Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. В советские годы Ташкент без сомнения был театральным городом. Афиши буквально пестрили анонсами различных постановок, театральные площадки удовлетворяли запросы даже самых искушенных зрителей. Более того, когда-то отдельные театры города были предметом всесоюзной гордости. В общем, театральная жизнь в Ташкенте была насыщенной и интересной.
Но все это позади. Ситуация сильно поменялась. На протяжении последних 30 лет государственные театры переживают системный кризис. Это разъедающая все и вся ржавчина "душит" культуру в стране. В беседе с корреспондентом АН Podrobno.uz известный ташкентский театровед, критик и сценарист Камариддин Артыков поведал, в какой плачевной ситуации находятся государственные театры.
"Театры говорят на одном скучном языке"
"Дело в том, что в каждом театре должен быть свой художественно-театральный язык. К сожалению, последние десятилетия репертуары государственных театров ничем не отличаются друг от друга. Они говорят на одном скучном языке. Выпускаются "плановые" спектакли, которые изначально не могут претендовать на художественный продукт и уж тем более на произведение искусства. Это примитивные, мелодраматические сюжеты, держащиеся на теме свадьбы во всех ее ипостасях. Помимо скудной тематики и репертуара, есть большие проблемы с режиссурой, игрой и т.д. В общем, положение в театральной культуре страны я бы назвал не кризисом, а агонией", – говорит Камариддин Артыков.
Театровед считает, что люди, служащие сегодня в театрах, занимаются халтурой. С момента обретения независимости до сегодняшнего дня ни один государственный театр не проявил себя как "другой", не похожий на остальные. Многие "артисты" сегодня просто отрабатывают зарплату в театрах и работают на свое имя, чтобы переключиться на свадебный бизнес. Ведь театр – не самая прибыльная сфера. А нынешние артисты, если их так можно назвать, не хотят работать во имя любви к творчеству, к искусству, они ставят во главе угла деньги и сомнительную популярность.
"Неудивительно, что в последние 30 лет не наблюдается никаких новых театральных идей. Не могу выделить даже один театр, где ситуация более или менее нормальная. Таких нет. Они одинаковы во всем. Все они ставят только разрешенные тексты, прошедшие цензуру. Они не берутся за уникальные материалы. Но даже эти "удобные" тексты подают зрителям с низкокачественной драматургией и без режиссерских новаций. Представители современной культуры Узбекистана забыли о том, что каждый спектакль должен быть неповторимым. Зрители приходят в театр не для того, чтобы смотреть знакомые сюжеты, а, чтобы удивляться, поражаться и восхищаться", – сказал Артыков.
"Ильхом" уже не тот
Как известно, театр "Ильхом" – один из первых в истории бывшего Советского Союза профессиональных негосударственных театров, который был основан в 1976 году режиссером Марком Вайлем, трагически погибшим в 2007 году. Художественный руководитель был известен своими новаторскими спектаклями.
М. Вайль, как свободный художник, говорил о том, о чем молчали его остальные коллеги. Он не боялся ставить скандальные постановки. Среди них: "Подражание Корану", "Полеты Машраба", "Радение с гранатом". Однако его детище тоже претерпело изменения.
"С "Ильхомом" у меня очень давняя история. Я вместе с моими однокурсниками помогал в создании театра. Не могу не признать, что театр жил гораздо более интересной жизнью при главном художественном руководителе Марке Вайле, нежели сейчас. Сегодня для меня этот театр неинтересный. Нынешний "Ильхом" привлекает в основном подростков и молодых людей до 21 года. Это место для тусовки, развлекательных постановок, музыкальных фестивалей. Не хочу сказать, что это плохой театр. Это означает, что того театра, который создал Марк Вайль, уже нет. Остался бренд – "Ильхом". Да, молодые творческие люди пытаются что-то интересное произвести, но такого уровня спектаклей, какие ставил Вайль, больше нет", – считает Камариддин Артыков.
"В Ташкент приезжают маленькие театры с коммерческими спектаклями сомнительного качества"
Критик считает, что за интересными и качественными театральными постановками лучше ехать в Москву и Санкт-Петербург, и в отдельные маленькие театры в регионах России, где тоже производят хороший художественный продукт.
Вообще, русский театр, по словам Камариддина Артыкова, всегда был интересен для жителей Узбекистана. В советские годы в нашу страну часто приезжали на гастроли именитые российские театры. Среди них: "Таганка", "ВДТ", "Современник", "Ленком" и другие. Гастрольный тур длился по несколько месяцев и большую часть расходов брало на себя руководство страны. Каждый спектакль шел очень долго, потому что зрители не отпускали артистов со сцены. В те годы Ташкент и вправду был космополитическим театральным городом. Но все это осталось позади, к сожалению…
"Здесь жили люди самых разных национальностей и театры тоже были разные, многоликие. Помимо театральных представлений, тут проводили фестивали, концерты, выставки, кинопоказы, встречи с известными поэтами и писателями. Это было замечательное время. Но, после обретения независимости, культурная жизнь Узбекистана резко пошла вниз, потому что правительство стало мало уделять внимания этой сфере. Проблема в том, что государство больше не хочет финансировать такие мероприятия. Но театр – это очень дорогое удовольствие, и частных вливаний – недостаточно", – сказал Артыков.
При этом театровед заметил, что такая тенденция наблюдается и в соседних странах. Из стран Центральной Азии исключением является только Казахстан.
"Казахское правительство готово выделять из бюджета средства для просвещения населения, поэтому там по сей день организовывают гастрольные туры лучших театров России. Такие страны, как Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан не могут себе этого позволить. К нам приезжают только маленькие театры с коммерческими спектаклями сомнительного качества", – сказал он.
"Нужна четкая государственная система грантов разной формы"
Камариддин Артыков считает, что государство должно финансировать культуру и при этом ничего с нее не спрашивать, предоставляя полную свободу художественному руководителю.
"Многое из театральной культуры Узбекистана постепенно исчезает. Так, например, практически вымерла театральная критика, а искусствоведение на грани исчезновения. Никто не хочет идти осваивать эти профессии, так как после окончания вуза сложно трудоустроиться. Говорить о достойной оплате труда даже не приходится. Решить проблему в силах только правительство. Нужна четкая государственная система грантов разной формы, доплат, льгот и скидок для работников культуры. Эта сфера обязательно должна быть опекаемой. И самое главное, нужно вкладывать средства безвозмездно. Государство должно взращивать культуру, а у нас пытаются культурой руководить, что принципиально нельзя делать", – говорит критик.
Благодаря той системе руководства, которая сейчас существует в Узбекистане, страна потеряла все, что приобрела за советское время. Культурные связи с соседями почти прекратились. А культура не может жить в отдельно взятой стране, уверен Камариддин Артыков.
"Да, в последнее время в Ташкенте стали организовывать концерты симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и т.д. Но это разовые истории, и они рассчитаны не для широкой публики. Как правило, на этих концертах оказываются люди очень узкого круга, имеющие возможность купить дорогие билеты. Кстати, в России есть малоизвестные оркестры, но не менее интересные. Например, Теодор Курентзис из Перми. Совершенно непонятно, почему не приглашают таких артистов. Ориентироваться только на известные фамилии – не самый умный вариант", – отметил Камариддин Артыков.
"Шамс-и-камар" - глоток свежего воздуха?
Между тем, несколько лет назад в Ташкенте был создан новый театр "Шамс-и-камар", что в переводе означает "Солнце и луна". Недавно состоялось девятое открытие театрального сезона. Организатором театра стала группа энтузиастов, среди которой есть молодые режиссеры, актеры, художники, а руководителем – Камариддин Артыков. Стоит отметить, что билеты на спектакли не продаются. По словам худрука, этот театр стал экспериментальной площадкой для талантливой молодежи, которая готова делать что-то необычное.
"Есть молодые люди, горящие делать что-то новое, другое. "Шамс-и-камар" в какой-то степени стал экспериментальной площадкой для молодых режиссеров, актеров. Творчество и искусство никто не должен контролировать или выступать в качестве подсказчика. В государственных театрах нет таких возможностей. Если бы мы пробовали на "больших сценах" ставить те произведения, которые идут в "Шамс-и-камар", то нас быстро загнали бы в рамки. Там нет свободы", – рассказал Артыков.
По его словам, к примеру, если один театр поставит спектакль посредственного, но разрешенного драматурга Э. Хушвахтова, то все остальные по очереди начинают ставить его произведения.
"Это не жизнь живого театра. Это жизнь театра подвластного, послушного и малоинтересного. Театр должен быть абсолютно свободным. Они должны ставить то, что им интересно, и ставить ровно так, как им хочется, а не как видится цензорам. В "Шамс-и-камар" мы показываем номера на том языке, на котором нам интересно. Как оказалось, это нравится многим другим людям, которые с удовольствием посещают наш маленький театр", – сказал Камариддин Артыков.
Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz
Комментарии отсутствуют