9 Апреля 2018, 09:09 4681 ... Экономика
Мнение эксперта: монетарная политика против налоговой оптимизации

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Читая Концепцию реформирования налоговой системы Республики Узбекистан (далее – Концепция), невольно хочется восторженно воскликнуть: наконец-то!

Действительно, в Концепции намечены конкретные решительные меры по снижению налоговой нагрузки, упрощению налоговой системы с целью вывода значительной части экономики из тени и стимулированию легального, созидательного, социально ответственного бизнеса, обеспечения условий для реального развития предпринимательства – достижения предпринимательского бума и подъема экономики Узбекистана.

Вместе с тем отдельные положения Концепции представляются недостаточно проработанными путем проведения глубокой расчетно-аналитической работы на основе показателей реального состояния экономики.

Текст Концепции и выступления специалистов-авторов при ее презентации вызывают много вопросов и позволяют усомниться в том, что некоторые положения Концепции достаточно подкреплены результатами макрофинансового анализа – взамосвязаного анализа макрофинансовых балансов:

- доходов и расходов бюджета страны;

- государственных целевых внебюджетных фондов;

- денежных доходов и расходов населения;

- исполнения сводного кассового плана банков и показателей оценки внебанковского налично-денежного оборота;

- валютного баланса страны;

- торгового и платежного балансов страны и т.д...

Такой вывод подтверждается, в частности, тем, что при обосновании предлагаемых ставок налогов авторы концепции приводят лишь условные примеры. Следовало бы, на наш взгляд, обосновать предложения на конкретных отраслях экономики. Нет конкретного ответа на вопросы: каков будет дефицит бюджета и как он будет покрываться?…Что будет с зарплатой работников социальной сферы, госслужащих? Каковы ожидания в части увеличения поступлений в бюджет за счет легализации? Будет ли предусмотрен при плоской шкале подоходного налога необлагаемый минимум? Если нет, то как это соотносится с утвержденными планами внесения в законодательство положений о потребительской корзине и прожиточном минимуме? и т.д.

Тем не менее, Концепция в своих основных положениях – резкое снижение ставки НДС и расширение его плательщиков, отказ от налога на прибыль, от губительных налогов с выручки, резкое снижение налогов на труд – выдающаяся разработка, имеющая огромное положительное значение для экономики нашей страны.

Возможно, что расчетно-аналитическая работа, о которой сказано выше, была проведена и обоснованные ответы на сформулированные выше вопросы у разработчиков Концепции есть… Просто за период со дня объявления проекта авторы пока не успели раскрыть все «карты». Следует также учесть, что в таких важных вопросах не всегда получается так, что все можно обсуждать со всеми…

На наш взгляд, одним из серьезных рисков в достижении конечных целей Концепции реформирования налоговой системы является монетарная политика в том варианте, в котором она изложена Центральным банком Республики Узбекистан в документе «Основные направления монетарной политики на 2018 год» (http://www.cbu.uz/ru/monetarnaya-politika/).

Экономика – единый организм, в котором все взаимосвязано. Налогово-бюджетная, денежно-кредитная, инвестиционная сферы, меры по стимулированию предпринимательства – части единого целого.

Без налоговой оптимизации экономические реформы малоэффективны и в значительной мере будут топтаться на месте. При этом монетарная политика, изложенная в «Основных направлениях» ЦБ, добиваясь сдерживания роста денежной массы и инфляции, одновременно не будет способствовать разрешению важной экономической задачи - формированию легального созидательного предпринимательства, выходу экономики из «тени».

А) Монетарная политика Центрального банка построена на постулате, что инфляция – всегда зло.

На самом деле, инфляция – зло, но не всегда!

Прогнозируемая, регулируемая инфляция для реформируемой переходной экономики – благо. Исторических примеров этому немало. С тех пор, как появились деньги, государство занимается регулируемой инфляцией.

Инфляция – зло, если неожиданная, связана со спадом производства, с социально негативными явлениями.

Без регулируемой инфляции трудно добиться структурных преобразований в реформируемой экономике.

Б) Цель Монетарной политики нашего ЦБ – сдерживание роста денежной массы и инфляции.

Пишется: Центральный банк будет добиваться однозначных показателей инфляции и намерен сохранить установленную ставку рефинансирования в течение 2018 года (раздел 2.1., абзац предпоследний).

На мой взгляд, это неэффективные для экономики меры.

Налоговая оптимизация, которая крайне необходима, должна привести к реальному оживлению предпринимательства, которому нужны будут деньги, а этому будут препятствовать меры по сдерживанию денежной массы с целью обеспечения однозначных показателей инфляции и практическая недоступность кредитов для производственного предпринимательства: при ставке рефинансирования в 14% кредиты для реальной экономики могут выдаваться под 20% и выше!

Какая же должна быть прибыльность легального бизнеса в реальном секторе (промышленность, сельское хозяйство, переработка, строительство и т.д.), чтобы платить такие проценты!?

В) Согласно «Основным направлениям монетарной политики на 2018 год» получается, что все, что положительно влияет на реальную экономику – создает трудности и отрицательно для монетарной политики, так как способствуют инфляции:

- «рост кредитной активности коммерческих банков» (положительно для экономики, но отрицательно для монетарной политики, потому что – Ф.К.) «способствует ускорению темпов инфляции» - (раздел 1.1., абзац предпоследний);

- «Активное расширение… программ комплексного и пропорционального развития регионов…, увеличение… кредитования предпринимательской деятельности» (положительно для экономики, но отрицательно для монетарной политики, потому что) «привели к ускорению темпов роста денежной массы» - (раздел 1.4.1., абзац первый);

- «увеличение объемов иностранных инвестиций и международных кредитных линий (положительно для экономики, но отрицательно для монетарной политики, потому что) могут привести к более быстрому росту денежной массы» - (раздел 2.2.1., абзац предпоследний);

- «внешнеэкономическая либерализация, повышение заработной платы… (положительно для экономики, но отрицательно для монетарной политики, потому что) «обусловливают сохранение инфляционного давления и снижение эффективности денежно-кредитной политики» - (раздел 2.2.3, абзац шестой).

Согласно «Основных направлений» «рост денежной массы также может наблюдаться в результате продолжения процесса перетока денежных средств из внебанковского оборота в банковскую систему» (раздел 2.2.3, абзац пятый).

По логике «Основных направлений» получается, что денежная масса – это только банковский оборот, и он может увеличиваться за счет внебанковских денег.

На самом деле внебанковская денежная масса - это государственные денежные знаки, которые сам Центральный банк и выпускал! Это часть совокупной – единой - денежной массы. Данное утверждение «Основных направлений» - это игнорирование реальных экономических процессов. Общая денежная масса в экономике уж никак не может увеличиваться за счет давно выпущенной в обращение ее части.

Таким образом, монетарную политику ЦБ трудно назвать соответствующей экономическим задачам Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Представляется целесообразным пересмотреть монетарную политику ЦБ так, чтобы сдерживание инфляции и роста денежной массы не было самоцелью. Монетарная политика должна служить развитию предпринимательства, денежному обеспечению роста экономики. Политика сдерживания роста денежной массы и инфляции может быть эффективной только после существенной легализации теневого бизнеса.

Фархад Курбанбаев, кандидат экономических наук

Присоединяйтесь к группе "Новости Узбекистана" в "Одноклассниках" и будьте в курсе самых последних новостей и событий.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку