Эксперт: Узбекистан не захочет упускать из вида Иран даже несмотря на санкции

Эксперт: Узбекистан не захочет упускать из вида Иран даже несмотря на санкции

Эксперт: Узбекистан не захочет упускать из вида Иран даже несмотря на санкции

3473

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Автобусный и грузовой парк Ирана нуждается в серьезном обновлении. В этой связи иранские компании, и в частности, Sepehr Meshqat Caspian заявляют о готовности сотрудничать с автопроизводителями Узбекистана. Иранская сторона готова не только импортировать узбекскую технику, но и рассмотреть вопрос о ее совместной сборке.  

Однако Госдеп США летом этого года пригрозил введением вторичных санкций против стран, которые захотят иметь общие проекты с Ираном. Поэтому за сотрудничество с этой страной можно попасть в немилость к США. Корреспондент АН Podrobno.uz разбиралась, как Узбекистану стоит поступить в такой ситуации.   

Из всех стран Центральной Азии именно Узбекистан занимает ключевое место в политике Ирана. Об этом корреспонденту АН Podrobno.uz заявил грузинский эксперт по Ирану Василий Папава. 

"Причина вполне ясна – республика находится в стратегически важном регионе и обладает внушительным экономическим (внешнеторговый оборот Узбекистана по итогам 2017 года увеличился на 11,3% и составил 26,9 миллиарда долларов – прим. редакции) потенциалом. Кроме того, страна стабильна и в политическом аспекте. Сюда же можно добавить либеральные реформы президента Шавката Мирзиёева, которые в будущем могут привести государство к свободному рынку и повысить привлекательность страны для иностранных инвесторов, в числе которых могут оказаться и иранские бизнесмены. Исходя из всего этого, в Тегеране рассматривают отношение с Ташкентом приоритетным во взаимоотношениях со странами ЦА. С другой стороны, для Узбекистана ключевым фактором сближения с Ираном служит его геополитический потенциал и его центральная роль для выхода на мировые рынки", – сказал иранист.

Однако летом этого года США наложили на Иран самые жесткие санкции в истории, чтобы достичь "мира во всем мире". Американский президент пригрозил тем, что каждый, кто будет вести бизнес с этой страной, не будет делать бизнес с Соединенными Штатами. 

Несмотря на противодействие со стороны европейских союзников, Трамп в мае вывел США из соглашения 2015 года между мировыми державами и Тегераном, согласно которому международные санкции были сняты в обмен на ограничение ядерной программы. 

Первый этап восстановления санкций реализуется с 7 августа. Второй – будет введен в ноябре. Так, с августа Вашингтон ввел санкции в отношении закупок Ираном долларов, его торговли золотом и драгоценными металлами, а также операций с металлами, углем и связанных с промышленностью и программным обеспечением. Соединенные Штаты заявили другим странам, что они должны прекратить импорт иранской нефти с начала ноября, или столкнуться с финансовыми мерами США.  

"Как известно, Иран занимает пятое место в мире по запасам нефти и газа. Это государство с громадным потенциалом, потому и европейцы были заинтересованы наладить отношение с иранским правительством. Однако, как мы все видим, для того, чтобы иметь дело с Ираном нужно получить одобрение у администрации США. На протяжении 40 лет рычаг давления сосредоточен в руках Вашингтона. Правительство США в лице Дональда Трампа дало четко понять, что Иран может не рассчитывать на нормальное отношение с ними. Трамп намерен продолжать вводить новые санкции против Ирана, а также против тех компаний и стран, которые планируют и реализуют совместные проекты с иранским бизнесом", – сказал Василий Папава.

По словам эксперта, в ноябре будет ясно, как санкции на практике скажутся на отношениях со странами-партнерами Исламской Республики Иран. 

"Например, ходят разговоры о том, что Южная Корея после вступления в силу второго пакета санкций намерена отказаться от закупаемых в Иране нефтепродуктов, а ведь Сеул долгие годы был стабильным покупателем иранской нефти. Но в связи с тем, что Южная Корея является сейчас стратегическим партнером США, Вашингтон может оказать давление на страну и потребовать разорвать отношения с Ираном. Что касается Узбекистана, то на данный момент республика заняла выжидательную позицию, и со стороны наблюдает за ситуацией. Узбекская власть будет следить, как отреагируют основные игроки региона после введения второго пакета санкций. И, в зависимости от этого, правительство станет принимать адекватные шаги. Мне кажется, Узбекистан не захочет упускать из вида Иран, но сближаться с Тегераном начнет тогда, когда накал страстей поутихнет", – сказал иранист. 

На сегодняшний день в Узбекистане действует более 100 иранских компаний. Основным направлением сотрудничества являются транспортные проекты, текстильная, аграрная и нефтяная промышленности. 

"Иранский бизнес на узбекском рынке очень слабо представлен. Для сравнения, в 2010 году в Грузии было зарегистрировано около 100 иранских компаний, но уже в 2013 году их число выросло до 1500. Ни для кого не секрет, что Грузия является прозападной страной и числится союзником США в регионе. То есть даже когда Тегеран находился под санкциями, тогдашнее правительство не препятствовало иранскому бизнесу работать на грузинском рынке. Это было странно, как в прозападном государстве, где американское правительство имеет большое влияние, иранцы сумели запустить бизнес", – задается вопросом Василий Папава.

При этом эксперт отметил, что в дальнейшем на Грузию было оказано давление, и Тбилиси был вынужден ввести визовый режим с Тегераном, что негативно сказалось на деловых показателях между двумя государствами. Большая часть компаний в Грузии закрылась. Несколько лет назад визовый режим с Ираном был снят, и отношения между странами немного стабилизировались. 

"В отношении Узбекистана действует такая же система. Местная власть сегодня видит те риски, которые могут возникнуть при реализации масштабных проектов с Ираном. Санкции – основное препятствие в укреплении торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Ираном. В свете того, что Трамп намеривается в ноябре активизировать второй масштабный пакет санкций, будет очень интересно посмотреть, как Иран сможет реформировать свои внешнеторговые отношения. Надо признать, что несмотря на все трудности, страна научилась жить под "колпаком" Запада, и смогла наладить торговые отношения со многими государствами", – сказал иранист.

Поэтому, по мнению эксперта, Узбекистан будет воздерживаться от конкретных предложений. 

"Сейчас никто не станет рисковать и вкладывать миллиарды в проекты, которые могут быть обречены на провал, и Узбекистан в их числе. Кроме того, узбекская власть выстраивает партнерские отношения со странами региона и Западом, в частности. Поэтому из-за Тегерана портить отношения с западным блоком Узбекистан не станет. Но для двух стран это не будет препятствием для продолжения сотрудничества в сфере региональной безопасности – это борьба против экстремизма, наркотрафика и организованной преступности.  Это может стать базой для того, чтобы в обозримом будущем отношения между государствами еще больше наладились", – заключил Василий Папава.

Напомним, что в июне этого года Узбекистан и Иран договорились о развитии совместного инвестиционного климата. Совместная рабочая группа должна подготовить "дорожную карту" для взаимного сотрудничества в рамках финансовых контрактов и инвестиций. 

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz




Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+