Секты в Узбекистане: что это такое и как туда не попасть

Секты в Узбекистане: что это такое и как туда не попасть

Секты в Узбекистане: что это такое и как туда не попасть

13097

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Сегодня в Узбекистане функционирует ряд духовных и религиозных общин, которые вовлекают в свою деятельность множество людей. Проблема в том, что некоторые из них вызывают много вопросов и даже представляют опасность для общества и государства. Корреспондент Podrobno.uz попытался разобраться в этих сектах, методах их воздействия и возникающих последствиях. 

Митрополит Викентий – архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа в интервью Podrobno.uz рассказал, чем опасны секты и как в них попадают граждане Узбекистана.


Путь в секту

– В стране был определенный период, когда различные секты пользовались достаточно большой популярностью, как среди молодежи, так и старшего поколения. На ваш взгляд, почему тогда они оказались настолько привлекательны?

– Для начала отмечу, что главный закон страны – Конституция Узбекистана – гарантирует право на свободное вероисповедание. В законодательстве Узбекистана отсутствует такое понятие, как "секта", а значит и запретить деятельность той или иной организации на основании того, что она является сектой, невозможно. В том числе по этой причине, в открытую мы не можем вести борьбу с сектантами.

Раньше, когда опыта у меня было поменьше, я активно и неприкрыто вел борьбу с ними. Однако моя борьба приносила больше шума, чем результата. Неоднократно разгорался нешуточный конфликт между церковью и сектантами. Представители сект начали приходить в церковь и вести себя неадекватно и развязано. Я понял, что этим методом можно только разъярить сектантов, и не более. Сегодня мы пытаемся больше популяризировать традиционные религии. Чем активней мы будем работать в этом направлении, тем меньше людей будут попадать на удочку сектантов.

Что касается того, почему люди массово шли в секты в девяностых и начале нулевых, то объяснить их интерес очень просто. Во-первых, люди были менее грамотны в вопросе религии, а во-вторых, было неспокойное время. Финансовое положение населения оставляло желать лучшего. Естественно, когда сектанты обещали получить не только душевное спокойствие, но и решить материальные вопросы, люди, не задумываясь, вступали в их ряды.

– Чем опасны секты и как в них попадают?

– В секту не приходят добровольно. Туда впервые человека приводят. Новичка погружают в атмосферу заботы, любви и особого внимания, тщательно скрывая истинные мотивы секты. И у человека создается впечатление, что ему очень повезло сюда попасть.

Сектанты по-разному отталкивают людей от традиционных религий. Если речь идет о православных, то им говорят, что в отличие от церкви они более открыты и всегда готовы за чашкой чая растолковать Евангелие. Да, отчасти они правы, но так было раньше. Сейчас мы тоже проводим собеседования по Священному Писанию и огласительные беседы. Кстати, как только мы начали вести огласительные беседы, к нам стали приходить из сект и возмущаться, потому что они теряют аргумент для обвинения Православной Церкви, что она не занимается с прихожанами.

У сект есть много способов вербовки и удержания своих последователей. Многие думают, что самая большая угроза – это лишение материальных благ. Но это совершенно не так. Да, жертвы отдают сектантам все свои деньги, жилье, автомобиль. Но самое ужасное – это психологическое разрушение человека.

Сектанты изнутри ломают людей, а сломленный и неконтролируемый человек – страшное оружие. Нам сложно работать с пострадавшими от сектантов, так как психика у них серьезна надломлена. Приходится долго и много беседовать с ними, чтобы убедить их встать на правильный путь.

Замечу, что в основе этого не последнее место занимают и политические интересы. Сегодня сектанты ведут деструктивное действие на политическом фоне, это можно увидеть в некоторых странах. Определенные секты активно пытаются внедриться в госорганы и наладить контакт со многими структурами власти.

Кстати, руководители сект в основном находятся за границей. Следовательно, оттуда же поступают финансы. Под видом религии лидеры и адепты сект могут исполнять "грязные дела", возбудить в народе недовольство, ропот, осуждение всех и вся, что является страшной разрушительной силой, способной уничтожить целые государства. Некоторые секты проповедуют чтобы люди не становились донорами и не служили в армии. А ведь вооруженные силы нужны для того, чтобы сдерживать зло, защищать Отечество от внешних врагов, но как видно не все этого понимают. 


– По каким признакам можно определить, что близкий человек попал в секту?

– Достаточно просто: по необычному поведению и отношению к близким людям. Многие сектанты не скрывают, что являются членами той или иной общины. Наоборот, они активно начинают навязывать сектантские взгляды, пытаясь вовлечь в эту организацию большое количество людей.

Для этого адепты подбрасывают различные брошюрки и другие агитационные материалы, при этом зазывая на различные сектантские собрания и сходки. Прежде всего, последователи начинают "обрабатывать" свою семью. Нередко, допустим, жена угрожает мужу разводом, если он не примет ее новый образ жизни. Понятно, что дети автоматически попадают под влияние родителя-сектанта. В этом плане, православная церковь толерантно относится к выбору веры. Есть немало семей, где муж исповедует ислам, а жена – христианство, и никто не оскорбляет и не унижает веру супруга.   

– Православная церковь ведет совместные работы в этом направлении с представителями других религий?

– Нет, каждый религиозный институт работает самостоятельно. И это самый верный путь, иначе наше объединение против сомнительных общин восприняли бы как то, что мы занимаемся разжиганием религиозной розни. Наша задача – активно популяризовать традиционные религиозные течения, которые в Узбекистане существуют веками.

Жертвами сектантов чаще всего становятся женщины и молодежь

Свобода в выборе вероисповедания привела к росту количества сект, которые сегодня действуют по всему миру. Практически каждый человек рано или поздно может столкнуться с сектой и ощутить на себе последствия ее влияния. Об этом заявил в беседе с корреспондентом АН Podrobno.uz руководитель Центра реабилитации пострадавших от сект при Свято-Успенском Кафедральном Соборе в Ташкенте, протоиерей Сергий Стаценко. 


– Могли бы вы дать общую оценку феномена сектантства?

– В первую очередь, я хотел бы определиться с терминологией. Термин "секта" носит чаще негативную окраску. Следуя принципу юриспруденции, нам нельзя называть сектами те религиозные организации, которые имеют государственную регистрацию. Но при этом, существуют и зарегистрированные общины, которые вопреки закону, своими действиями выводят себя за правовое поле.

Вот к таким организациям вполне применим этот термин. А вообще, если упрощать, сектами принято называть религиозные общины, которые замкнуты сами в себе и противопоставляют себя традиционным религиям и современному обществу. Негативность восприятия этого феномена связана с тем, что слишком часто пребывание в таких и подобных организациях связано с тяжелыми последствиями.

Есть религиозные организации и сообщества в Узбекистане, которые не относятся к традиционным религиям, но я бы их не стал называть сектами, поскольку они сумели дистанцироваться от самозамкнутости и успешно интегрируются в межрелигиозный диалог и в общество в целом.

– Кто чаще всего становится жертвой сектантов?

– Основной контингент обращающихся за помощью в наш Центр – это родственники жертв, пострадавших от сектантов или лиц, затянутых в опасные общины. Замечу, около 70% обращений поступает к нам от жертв оккультных групп. Прямыми жертвами сектантов может стать кто угодно без различий по полу, возрасту и социальному статусу.

Это практически всегда затрагивает семьи. Поэтому косвенными жертвами чаще всего становятся взрослые женщины, имеющие одного или нескольких детей. Мужчин обращается всего около 5%. В основном к нам приходят за помощью родные и близкие людей, попавших в секту. В плане пропаганды сектантских взглядов женщины являются более восприимчивой аудиторией, в силу своей большей религиозности. Поэтому больше в секты попадает слабый пол. Молодежь также в силу неустойчивости взглядов легко отзывается на пропаганду.

Неоднократно к нам обращались супруги, чьи вторые половины отдалились от семьи. Самое страшное, что многие из них, уходя в секты, забирают с собой и своих детей. Естественно, в большинстве случаев такие семьи разваливаются. В таких ситуациях здравомыслящие члены семьи хотят одного – скорее вызволить ребенка, насильно затянутого в секту.

Мы стараемся помочь им, чем можем. Если это не в наших силах, и присутствует криминальная составляющая, то советуем обратиться в правоохранительные органы. Кстати, значительное число обратившихся к нам, сами имеют определенные психологические расстройства. Им повсюду видятся заговоры, происки сектантов. Распознать нездоровых людей легко. Стоит задать им конкретные вопросы, как они перестают говорить что-либо внятное. И тут мы понимаем, что имеем дело с больным человеком, и помочь ему, к сожалению, ничем не можем. В лучшем случае, советует принять врачебную помощь. 

– Как проходит реабилитация?

– Прежде всего, мы пытаемся успокоить жертву или родственника, чей близкий человек попал в беду. Путем общения совместно пытаемся определить тип секты. Немаловажное значение имеет, кто является лидером общины. Дело в том, что есть люди, которые действительно искренне служат самой идее, а есть те, кто делают на этом деньги.

Бывают вполне благоразумные руководители, с кем можно вести конструктивный диалог и находить понимание. Но, бывает, попадаются невменяемые лидеры – это либо душевнобольные, либо циничные бизнесмены, для которых это лишь форма наживы. Бывают и смешанные типы, где в качестве яркого примера можно упомянуть российскую секту "бога Кузи", недавно осужденного.

В таких случаях секта имеет тоталитарный характер управления. Для подобных организаций характерен авторитарный метод, и тогда права человека внутри такой организации жестко ограничены. Серьезно подавляется воля и стремление к первичному житейскому комфорту. В таких случаях вызволить пострадавших можно только через правоохранительные органы.

Следующий этап нашей работы – налаживание контакта с проблемными людьми. Сектантские взгляды затмевают все человеческие ценности. Мы пытаемся через диалог достучаться до пострадавшего, пробудить в нем любовь к родителям, детям.

Ну а третий, главный принцип реабилитации, который мы исповедуем в нашей работе – это помощь в духовном становлении самих обратившихся за помощью. Человек, имеющий мощный духовный стержень, может стать духовной опорой для своих близких, которые именно из-за своей слабости попали в секту. Поэтому основное бремя реабилитации мы возлагаем на родителей и близких.

– Сколько длится период реабилитации?

– Понятно, что говорить о реабилитации, как о курсе приема каких-либо лекарств, не приходится. Профессиональная реабилитация не может проводиться без психолога, который изо дня в день должен общаться с жертвой сектантов. Если пострадавший находился в тоталитарной секте, то реабилитация должна продолжаться приблизительно столько же, сколько человек прибывал в этом сообществе.

На моей практике было всего два случая, когда вышедшие из секты люди добровольно обратились за помощью в наш Центр. Однако они не нуждались в реабилитационной помощи. Им просто нужны были деньги, чтобы доехать до дома или помочь найти ночлег на первое время.

– Правда, что в секты попадают в основном необразованные люди?

– Это действительно так. У них слабо развито критическое мышление. Люди, которые имеют хорошее образование, владеют высоким уровнем критического мышления. Поэтому, когда эти люди видят противоречия, несостыковки и несуразицу в период начального пребывания в секте, они тут же принимают решение уйти.

Но это не говорит о том, что в секты попадают исключительно малообразованные люди. В ловушку сектантов попадают разные люди. Например, человек, переживший смерть близких, может стать легкой добычей сектантов, особенно, если в этот сложный период его некому поддержать, посочувствовать. Или молодые ребята, которым сложно найти общий язык с ровесниками.

Иногда бывают случаи, когда человек разочаровывается в идее той или иной общины, и покидает секту. При этом они не решаются войти в православие, так как сильно разочаровываются в религии в целом. Многие, к сожалению, после этого начинают спиваться или садятся "на иглу", а кто-то пускается в другие формы разгула. Они пытаются прожечь эту жизнь, и восполнить то, что не добрали в секте. Порой люди уходят из секты психически больными. С ними, порой, даже разговаривать невозможно, не говоря уже о реабилитации.

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz  

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+