Чарвакское водохранилище или попросту Чарвак – своеобразная Мекка отдыха узбекистанцев. Эта Жемчужина Западного Тянь-Шаня появилась относительно недавно, в 1970 году. Именно тогда была создана каменно-насыпная плотина высотой 168 метров, за которой, на слиянии рек Пскем, Коксу и Чаткал, образовалось прекрасное горное озеро – Чарвакское водохранилище – голубая вода которого в жаркие летние дни так и манит к себе, в унисон пишут сайты туркомпаний.
Но все ли так красиво и замечательно, как кажется на первый взгляд. Корреспондент АН Podrobno.uz провел несколько дней на главном курорте страны и увидел обратную сторону глянцевой картинки.
Разговорами о баснословных ценах на Чарваке, наверное, уже никого не удивишь. Эта тема поднималась не раз. Но все же… Номера в пятизвездочных отелях Турции порой стоят дешевле, нежели номера в чарвакских «Пирамидах». Единственная препона – недешевый перелет. А так, конечно, выбор был бы сделан в пользу заморского курорта с первоклассным сервисом и системой all inclusive.
Но нам как бы выбирать не приходится. Есть у нас неплохое озеро Ором за Чирчиком, но в этом году оно похоже на большую лужу. Рахат, Бахт и Ташморе тоже не вызывают особо желания купаться. Остается всем известный райский уголок в горах – Чарвак. Большая часть отдыхающих «уголка», конечно, жители и гости столицы. Потому как у ташкентцев альтернатива – только хлорированные бассейны и аквапарки. Тоже отдых неплохой, но порой хочется природы, водоема с песочком вместо кафеля, а Чарвак хоть и искусственный, но все ж не бассейн, да, и окружен горами. Лежишь «на пляжу», загораешь и глаз радуется.
Прежде чем лечь и загорать надо еще и с пляжем определится. Чарвак большой – места много, но по факту все гнездятся на платном пляже подле «Пирамид». 3 000 сумов с человека берутся за лжепесочек с галькой вперемешку, а местами и с валунами и, безусловно, за безоговорочную «чистоту» (фото ниже). На этом растраты не заканчиваются. Солнце палит, без большого пляжного зонта за день можно получить серьезные солнечные ожоги. Пляжные торговцы с успехом сдают в аренду зонтики всем желающим за кругленькую сумму: от 30 000 до 100 000 сумов на весь день. При этом более ушлые хозяева зонтов в выходные умудряются сдавать их почасово: 25 000 сумов за 2 часа. В самые жаркие выходные лета (27 – 28 июля) зонтиков и вовсе не хватило, потому как пляж у «Пирамид» был похож на китайский аквапарк.
Но сегодня Чарвак это не только эпицентр пассивного отдыха. На том же пляже, где располагается несколько сотен отдыхающих, загорающих и плавающих недалеко от берега, пришвартовались и несколько десятков маломерных судов: скутеров и катамаранов. Видимо, прошлогодняя трагедия никого ничему не научила. Вряд ли, кто не слышал об ужасном столкновении катамарана со скутером год назад, в результате которого 4 человека серьезно пострадали, и погибла 12-летняя девочка Наддэль Газиева. Несмотря на то, что дело получило широкий резонанс, ситуация на Чарваке нисколько не изменилась.
На пляже стоит ужасный запах горючего, практически по головам плавающих в озере людей пролетают с бешеной скоростью скутеры. Корреспондент АН Podrobno.uz сделал несколько кадров (фото ниже), на которых четко видно, как «можно» ездить на скутере: лежа, стоя, без жилета, в нескольких сантиметрах от головы плывущего человека, между двумя надувными матрацами, делая крутой вираж, провоцирующий сильную волну вблизи катамарана и т.д. По-прежнему нет спасателей, буйков и медиков на пляже. Все так же валяются горы мусора, особенно в будние дни, т.к. чистят пляж только к пятнице. И все так же никто ни за что не отвечает. В то время как Чарвак оромгохи — это закрытая, охраняемая и платная территория. Однако люди, отдыхая на этом пляже, не могут быть уверены даже в собственной безопасности. По имеющимся данным, в прошлом сезоне более 30 человек утонули в Чарвакском водохранилище, среди них большая часть – по вине плавсредств.
Насмотревшись на весь этот экстрим на пляже в Ташобласти, наш корреспондент обратился в Государственную инспекцию по маломерным судам Республики Узбекистан (ГИМС) с вопросом: когда же кончится этот беспредел? Сколько еще людей должно пострадать или погибнуть, прежде чем будут приняты какие-то меры???
Справка:
Государственная инспекция по маломерным судам Республики Узбекистан (ГИМС) на правах самостоятельной инспекции входит в состав Республиканской государственной инспекции по охране и рациональному использованию животного и растительного мира при Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы.
Главной задачей Государственной инспекции по маломерным судам Республики Узбекистан является надзор за правильным пользованием плавсредствами и базами для их стоянок на всех водных акваториях Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в целях обеспечения безопасности плавания, укрепления правопорядка и охраны окружающей природной среды.
С большим трудом вся редакция АН Podrobno.uz пыталась найти номер телефона этой организации. В итоге, эврика! Номер был найден. Позвонив туда, корреспондент представился отдыхающим и начал выражать свое недовольство отдыхом на Чарваке в минувшие выходные. Реакция была достаточно неожиданной:
- Вы можете подъехать к нам и написать заявление?
Корреспондент, конечно же, согласился и отправился на встречу в ГИМС. Путь не близкий – массив Узгарыш (в районе Южного вокзала). Корреспондент, приехав в ГИМС, объяснил, что он не просто недовольный отдыхающий, но и представитель СМИ. Начальник ГИМСа, Василий Ахметшин, согласился ответить на ряд наших вопросов.
По словам начальника ГИМСа, эта структура начала нормально функционировать около 2 лет назад. Осуществлять конкретную деятельность – с этого года, когда ГИМС получила штат 15 человек. До этого вся работа лежала на плечах одного человека – начальника.
Небольшая ремарка, чтобы читатель понял, что такое на самом деле ГИМС. Это своеобразная ГАИ на воде. Теперь сравните штат ГАИ и штат ГИМС; вооружение ГАИ и ГИМС, у последних нет даже собственной лодки или того же скутера, чтобы в случае необходимости преследовать нарушителей. А нарушителей, как мы видели сами и, как подтвердила ГИМС, немало.
В компетенцию ГИМС входит: регистрация маломерных судов, выдача прав на вождение данных судов, проведение техосмотра ежегодно с 1 по 30 апреля, а также прием заявлений от населения по поводу различных нарушений на пляже, связанных с маломерными судами.
Первый вопрос, который прозвучал с нашей стороны: Когда закончится этот беспредел на единственном более или менее пригодном для отдыха пляже? Начальник ГИМСа вздохнул и констатировал, что проблем здесь немало, чтобы прекратить беспредел.
- Мы ежедневно, кроме понедельника и вторника, выезжаем на этот пляж и пытаемся контролировать ситуацию, - говорит Василий Ахметшин. - Но, как я сказал, нас 15 человек на всю республику, в частности 3 человека контролируют Чарвак и Ташморе. Представьте, как 3 человека могут уследить за огромным количеством людей, судов и т.п. Пока мы контролируем пляж на «Пирамидах», что-то может произойти то в Бричмулле, то в Юсуфхоне, то еще где-либо.
Начальник ГИМСа подтвердил, что скутеры – самая большая проблема на сегодня. Отдыхающие постоянно садятся за руль судна без жилета и без инструктора и гоняют, создавая дискомфорт всем остальным. Столкновение катамарана и скутера – это классическая картина, при этом водитель скутера всегда остается целым и невредимым, а вот пассажиры катамарана – невсегда. К примеру, прошлогодний трагический случай, когда 4 пассажира катамарана получили тяжелые ранения, а 5 пассажир – 12-летняя Наддэль скончалась от полученной травмы; двое пассажиров скутера отделались легким испугом.
- Но и катамараны не так безопасны, как кажутся, - говорит Василий Ахметшин. - Все эти суда старые, неустойчивые. От небольшой волны и уж тем более от столкновения катамаран может легко перевернуться и причинить вред своим пассажирам. Еще одно важное нарушение и пассажиров, и арендаторов катамаранов – эксплуатация судна без соблюдений техники безопасности. Если катамаран 2-местный, то на нем должно быть 2 пассажира и оба в спасательных жилетах, если 4-местный – 4 пассажира также в жилетах. А что мы видим в реальности: 2-местный катамаран и 10 пассажиров, при этом все без жилетов. Мы устали с этим бороться. Ладно, арендаторы сдают суда, думая о безопасности в последнюю очередь. Но сами люди… Если пассажиры будут требовать жилеты, будут эксплуатировать судно правильно, то ситуация начнет меняться. А нет спроса, нет и предложения. Никому даже в голову не приходит спросить жилет при аренде катамарана.
К тому же, по словам начальника ГИМСа, заявлений о том, что отдыхающим мешают скутеры и катамараны, за сезон всего 2. Однажды сотрудники инспекции ходили по пляжу и интересовались у отдыхающих, мешают ли им маломерные суда. Более 90% ответили, что нет, им никто не мешает.
- Вот если бы заявлений больше было, - говорит начальник ГИМСа, - возможно, был бы принят какой-то отдельный закон, направленный на обеспечение безопасности при эксплуатации маломерных судов, увеличивающий степень ответственности и самих пассажиров судов и арендаторов. Но отдыхающих, видимо, все устраивает. Да, находимся мы далековато, но есть номер телефона 215-79-35, электронная почта gimsruz@mail.ru. В конце концов можно позвонить, а заявление отправить и в электронном виде. В Ташкенте мы находимся только в понедельник и во вторник (приемные дни), остальное время мы на Чарваке.
Так, работники ГИМСа, не найдя поддержки у населения, занялись разработкой проекта, по которому все скутеры должны отправиться на берег со стороны Бричмуллы и не беспокоить отдыхающих, а плавательные зоны на всех пляжах должны расширить почти в 2 раза и оцепить буйками. Кроме того, для скутеров по всем правилам эксплуатации судов должны построить пирсы на бричмуллинском берегу. Проект будет согласован с Хокимиятом Бостанлыкского района Ташкентской области.
Да, владельцы скутеров могут потерять часть прибыли при этом переносе. Но люди ко всему привыкают. В данном случае имеются в виду отдыхающие, часть из которых приезжает не лежать на лжепесочке под дорогущим зонтиком, а прокатиться на водном мотоцикле. Итог: кому надо, те дойдут или доедут и до Бричмуллы.
Но на нынешний момент работникам ГИМСа остается ежедневно стоять на пляже под палящим солнцем и кричать с берега нарушителям, размахивая руками. Но этот год спокойнее прошлого, говорят сотрудники инспекции: 2 утонувших, 1 из них по вине плавсредства: скутер в районе Бричмуллы врезался в лодку, полностью протаранив левый бок; один из пассажиров лодки – подросток – утонул.
Вернемся снова к пляжу. Работники ГИМСа пояснили, что если вы находитесь на пляже «Пирамид» справа от большого арыка, где пляж не песочный, а каменный, то это уже не плавательная зона, т.к. это место не огорожено буйками, и купание граждан в таких местах строго запрещено. Однако людям об этом никто не говорит: преспокойно сдают зонтики и даже так называемые палатки (металлические конструкции, обтянутые тканью). Да и песочный пляж в любой день забит до отказа, куда при этом идти остальным? Сдвигаться вправо. И арендатор пляжа, видимо, думает, что пляж резиновый и места хватит всем. Нет абсолютно никаких ограничений по количеству отдыхающих на пляже у «Пирамид». По неофициальным данным, в день может заехать до 10 тысяч машин. Поэтому и был разработан вышеупомянутый проект о переносе скутеров на другой берег и расширении плавательной зоны.
Кроме всего этого на пляже должны быть спасательные вышки, специальные спасательные лодки и, конечно, сами спасатели. По факту – есть один номинальный спасатель, сидящий на бережку и иногда свистящий в свисток. Должна быть медсестра, вооруженная медикаментами для оказания первой помощи. Но медсестра пропала из виду с начала июля. Что ж, наверное, ушла в отпуск. Также нет на пляже биотуалетов, питьевой воды и мусорных баков. Не осуществляет патруль и милиция, хотя, как оказалось, должна. Столько видимых недостатков, однако никому до этого нет дела.
Как оказалось, трагедии никого, действительно, ничему не учат. Все так же много отдыхающих, все так же никто не соблюдает меры безопасности, и также нет никакой законодательной базы, регулирующей все эти острые вопросы (кроме пары статей Кодекса РУз об административной ответственности, позволяющих взимать мелкие штрафы с нарушителей). И, правда, после встречи с начальником ГИМСа задумываешься, что могут сделать 3 человека на 2 огромных водохранилищах. Уследить за всеми невозможно физически. Остается только надеяться на сознательность самих отдыхающих, садящихся самостоятельно за руль скутера, на 2-местный катамаран впятером без жилетов, отплывающих далеко от берега.
Будем надеяться, что Бостанлыкский хокимият одобрит вполне рациональное предложение ГИМСа о переносе скутеров на другой берег водохранилища, и следующим летом отдыхающие не будут опасаться приезжать на любимый Чарвак.
Евгения Грандэ
Комментарии отсутствуют