Кто виноват в "пробуксовке" экономических реформ в Узбекистане и что с этим делать. Мнение эксперта
Экономика

Кто виноват в "пробуксовке" экономических реформ в Узбекистане и что с этим делать. Мнение эксперта

7954

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане продолжают "буксовать" реформы в ряде сфер. Что это – саботаж, происки империализма, или просто недочеты, рассуждает в своей колонке экономист Мирякуб Хайдаров.

– На портале обсуждения проектов новых нормативных правовых актов Республики Узбекистан 7 октября 2019 года был размещен проект «Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года». Обсуждение проекта продолжалось до 22 октября 2019 года. А 26 декабря 2020 на портале Центра экономических и деловых исследований (CEBR) (Великобритания) опубликована Таблица мировых экономических рейтингов с прогнозами для 193 стран до 2035 года, которая содержит также данные по Республике Узбекистан (стр. 233).

По данным CEBR, Узбекистан - страна с уровнем дохода ниже среднего, с ВВП на душу населения с поправкой на паритет покупательской способности (ППС) в размере 7 378 долларов США в 2020 году. По данным нашей статистики, ВВП у Узбекистане по кросс курсу составлял в 2018 году порядка 1,5 тысяч долларов на человека.

Доклад CEBR констатирует улучшение показателей частного сектора в Узбекистане. Так, в 2020 году страна заняла 69-е место в индексе легкости ведения бизнеса Всемирного банка по сравнению с 85-м местом в 2016 году. В период с 2015 по 2020 год наблюдается рост численность населения, в среднем на 1,7% в год и, предполагается, что эта тенденция будет способствовать росту ВВП.

По данным CEBR, в 2020 году экономика Узбекистана выросла примерно на 0,7%, что, в связи с пандемией COVID-19 ниже роста ВВП, зафиксированного в предыдущем году (5,6%). При этом, государственный долг в 2020 году как доля от ВВП увеличился до 36,1%, - в 2019 году он составлял 29,3% от ВВП.

Государственные финансы остаются в относительно стабильном положении - бюджетный дефицит по их расчетам в 2020 году составил 4,1% от ВВП.

Положительные темпы роста ВВП в Узбекистане в 2020 году показывают, что негативные последствия пандемии здесь ниже, чем в большинстве других стран – падение объёмов производства в мире оценивается CEBR в почти 6 триллионов долларов США. При чём, восстановление объёмов мирового производства 2019 года не ожидается до 2035 года.

По прогнозам CEBR экономика Узбекистана в предстоящие 15 лет будет расти в среднем на 5,5% в год.

Табличный рейтинг по прогнозам CEBR.

2005

2010

2019

2020

2021

2025

2030

2035

ВВП, млрд. Местной валюте (в постоянных ценах)

98,498

146,580

259,294

261,109

274,165

341,251

446,002

582,907

ВВП, млрд долларов США (в текущих ценах)

17

47

58

60

63

93

116

156

ВВП, млрд долларов США (в постоянных ценах)

21

52

56

57

59

80

91

111

Ранг (Место страны в мире по объему ВВП)

91

77

81

78

74

78

78

78

Как видно из прогнозной таблицы, международный рейтинг Узбекистана по объёму производства ВВП с 2005 годы имеет стабильную тенденцию роста с 91 места до 78 места в 2020 году. По результате пандемии COVID-19 во многих странах будет наблюдаться снижение объёмов ВВП, что позволит в 2021 году рангу Узбекистана повыситься до 74 места из 193 стран, по которым представлен прогноз CEBR. Однако, к 2025 году ранг страны опять снизится до 78 места и этот уровень по прогнозам CEBR будет сохраняться до 2035 года.

В проекте «Концепции» комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года» предполагался «рост реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в иностранной валюте в 3 раза к 2030 году или до 4538 долл. США, против 1533 долл. США в 2018 году. Среднегодовой рост прогнозировался не ниже 6,4%, с постепенным увеличением до 7%.

Как видно из таблицы, в прогнозе CEBR также ожидается увеличение объёма ВВП с 58 миллиардов долларов США в 2019 году до 116 миллиардов долларов США в 2030 году в текущих ценах. Более чем удвоение. Но с учетом роста населения, трёхкратное увеличение производства ВВП на душу населения не ожидается. А если считать рост в сопоставимых (постоянных) ценах, то рост ВВП прогнозируется до 91 миллиардов долларов США, то есть на душу населения - еще меньшее увеличение. Таким образом, если их прогнозы окажутся правильными, то это еще не позволит Узбекистану войти в группу стран мира с уровнем доходов выше среднего, как предусмотрено проектом «Концепции».

В проекте Концепции отмечалось, что «развитие мировой экономики будет сопровождаться ужесточением конкуренции на глобальных рынках, предъявляющих жесткие требования к повышению эффективности факторов производства, в том числе накоплению и развитию человеческого капитала».

Насколько успешно осуществляется накопление и развитие человеческого капитала?

Образование и инвестиции в человеческий капитал

Как выйти на прогнозные параметры экономического роста, обозначенные в проекте «Концепции»? В проекте «Концепции» наиболее приемлемым рассматривался инновационный сценарий (3 сценарий), который предполагает «обеспечение долгосрочного инклюзивного и устойчивого экономического роста за счёт интенсивных факторов – роста производительности рабочей силы, ресурсов и инноваций, а также повышения качества госинститутов и улучшения бизнес-климата». Он заключается «в опережающем росте инвестиций в человеческий капитал, сферу ИКТ, науку».

С точки зрения современных концепций моделей экономического развития, наибольший приоритет в мире отдаётся инвестициям в «человеческий капитал». Именно этот аспект экономических реформ у нас требует повышенного внимания, поскольку наиболее слабый. Правда обеспечивается количественный рост инвестиций в «человеческий капитал»: увеличивается количество ВУЗов, учреждений дошкольного образования, увеличивается количества лечебных учреждений, социальных расходов.

Но проблема не (только) в расходах на «человеческий капитал», а в инвестициях. На протяжении многих лет расходы на образование в бюджете страны составляют порядка 35 процентов. На здравоохранение порядка 14 процентов. Более 10 процентов расходов приходится на культуру и другие социальные нужды. Растет количество частных учреждений социальной сферы. Но это лишь расходы. Чтобы эти расходы стали инвестициями нужно не просто освоение этих средств, а добиться реальной отдачи от них.

То, что система образования отстаёт в своём развитии и не отвечает требованиям сегодняшнего дня констатируется во многих директивных документах. Аморфность и значительная коррумпированность оценки освоенных знаний и навыков на всех уровнях образования: школьного, профессионального, высшего, не соблюдение элементарных принципов непрерывности и дискретности - основные формы внешнего проявления проблем образования.

Знания, которые даёт школьное образование, если судить по результатам вступительных экзаменационных тестов в большинстве низкие. То есть, без дополнительного обучения у репетиров средний школьник не может поступить в высшие учебные заведения.

Структура подготовки кадров в разрезе профессий в средних специальных профессиональных учебных заведениях не соответствует потребностям рынка труда. А присвоенные квалификации, за редким исключением, должны бы лучше подтверждаться на практике. Изменить ситуацию не могут много лет.

В высших учебных заведениях система научно-исследовательских работ существенно деградировала. Отчеты о научных работах ограничиваются лишь количеством соискателей, независимых соискателей и их академическими успехами. Утверждение тем научных исследований и отчетов кафедр, направлений исследований факультетов и ВУЗов стало редким явлением.

Между тем, любой грамотный преподаватель скажет, что обновление учебных программ – методическая работа, не может осуществляться без специальных научных исследований по предмету. Без осуществления научно-исследовательских работ профессорами и преподавателями ни учебно-методические материалы, ни преподаваемые дисциплины не могут обновляться. Из года в год преподаются одни и те же устаревшие знания.

Учебные программы высших учебных заведений настолько устарели, что дипломы выпускников наших ВУЗов не хотят признавать не только высокотехнологичные страны, а уже и некоторые развивающиеся страны. Так, 7 января 2021 года прошла информация, что сотни пакистанских врачей и студентов-медиков протестуют в Исламабаде, призывая правительство признать дипломы, полученные в Узбекистане и Кыргызстане.

Свою лепту в ухудшение образования внес временный переход на дистанционное образование, осуществлённый без совершенствования системы оценки полученных знаний и навыков. Образование — это сочетание воспитания и передачи знаний. Поскольку дистанционное воспитание, без выполнения требований дисциплины существенно ниже, чем при очном обучении, в целом система образования понесла существенный урон.

Перечисленные в системе образования проблемы хорошо известны и, их решением занимаются грамотные, ответственные люди. Но попытки внести изменения, решить их упираются в «невидимые стены» не один год. Наиболее прогрессивные профессии современности не могут получить развитие в нашей системе. Так ликвидирована подготовка по специальности нано-технологий в Техническом университете. Ликвидирована подготовка генных инженеров на биофаке Национального университета. Массовая подготовка востребованных программистов не налаживается ни на факультетах прикладной математики, ни в других специализированных ВУЗах. Думаете это череда случайностей???

Бюджетные расходы

Речь идет не только о расходах на образование. Речь идет о бюджетных расходах в целом. В широком смысле, расходы на социальную сферу – это такие же инвестиции, как и в экономику. Но отдача от социальных расходов, будь то культура, здравоохранение или образование имеет определенный временной лаг. Если вложения в экономику, например строительство промышленного предприятия начинают давать отдачу сразу по завершении объекта, то расходы на образование требуют дольше времени на освоение, и отдача происходит медленнее. Поэтому, и для злоупотреблений в освоении средств на социальные расходы имеется больше возможностей.

Например, любой хоким мог отрывать школьных преподавателей от их непосредственной деятельности, для решения каких-то более актуальных для него экономических или других задач: уборка урожая, прополка, организация выборов и др. (сейчас эта практика резко критикуется и существенно сокращается, алхамдуллилах,). То есть за счет финансирования образования решались совершенно другие, может и важные задачи. Механизма реальной текущей оценки результатов расходов на образование нет (как и других направлений социальной сферы). Казначейство же отчитывается о целевом, правильном использовании ассигнованных средств.

Для решения этой проблемы, в мировой практике распространение имеет «система бюджетирования ориентированного» на результат. В проекте «Концепции», внедрение этой системы в нашей стране предусмотрено на втором этапе в 2021-2025 годах. Хотя еще в Государственном бюджете, принятом на 2004 год, было поручение начать внедрение этой системы.

С тех пор в бюджетной системе осуществлено много реформ: внедрена казначейская система исполнения, новая бюджетная классификация, принят Бюджетный кодекс, усовершенствована система бюджетных запросов, разработана система государственных закупок, внедряется международная система учета (МСФО) и многое другое. Но, наиболее важная реформа, - система индикаторов оценки исполнения бюджета (БОР), которая бы позволила законодателям увидеть, как исполняется принятый ими Государственный бюджет в разрезе каждой области, района и по статьям расходов, и, что нужно менять для повышения его эффективности - не продвигается, а отодвигается. Думаете это череда случайностей???

В таком же виде происходит продвижение реформ по Проектному управлению.

Во многих странах государственные органы используют проектное Управление для обеспечения эффективности, прозрачности проектов Государственной значимости и преодоления проблем, связанных с коррупцией.

Внедрение принципов Проектного управления обеспечивает своевременность и эффективность выполнения правительственных решений, не превышая расходов выделенного бюджета. Управление рисками в пределах каждого реализуемого проекта позволяет нейтрализовать чрезмерные транзакционные издержки, связанные с реализацией правительственных решений.

Как пишет аналитик Bloomberg и эксперт совета Buyuk Kelajak Дилиёр Юсупов, «в США сейчас в министерствах на руководящие посты не принимают людей, которые не прошли курсы и которые не имеют сертификатов по Проектному управлению. В Китае с 1992-го года действует порядок сертификации: если реализуется проект, требующий государственного финансирования, руководитель этого проекта обязательно должен быть сертифицирован в области проектного Управления. Пример в Китае: гостиница в 60 этажей возведена за 15 дней. Секрет такого успеха в проектном подходе». 

Теперь пример из нашей действительности: в Чиланзарском районе г. Ташкента, в 2018 году началось строительство государственной детской больницы. В первом году строительных работ подняли корпуса больницы. В 2019 году работы приостановились на весь год, корпуса так и простаивали. Работы возобновились через год – отделочные, фасадные работы осуществлены в 2020 году.

Но на начало 2021 года объект еще не работает. Инвестиции, направленные на этот объект три года назад, всё еще не дают отдачи. Это так применяется проектное управление? Между тем, строительство комплексных многоэтажных домов завершается за несколько месяцев и быстро сдаётся в эксплуатацию.

УказомПрезидента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению системы проектного управления в Республике Узбекистан» 24 июля 2017 г., № УП-5120, осуществляется решение проблем развития в стране единой системы проектного управления. Создано специальное Агентство (УзНАПУ), приняты Национальные стандарты, проводятся международные конференции, осуществляется подготовка кадров. Но данных по применению Национальных стандартов проектного управления нет. По требованиям в разрезе министерств, ведомств и хокимиятов установления минимальных квот к доле сотрудников в их штатах, обученным и сертифицированным по квалификации проектного управления, и постепенному увеличению этой квоты, по примеру США и КНР, - данных нет. Думаете это тоже из череды случайностей???

Увеличение объемов экспорта

В проекте «Концепции» предусмотрено, что «рост производственного потенциала экономики будет обеспечено увеличением объемов экспорта в 3 раза».

Чтобы достичь такого увеличения объёмов экспорта потребуется решение двух серьезных задач:

1. Найти рынки сбыта отечественной продукции;

2. Нужно производить в больших объемах продукцию с высокой добавленной стоимостью, а не сырья и сельхоз продукцию.

По решению первой задачи внешнеполитическое ведомство страны в последнее время достигло весомых успехов и в южном, и в северном направлениях. Поистине прорывным можно рассматривать достижение договоренности с Пакистаном о строительстве железной дороги через Афганистан. Строительство этой железной дороги послужит помимо возможности развития экспорта, становлению Узбекистана как важной транзитной страны, соединяющей глубинные регионы Евразийского континента с Южной Азией, а с выходом на порты в Индийском океане и со странами Юго-Восточной Азии.

В качестве серьёзных трансакционных проблем вероятно негативное отношение к строительству дороги как на западе, так и на востоке Евразийского континента. Наиболее сложный участок строительства, зона племен, где могут происходить различные провокации. Эти издержки «могут быть перекрыты», если племена по обе стороны «линии Дюрана» проявят заинтересованность в завершении строительства, увидят выгоды от интеграции и выхода в большой мир благодаря этой дороге. Это напрямую связанно с экономической безопасностью нашей страны и региона.

По северному направлению, Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), что расширяет перспективы интеграции.

Решение второй задачи: производство в больших объемах продукции с высокой добавленной стоимостью связанна с ре-индустриализацией. И это должно предусматривать создание промышленных предприятий не добывающих отраслей, а глубокой переработки и наукоёмких отраслей.

Такие предприятия придется создавать и развивать с нуля, поскольку действовавшие промышленные предприятия на протяжении многих лет только разрушались. Так, уничтожен ТАПОИЧ, ТашСельмаш, Узбексельмаш, Экскаваторный завод, предприятия электротехнической промышленности… – всего не перечислить.

Уничтожены не только сами предприятия, но очень часто вся документация, по которой можно было бы что-то восстановить. Хотя, сегодня уже и миллиардов не хватит, чтобы восстановить производство, создать цепочку поставщиков и потребителей той продукции. Думаете это череда случайностей??? Что можно сказать о бездарной организации экономической безопасности страны того периода?

В ущерб действовавшему тракторному заводу пытались наладить производство тракторов КЕЙС, со сроком окупаемости «бесконечность». Можно похвастаться, что создан национальный Автопром. Но в чем принципиальная разница между ликвидированными предприятиями, и новыми созданными в автомобильной, тракторной, электротехнической отраслях? У тех предприятий были свои конструкторские бюро. Производство осуществлялось на основании собственных инженерных разработок. Новые предприятия практически не только не содержат отечественные конструкторские разработки, но даже если таковые и будут предложены, то полностью отторгаются от внедрения.

Инженерные разработки на новых предприятиях не наши, а их использование стоит денег: роялти, патенты, лицензии. Можно сколько угодно локализовать производство комплектующих - себестоимость этой продукции не снизится, в связи с высокими издержками по перечисленным выплатам.

В надежде создать конкуренцию в производстве автомобилей, для снижения их цен, на сегодняшний день прорабатываются несколько новых проектов автомобильной промышленности. Но вряд ли цены снизятся. Проблема не в конкуренции, а в том, что значительности доли перечисленных выплат в их себестоимости.

Хороший бы получился проект, например, производство совместно с Казахстаном тепловозов и электровозов для загрузки строящейся, и действующей железной дороги во всём нашем регионе. Причем по меньшей мере двух совместных предприятий. Одного на территории Казахстана, по производству, платформ вагонов и тепловозов со всеми ходовыми частями, с участием узбекского капитала. И второго на территории Узбекистана по производству силовых агрегатов и сборке, с участием казахстанского капитала. Такой проект может быть успешным, если будет базироваться на собственных инженерно-конструкторских разработках, с ограниченной выплатой роялти и т.п. платежей.

И проблема реализации такого проекта не столько в дефиците инженерно-конструкторских кадров, которых можно бы и нанять со стороны. Проблема в коррумпированности чиновников, которым легче закупить готовые технологии, за определенные «откаты». А все расходы по выплате лицензий и патентов на использование технологий и т.п. будет ложиться на себестоимость продукции новых предприятий. Это лишь пример, который показывает, что, не решив проблемы экономической безопасности никакая Концепция экономического восстановления и развития страны работать не будет. Потому, что идёт война: не только психологическая, не только информационная…

Здесь речь идет не о необходимости насаждении у нас подобия «маккартизма» или «охоты на ведьм». Речь идет о бдительности при «буксовании» реформ: что это саботаж, происки империализма, или просто недочеты – недооценка трансакционных издержек в осуществлении институциональных реформ.

Нельзя противопоставлять экономическую безопасность и безопасность элиты. Если только элита состоит из пассионариев - а не конформистов, если состоит из патриотов - а не продажных, если состоит из созидателей - а не проедателей. А какая она у нас?..

А может «шут с ней» с экономической безопасностью? Ну и не выйдем на заданные проектом «Концепции» параметры. Сможем ли сохранить свою самобытность, при наших ресурсах? Продолжим «под диктовку» экспортировать золото, газ, рабочую силу, кормить, обслуживать чужих, а сами зимой мёрзнуть…

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+