Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Узбекистан в последние годы сделал серьезную ставку на туризм. И это ярко проявляется в том, что лет десять назад о развитии этого сегмента национальной экономики больше говорили, как о красивой картинке – дайте туристам памятники и сувениры, засыпьте все это пловом и шашлыком, и они будут довольны.
Но реальность такова, что современный турист, особенно возрастной, привык путешествовать если не с комфортом, то при наличии элементарных вещей в быту – удобного транспорта, уютных и недорогих гостиниц и конечно же удобоваримых туалетов. Ведь именно отсутствие элементарных удобств может оттолкнуть туристов, оставить в их воспоминаниях негативный след, несмотря на всех уникальные памятники и экзотические туры. Поэтому сегодня в стране реализуется комплекс мер по созданию всей необходимой инфраструктуры, начиная от удобных аэропортов и гостиниц, и заканчивая элементарными уборными в отдаленных регионах.
И здесь важно понимать, что, конечно, туалет – не объект исторического прошлого, но внимание к нему тоже притягивается. При всей деликатности темы нельзя не признать, что проблема общественных туалетов в республике доставляет многие годы неудобства не только иностранным туристам, но и местным путешественникам. Старая сантехника, отсутствие воды, а также мыла и туалетной бумаги, сломанные задвижки на дверях – то малое, с чем сегодня приходится сталкиваться людям. Как сделать так, чтобы эти в прямом и переносном смысле дыры в полу перестали отпугивать людей, разбирался корреспондент АН Podrobno.uz.
Туалеты как арт-объекты
Очень важно начинать развитие структурообразующих отраслей для страны и, в частности, туристического рынка с программы-минимум. Ведь не зря говорят, что общественный туалет – это лицо нации и государства. Как здесь не вспомнить европейские страны, где помимо приличных уборных с комнатой матери и ребенка есть еще туалеты, похожие на арт-объекты.
Так, например, в столице Австрии Вене есть туалет, который можно назвать достопримечательностью, так как туристы приходят туда именно полюбоваться убранством заведения и сфотографировать его. Это Toilet of Modern Art, украшенный в стиле модерн яркими картинками и мозаикой. Он был спроектирован архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером.
А недавно норвежцы построили самый красивый общественный туалет с видом на море. Остановка с туалетом – проект по обновлению туристической трассы Fv17, которая является частью живописного маршрута "Побережье Хельгеланд". Главная ее особенность – наличие террасы с потрясающим видом на Норвежское море. Стоимость проекта составила 1,5 миллиона евро.
Стоит отметить, что государство со своей стороны тоже делает многое, чтобы решить эту проблему. Например, в этом году совместным постановлением Министерства финансов, Государственного налогового комитета и Государственного комитета по развитию туризма утверждено Положение о порядке уменьшения налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов по отдельным затратам. За этим сложным названием скрывается важнейший документ, который, после принятия, условно окрестили "туалетной революцией".
В частности, согласно документу, теперь налогооблагаемая база хозяйствующих субъектов уменьшается на сумму до 100 миллионов сумов – затрат, направленных в срок до 1 января 2020 года на реконструкцию, капитальный ремонт и строительство современных санитарно-гигиенических узлов, соответствующих санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.
Кроме того, налогооблагаемая база уменьшается на сумму до 12 миллионов сумов – затрат, направленных ежегодно в срок до 1 января 2025 года на содержание санитарно-гигиенических узлов объектов туристской инфраструктуры. Под этим понимается зарплата уборщиц, приобретение гигиенических, чистящих и моющих средств, оплата коммунальных расходов.
При этом к объектам туристской инфраструктуры, согласно документу, относятся памятники истории и архитектуры, музеи, театры, дома культуры, пункты общественного питания, объекты сферы услуг, автомобильные заправочные станции, пункты временной стоянки автомобилей, сервисные зоны придорожной инфраструктуры, базары, рынки, магазины и другие места общественного скопления людей.
Проблема в том, что государство со своей стороны делает все для создания необходимых удобств местным и иностранным туристам, но отдельные чиновники в регионах и частный сектор пока не сильно спешат воспользоваться предоставленными возможностями для модернизации санитарно-гигиенических узлов.
"Несерьёзная проблема"
Начальник отдела развития и содействия туристической инфраструктуры в Государственном комитете по развитию туризма Мухайё Хайитова рассказала корреспонденту Podrobno.uz, что на сегодняшний день комитет совместно хокимиятами областей занимается решением этой проблемы.
"В 2015 году Кабинетом Министров было принято постановление "О мерах по развитию придорожной и туристской инфраструктуры", согласно которому чиновники на местах совместно с частными предпринимателями должны были привести в порядок санитарно-гигиенические узлы по всей стране. Однако принятие этого документа на практике не дало ожидаемого результата. Туристы продолжали жаловаться на состояние общественных туалетов, особенно в регионах. Госкомтуризма больше не мог молча наблюдать за этой ситуацией и был вынужден обратиться в правительство", – отметила Мухайё Хайитова.
По ее словам, после этого премьер-министр Абдулла Арипов утвердил решение, чтобы городские и районные хокимы создали специальные комиссии на местах, которые должны регулярно проводить выезды и оценивать состояние туалетов в общественных местах.
"Также в числе их задач – инвентаризация туалетов, имеющихся в пунктах общественного питания, гостиницах, сувенирных магазинах, сервисных зонах придорожной инфраструктуры, парках, рынках, автомобильных заправочных станциях, пунктах временной стоянки автомобилей, объектах сферы услуг и других местах большого скопления людей. По итогам инвентаризации определяются места, где необходимо построить общественные туалеты. Согласно документу санузлы должны быть разделены на три группы по их текущему состоянию", – рассказала она.
В частности, это туалеты с нормальным ремонтом и исправной сантехникой. В таких объектах необходимо просто соблюдать чистоту, а точнее придерживаться систематизированного графика уборки.
Ко второй категории относятся туалеты, имеющие нормальную конструкцию, подключенные к воде и канализации, но которым требуется капитальный ремонт и замена сантехники.
Третья категория – это туалеты, расположенные в отдаленных точках, построенные из подручных материалов и не имеющие водоснабжения и канализации. Большинство из них не подлежат реконструкции, поэтому необходимо их сносить.
"Практически полмесяца нахожусь в разных уголках страны именно для решения этого вопроса. К сожалению, не все хокимияты должным образом занимаются вопросом наведения порядка в санитарно-гигиенических узлах. Для них это несерьезная проблема. Кто-то вовсе открыто смеется мне в лицо и отмахивается, говоря, что у него есть куда более важные дела, чем состояние туалетов. Приходится доказывать им обратное, и требовать исполнения законодательства", – рассказывает эксперт.
Зачастую выясняется, замечает она, что даже поручение правительства не исполняется на должном уровне.
"Например, недавно больше 20 дней я работала в Джизакской области. Там была очень плохая обстановка. Однако благодаря совместным усилиям местных ведомств и частных предпринимателей, ситуация на автомагистральной дороге международного значения М-39 Ташкент-Термез намного улучшилась. И отношение предпринимателей, местных руководителей и населения изменилось в лучшую сторону" – сказала представитель Госкомтуризма.
Кроме того, эксперт отметила, что в целях создания благоприятных условий для туристов недавно за счет средств Фонда развития туристической отрасли при Госкомтуризма была создана сеть (всего 6) типовых современных санитарно-гигиенических узлов вдоль автомагистральной дороги международного значения М-39 Ташкент-Термез на участке перевала "Тахтакорача" на территории Самаркандской и Кашкадарьинской области.
При этом Мухайё Хайитова подчеркнула, что сложно работать не только с местными чиновниками, но и с частными предпринимателями.
"Представители бизнес-структур порой наотрез отказываются отремонтировать туалет, например, в пунктах общественного питания. Объясняют это тем, что у них нет лишних денег для ремонта санузлов. Хотя правительство пошло им на встречу и предоставило налоговые льготы. Они не могут понять, что от этого страдает их бизнес. Ведь мало кто из туристов захочет поужинать в кафе, где туалетная комната содержится в антисанитарных условиях", – говорит Мухайё Хайитова.
Остается надеяться, что в скором времени государственные служащие на местах и частные предприниматели поймут, что, когда нет туалетов, сложно развивать туризм на должном уровне, и, наконец, начнут подходить к этому вопросу со всей серьезностью.
Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz
Комментарии отсутствуют