Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Рейтинги стремительно вошли во все сферы нашей жизни еще в самом начале 90-х. Вторглись сначала в область высшего образования, а затем – набиравшее широту банковское пространство. Но сегодня эта, могущая быть вполне доходной отрасль, застопорилась, остановившись в пути, наверное, в силу многих причин.
Напомним, мы впервые обратились к услугам независимых международных рейтинговых агентств в 1997 году. Мало кто задумывался тогда, сколько подводных рифов таит такое вот «окно в Европу»: в глобальное рейтинговое пространство легко войти, но трудно выйти, особенно перед лицом периодических финансовых кризисов. Может быть, поэтому в конце 2000-х явственно выявилась потребность в собственных рейтинговых агентствах.
Что мы имеем в активе сегодня? Худо-бедно работают те самые агентства. Осуществляют свои рейтинговые оценки Палата аудиторов и Национальная ассоциация аудиторов. Предоставляются национальные оценки эффективности биржевых торговых площадок. Торгово-промышленная палата ведет рейтинг ведения бизнеса.
Рейтинги постепенно объяли собой и многое другое. Так, внедрена рейтинговая оценка эффективности работы патронажной медицинской сестры. Проводятся успешные исследования узбекского сегмента Интернета. Существуют ресторанные, брендовые и прочие экзотические рейтинги. Но были, так сказать, и печальные моменты, явственно обнажившие главную болезнь рейтингового роста – идеологизацию.
Вспоминаю в этой связи несколько успешных коммерческих структур Ташкента и Самарканда 90-х годов, предоставлявших рейтинги популярности теле- и радиопередач. Там был вполне передовой персонал, с профессиональными командами. Но реальность привела к исчезновению этих структур: их отчеты не вписывались в рисовавшуюся картину бытия, противоречили утверждавшейся власти пафоса, шли вразрез с ролью масс-медиа.
В продвинутых странах периодически наблюдается недовольство власти всякими рейтингами и одиозными структурами. Но, закручивая гайки, парламенты хотят всего лишь минимизировать риски, помочь национальным рейтинг-структурам. Там понимают, рейтинги – болезненная штука, но ничего лучшего в ближайшее время не предвидится. Там инфраструктура качественного рейтинга – шестая власть в стране, после масс-медиа и общественного мнения.
В нашем государстве сегодня есть сферы, требующие немедленного рейтингового скальпеля. Например, сфера твердых бытовых отходов или сохранения зеленых рекреационных зон внутри и вокруг городов. И многие другие грани «зеленой» жизни и экономики.
Или взять ту же сферу высшего образования. Системы рейтинговой оценки вузов внедрены у нас еще в 2013 году, но об этих оценках мало кто знает – очевидно, там похвастаться нечем, или слишком уж актуальными должны будут стать оргвыводы.
В принципе рейтингами должно быть объято все в стране. Причем осуществляться они должны независимыми агентствами, структурами, максимально неаффилированными с органами государственного управления, умеющими хранить коммерческую тайну.
Понимаем, что укрепление института рейтинговых агентств, контроль и надзор за ними, защита прав и интересов рейтингуемых лиц и пользователей рейтингов, прозрачность и независимость, и многое другое – все эти вопросы требуют ресурсов. Но продолжать, вероятно, надо? Двигаться надо, ну а рынок сам оставит того или другого успешного рейтингового предпринимателя в игре.
Абдукадыр Саидмурадов (Мнение редакции может отличаться от мнения автора)
Подписывайтесь на канал АН Podrobno.uz в Telegram и будьте в курсе самых последних новостей и событий.
Комментарии отсутствуют