований и условий.  "Потребители имеют право на: ... свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги)" (статья 4 закона "О защите прав потребителей" от 26 апреля 1996 года № 221-I).

На начальном этапе необходимо разработать закон "О регулировании тарифов организаций коммунального комплекса", в котором были бы на законодательном уровне отражены общие принципы регулирования тарифов и повышающих коэффициентов.

Обязательно в законе должны быть отражены положения об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги: тарифы не могут быть выше установленного для страны предельного индекса.

И в заключение приведу слова классика: "Цена, складывающаяся в результате свободной конкуренции, самая низкая, которую можно принять, тогда как монопольная цена является самой высокой, которую можно получить". Да, это высказывание основоположника классической политэкономии Адама Смита. Поразительно как мысль из далекого 18 века не только не теряет актуальность, а становится все более злободневной, насущной и своевременной.

(Мнение редакции может отличаться от мнения автора)

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+