Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Ежедневно страшные ДТП, происходящие на дорогах Ташкента, уносят жизни взрослых и детей. Почти половина из жертв – пешеходы.
Бесспорно, зачастую сами граждане создают аварийные ситуации, игнорируя элементарные правила дорожного движения, тем не менее, большинство аварий происходит по вине автовладельцев. Сегодня в столице страшно переходить дорогу даже на пешеходном переходе.
В тройку самых опасных по количеству происходивших ДТП входят Юнусабадский, Учтепинский и Чиланзарский районы. Причины – высокая плотность заселения массивов, низкое качество дорожного полотна, ну и конечно же, недостаточный уровень подготовки водителей. АН Podrobno.uz попыталось разобраться, как исправить ситуацию на дорогах Ташкента и снизить статистику дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.
Для начала отметим, что в Ташкенте в перспективе планируется принять территориальную программу обеспечения безопасности дорожного движения. Она предусматривает снижение скорости движения автомобилей перед дошкольными и учебными заведениями, а также в местах массового скопления людей:
– до 50 км/час при наличии 3 и более полос для движения с каждой из сторон;
– до 30 км/час при наличии 1 или 2 полос для движения с каждой из сторон;
Скорость – это основная причина дорожно-транспортных происшествий. В Ташкенте многие водители сознательно игнорируют возможные риски и часто считают, что удовольствие от скорости перевешивает вопрос безопасности. Об этом корреспонденту АН Podrobno.uz заявила эксперт-юрист Шахло Мамарахимова.
"Управление скоростью является важным инструментом повышения безопасности дорожного движения. Однако более строгое соблюдение ограничений скорости и уменьшение небезопасной скорости вождения – непростые задачи. Управление скоростью предполагает согласованные, долгосрочные и комплексные действия. Особенно важны мероприятия по снижению скоростных режимов в местах, где движение автомобильного транспорта наиболее тесно пересекается с уязвимыми участниками дорожного движения – пешеходами", – говорит Шахло Мамарахимова.
Что говорит закон
Штрафы за нарушения ПДД устанавливаются Кодексом Узбекистана об административной ответственности. Штраф за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения может составить от 1 МРЗП до 10 МРЗП. Кроме того, за превышение скорости более трех раз за год можно лишиться прав на два года.
Согласно статье 266 Уголовного кодекса, нарушение правил безопасности движения или эксплуатации авто, повлекшее повреждение средней тяжести либо тяжкое, наказывается штрафом до 50 МРЗП или исправительными работами до 3 лет. В случае смерти пострадавшего и иных тяжких последствий, вам будет грозить наказание в виде лишения свободы сроком от пяти до восьми лет.
Кроме того, согласно статье 137 административного кодекса за попытку скрыться с места ДТП грозит до 30 МРЗП, лишение прав сроком на два года и административный арест до 15 суток.
"Однозначно необходимо законодательно заставить водителей снизить скорость вождения перед пешеходными переходами именно до 30 км/час. Перед государством будет стоять достаточно сложная задача – убедить водителей ездить в рамках разрешенных скоростных ограничений. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на развитие дорожной инфраструктуры на участках автомобильных дорог с повышенным риском дорожно-транспортных происшествий. Участники дорожного движения не должны умирать из-за недостатков государственной системы управления и контроля", – сказала Мамарахимова.
Связанный и компактный город
В интервью корреспонденту АН Podrobno.uz представители российской консалтинговой компании КБ "Стрелка", которую хокимият Ташкента привлек для модернизации столицы, рассказали, какие дополнительные меры необходимо принять для повышения безопасности на дорогах и улучшения качества дорожной инфраструктуры.
Как известно, городской дизайн определяет поведение пользователей: водителей, пешеходов, велосипедистов. Например, широкая улица без светофоров подсознательно дает автомобилистам стимул увеличить скорость. Безопасность на дорогах является одной из задач по созданию комфортного современного города.
Согласно докладу о глобальном статусе безопасности дорожного движения ВОЗ, самыми безопасными городами в мире являются Стокгольм, Берлин, Гонконг и Токио. Более безопасные города, как правило, имеют обширную систему общественного транспорта, комфортные условия для пеших и велосипедных прогулок, и меньше автомобилей на дороге, движущихся на более безопасных скоростях, что снижает силу удара.
Начатая в Швеции в 1997 году инициатива Vision Zero, направленная на устранение смертельных случаев и тяжелых травм от ДТП, с тех пор распространилась более чем на 25 городов США, Канады и Европы. Эти города взяли на себя обязательство ликвидировать смертельные случаи в результате дорожно-транспортных происшествий и тяжелые травмы и внедрили местные планы Vision Zero.
"В 2018 году Лондон также принял стратегию Vision Zero, цель которой – исключение всех смертей и серьезных травм на улицах города к 2041 году. Программа нацелена на снижение доминирования автотранспортных средств на улицах и обеспечение снижения скорости. Это связано с тем, что у человека примерно в пять раз меньше шансов быть смертельно раненым, если он попадает в аварию на скорости 20 миль в час, чем 30 миль в час. Была разработана прогрессивная политика ограничения скорости Transport for London Road Network, которая ограничивает движение в центре города до 20 миль в час", – рассказали в компании.
В КБ "Стрелка" заметили, что города могут быть более безопасными, если у них есть компактная и связанная городская структура, которая уменьшает необходимость вождения и способствует более коротким поездкам.
"Исследования показывают, что расползание городов, протяженные кварталы и отсутствие поперечных связей – напрямую связаны с дорожно-транспортными происшествиями и гибелью пешеходов. Допустим, густонаселенный Нью-Йорк имеет меньшее количество смертельных случаев ДТП, чем самые расползающиеся районы Атланты", – подчеркнули эксперты.
Управление общегородскими магистралями
Как сообщили в КБ "Стрелка", активные первые этажи с магазинами и кафе, ориентированные на пешеходов, связаны с меньшим количеством смертельных аварий по сравнению с большими коробками супермаркетов и торговых центров с обширными парковками вдоль загруженных городских артерий.
"Вместо того, чтобы строить улицы с быстрым движением транспортных средств, помещая пешеходов и велосипедистов в группу риска, города могут обеспечить более безопасный дизайн сложных перекрестков, которые связаны несколькими видами транспорта, и ограничить скорость движения автотранспортных средств до 40 км/ч, особенно на территориях со смешанным использованием. Дороги с более высокими разрешенными скоростями должны быть полностью отделены от пешеходов, велосипедистов и соответственно территорий со смешанной общественно-деловой и жилой функциями", – отметили представители "Стрелки".
Безопасные скорости
Безопасность городской среды в тех или иных районах можно повысить посредством ограничений скорости и интенсивности трафика. При этом в большинстве городов очень тяжело изменить существующую планировку уличной сети.
"Но эти города могут добиться снижения скорости движения, используя различные решения успокоения трафика: одни из них изменяют конфигурацию проезжей части, другие изменяют то, как люди психологически воспринимают и реагируют на улицу. Каждое решение рекомендуется применять в зависимости от типа улиц в городе. Одновременно средства и методы "успокоения" трафика обеспечивают снижение транспортного шума и вредных выбросов. К первой группе относится оптимизация ширины проезжей частью, антикарманы, шиканы, приподнятые пешеходные переходы", – сказали в КБ "Стрелка".
Также эксперты отметили, что неширокая полоса побуждает водителя снижать скорость, а расширенная полоса – наоборот. Неравномерность движения повышает аварийность. При скорости 40 км/ч рекомендуемая ширина полосы в городе 3 м, 60 км/ч – 3–3,5 м, полосы общественного транспорта – 3,5 м.
"Грамотная оптимизация работы светофоров может управлять скоростью и интенсивностью дорожного движения не только на прямых магистралях, но и на территории городского центра. На жилых улицах и при въезде на них с магистральных улиц пешеходные переходы стоит проектировать на одном уровне с тротуаром. Это способствует снижению скорости автотранспорта и расширяет пешеходную зону", – рассказали в КБ.
Ко второй группе решений относится озеленение, организация парковок и другое.
"Деревья, высаженные вдоль улиц, также могут играть важную роль в управлении скоростью. Использование деревьев, например, в Техасе обеспечило снижение скорости на восемь миль в час. Улицы с озелененными разделительными полосами или по краям проезжей части могут повлиять на восприятие водителем ширины дороги, что вызвано "краевым эффектом". Этот эффект побуждает ехать медленнее. Озелененная полоса разделяет автомобильные потоки и визуально сужает проезжую часть, психологически заставляя водителей быть более внимательными, замедлять скорость. Организованная зеленая разделительная полоса также создает островки безопасности для пешеходов, пересекающих улицу", – сказали в КБ Стрелка.
При этом эксперты отметили, что диагональные и перпендикулярные парковки не только визуально сужают проезжую часть, но и служат средством успокоения трафика. К тому же они создают буфер со стороны транспортного потока, обеспечивая безопасность пешеходов.
Элина Рустамова
Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz
Комментарии отсутствуют