SFI Management Group отчиталось об итогах доверительного управления "Узметкомбинатом"
Экономика

SFI Management Group отчиталось об итогах доверительного управления "Узметкомбинатом"

12826

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. SFI Management Group опубликовало итоги доверительного управления "Узметкомбинатом", сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Напомним, что в августе 2017 года в рамках программы государственно-частного партнерства иностранное предприятие SFI Management Group было привлечено в качестве доверительного управляющего государственной долей в "Узметкомбинат" и до февраля 2021 года осуществляло данную деятельность.

"За короткий период времени SFI Management Group сумело быстро реализовать в "Узметкомбинат" необходимые реформы и добилось резкого увеличения всех основных показателей комбината. Однако, в последнее время в социальных сетях с подачи фейковых аккаунтов распространяется недостоверная информация о якобы снижении показателей "Узметкомбинат" и его структурного управления "Вторчермет" в период доверительного управления", – отмечается в сообщении SFI Management Group.

Указанные доводы, отметили на предприятии, никак не соответствуют действительности, так как в момент передачи комбината в доверительное управление его финансово-экономическое положение находилось в тяжелом состоянии и благодаря принятым со стороны SFI Management Group мерам представилось возможным вывести предприятие на новый уровень развития.

По деятельности управление "Вторчермет"

Лом и отходы черных металлов являются жизненно важным сырьем для поддержания деятельности "Узметкомбинат" и технологическая линия комбината рассчитана на переработку металлолома, так как, в Узбекистане, в отличии от России и Казахстана, отсутствуют богатые залежи железа.

С момента создания комбината заготовка металлолома осуществлялась исключительно с использованием только административных ресурсов, обязывая государственные предприятия и местные органы управления, в том числе, объекты социальной инфраструктуры (учебные заведения, больницы, детсады и др.) на сбор и сдачу лома и отходов черных металлов за условные цены. При этом, ежегодный объем заготовки металлолома оставался на низком уровне и мощности комбината не были задействованы полностью в течение долгого времени.

Так, до передачи "Узметкомбината" в доверительное управление SFI Management Group в августе 2017 года закупочная цена лома была на очень низком уровне (250 тысяч сумов за 1 тонну), а сбор металлолома (кроме организаций и ведомств, на которые возложены задания по сдаче лома) осуществлялась исключительно по непрозрачным схемам, в том числе по толлинговым операциям и бартерным сделкам, с дальнейшим получением металлопроката за поставленный лом по низкой цене.

Ситуация усугублялась неполноценным контролем за предприятиями "Вторчермет", которые, пользуясь отсутствием должного мониторинга, искусственно задерживали оплату ломосдатчикам за поставленный лом, создавая условия для необоснованного увеличения кредиторской задолженности.

В результате, ломосдатчики проявляли недоверие управлению "Вторчермет" и частично ориентировались на черный рынок, что крайне негативно влияло на заготовку лома для нужд комбината, объем которого в течение десятилетия не достигал высокого показателя и оставался на уровне в среднем 500-540 тысяч тонн в год. Из-за нехватки металлолома и отсутствия системности в работе "Узметкомбинат", правительственные комиссии были вынуждены проводить постоянные совещания по сбору лома, и к данному процессу привлекались также работники бюджетных организаций, в том числе, образовательные учреждения.

Указанные обстоятельства привели к тому, что производственные мощности комбината периодически останавливались по причине острой нехватки сырьевых ресурсов. Например, только в 2016 году мощности "Узметкомбинат" в общей сложности простаивали 28 дней, а в 2017 году – 63 дня, что оказывало существенное негативное влияние на финансово-экономическое состояние комбината, где работают более 12 000 человек.

С принятием комбината в доверительное управление, в целях повышения эффективности процесса заготовки лома и отходов черных металлов, обеспечения целевого использования финансовых ресурсов комбината, были приняты следующие меры:

1. Полностью отменены толлинговые схемы в сфере поставки лома и отходов черного металла. При этом, для стимулирования ломосдатчиков, с ноября 2017 года заготовительная цена лома повышена с 250 тысяч сумов до 1 миллиона сумов (в 4 раза) за тонну без НДС.

2. Погашена накопленная годами задолженность перед ломосдатчиками и внедрен порядок своевременного взаиморасчета по факту поставки лома черных металлов, что укрепило доверие ломосдатчиков и повысило их заинтересованность в сотрудничестве с комбинатом.

3. Во всех регионах республики созданы филиалы управления "Вторчермет" со 100% долей комбината (заготовительными участками в районных центрах регионов), с внедрением программы 1-С 8-версии для автоматизации и централизации бухгалтерского учета принимаемого металлолома, израсходования финансовых ресурсов.

4. Разработана и внедрена нормативно-правовая база, обеспечивающая системное развитие и эффективную деятельность управления "Вторчермет".

5. Созданы новые заготовительные участки в количестве 15 единиц и общее число участков увеличены с 43 до 58 единиц (или на 35%) для максимального охвата ломосдатчиков.

6. Внедрен механизм безвозмездной доставки металлопроката до конечных потребителей через региональные филиалы "Вторчермет", что позволило исключить факты задержки реализации готовой продукции (объем реализации металлопроката увеличился на 108%) и создать благоприятные условия для потребителей в регионах республики.

7. Разработана и начата реализация программы по обновлению и модернизации филиалов "Вторчермет" на 52 миллиарда сумов, в рамках которой закуплены современное оборудование, в том числе, приобретены автомобили "Газель" в количестве 56 единиц и созданы мобильные группы для более полного охвата населения районов и городов, прессовое оборудование для получения габаритного лома путем переработки легковесного металлолома в пакеты, что увеличило поставку качественного лома с 62% до 82% и снижение расходов на транспортировку (не менее 2 миллиардов сумов в год), усовершенствованы автомобильные и железнодорожные весы в количестве 10 единиц.

8. В целях исключения зависимости заготовительной деятельности филиалов управления "Вторчермет" от юридических лиц и расширения возможности предприятия по влиянию на внутренний рынок вторичного сырья лома, внедрен новый механизм заготовки лома черных металлов от физических лиц за наличный расчет.

9. Для стимулирования всех партнеров на сотрудничество с комбинатом и увеличения объема поставок лома, в декабре 2019 года внедрена бонусная система взаиморасчетов за поставленный металлолом с юридическими лицами: увеличение закупочной цены лома на 5% при поставке минимум 500 тонн и на 10% свыше 1000 и более тонн.

10. Создан круглосуточный колл-центр при управлении "Вторчермет" (для приема и обеспечения оперативного исполнения заявки населения относительно сдачи лома и организации их транспортировки непосредственно с места нахождения).

В результате вышеуказанных и других организационных мероприятий обеспечено резкое увеличение заготовки сырьевой базы АО «Узметкомбинат». В частности, как видно из таблицы, до передачи комбината на доверительное управление в 2017 году, объем заготовки лома черных металлов не доходил даже до 600 тысяч тонн в год. В тоже время, в 2018 году достигнуто поступление рекордного количества лома и отходов черных металлов в объеме 690,8 тысяч тонн, или по сравнению с 2016 годом (до передачи предприятия в доверительное управление) обеспечен рост на 144 тысяч тонн (или 126%), а в 2019 году - 663,1 тысячи тонн, в 2020 году (в условиях пандемии) - 656,9 тысячи тонн.


Вместе с этим, полностью исключены срыв поступления сырья и простои производственных мощностей комбината. Так, в 2018 годах обеспечено снижение периода простоя мощностей с 63 до 12 дней (или в 5 раз), а 2019-2020 годах вынужденная остановка мощностей комбината исключена полностью. Также, обеспечено увеличение запасов лома комбината с 2 дней в 2017 году до 12 дней в 2019-2020 годах, или в 6 раз.


Таким образом, за время доверительного управления "Узметкомбинатом" (2017-2020 годы) SFI Management Group полностью реорганизовала заготовительную политику комбината, обратив основное внимание на развитие рыночных отношений (хозяйственно-договорных отношений). В результате обеспечен заметный рост объема заготовки лома и отходов черных металлов (более 650-690 тысяч тонн), стабильное и бесперебойное поступление сырьевых ресурсов, следовательно, резкое увеличение производства готовой продукции с 727,3 тысяч тонн в 2016 году до 1 067,8 тысячи тонн в 2018-2020 годах (на 340,5 тысячи тонн или на 46,8%).

Следует отметить, что лом является отходным сырьем, в связи с чем, его поиск, сбор, а тем более увеличение объема требует особых усилий, в том числе, принятие широких организационных мер. С момента передачи "Узметкомбината" в доверительное управление указанные беспрецедентные и рекордные показатели (за всю историю комбината после обретения Узбекистаном независимости) были достигнуты за очень короткое время собственными усилиями исключительно путем своевременного внедрения рыночных механизмов, не задействовав при этом административные ресурсы КМ и не привлекая работников бюджетных организаций в процесс сбора металлолома (из ежегодного правительственного баланса по заготовке лома и отходов черных металлов были исключены объекты социальной инфраструктуры). 

Внедренные и осуществленные управляющей компанией за короткое время меры организационного, административного, правового и технико-технологического характера в комплексе вывели управление "Вторчермет" из положения "застоя" на рельсы стабильного и самостоятельного развития, благодаря чему сегодня данное предприятие уже имеет необходимый базовый потенциал для постепенного наращивания объема заготовки лома.

Процесс реализации готовой продукции "Узметкомбинат"

Политика управляющей компании SFI Management Group заключалась в развитии рыночных отношений в деятельности УМК. В связи с этим, особое внимание было обращено на продажу металлопродукции через биржевые торги (так как данная площадка считается наиболее прозрачной), которая также находилась на довольно низком уровне до передачи УМК на доверительное управление (в 2017 году объем реализации металлопроката через биржу составлял всего лишь 60,036 тысячи тонн).

В результате, в 2018 году обеспечена реализация металлопроката комбината через биржевые торги Республики Узбекистан в объеме 255,34 тысячи тонн (больше на 193,3 тысяч тонн по сравнению с объемом реализации 2017г., или в 3,2 раза), в 2019 году – 317,8 тысяч тонн (больше на 62,4 тысячи тонн по сравнению с объемом 2018 году на 25%) и 2020 году - 381,2 тысяч тонн (больше на 63,45 тысяч тонн по сравнению с 2019 году на 20%). То есть, объем металлопроката, оставшегося после экспорта и отгрузки потребителям по разнарядке правительства, на 100% был реализован через прозрачный механизм – биржевые торги.

Таблица реализации металлопроката АО «Узметкомбинат» через биржевые торги в 2017-2020 годы


Вышеуказанные показатели наглядно демонстрируют высокую тенденцию применения прозрачных инструментов – биржевых торгов в развитии деятельности комбината в 2017-2020 году, что полностью соответствует политике управляющей компании.

Вместе с этим, "Узметкомбинат" имеет соответствующие обязательства перед правительством по объему экспорта. Так, согласно балансу на 2020 году (утвержден Министерством экономического развития и сокращения бедности Узбекистана), комбинату было установлено задание по экспорту металлопродукции в объеме 360 тысяч тонн.

Однако, всем известно, что в 2020 году, в связи с пандемией COVID-19 в мире были введены жесткие карантинные меры, в связи с чем, резко сократился глобальный спрос на металлопродукцию, закрылись транспортные коридоры, следовательно, были приостановлены все экспортные поставки. Несмотря на критичную ситуацию, даже в период пандемии коронавируса "Узметкомбинат" ни разу не остановил производство и ежемесячно выпускал продукцию в объеме 70 тысяч тонн для обеспечения исполнения правительственного задания. В результате, на 1 мая 2020 года на складах "Узметкомбината" накопилась нереализованная продукция в объеме 220 тысяч тонн (при задании по поставке на экспорт продукции в объеме 360 тысяч тонн).

Указанные обстоятельства однозначно создали риски замораживания оборотных средств, ухудшения финансового положения УМК, задержки взаиморасчета c ломосдатчиками (в том числе, физлицами) за поставленный металлолом и выплаты зарплаты рабочим, следовательно, усиления социальной напряженности. Тем самым, в условиях пандемии коронавируса COVID-19 выполнение правительственного задания экспорта также оказалось под угрозой срыва. 

Естественно, в условиях пандемии и жесткого карантина во всем мире, исправление ситуации (увеличение суммы оборотных средств и минимизация рисков) затребовало принятия незамедлительных и неординарных мер по ускоренной реализации остатков металлопродукции по привлекательным ценам для потребителей.

Исходя из этого, компания, активизировала поиски путей по реализации продукции на экспорт, в том числе наряду с пересмотром сформированного порядка экспорта, уделила особое внимание на отгрузку продукции на внутренний экспорт (нерезидентам Узбекистана), разрешенный еще в 2012 году по законодательству. Так, согласно постановлению Президента за №1731 от 26.03.2012г., в целях расширения объемов экспортных поставок, было представлено право отечественным предприятиям, в том числе "Узбеткомбинату", заключение с нерезидентами контрактов в иностранной валюте на условиях прямых договоров на поставку, предусмотренных к использованию на территории Узбекистана товаров (работ, услуг) собственниками которых они являются. Примечательно, что в данном постановлении, отсутствуют положения, запрещающее нерезидентам продажу приобретаемой продукции.

Необходимо отметить, что без реализации продукции на внутренний экспорт УМК не имел возможности по исполнению правительственного задания по экспорту в объеме 360 тысяч тонн., так как, металлопродукция комбината по ценовым параметрам и объему насыщения рынка не может конкурировать с основными игроками внешнего рынка (РФ, Казахстан, Иран). При этом, основной рынок поставки продукции комбината – Афганистан покрывает лишь определенную часть экспортного задания. Более того, отпускная цена металлопродукции нерезидентам Узбекистана намного выше по сравнению с ценой внешнего экспорта.

С учетом указанных факторов, реализация определенного объема продукции на внутренний экспорт стало наиболее правильным и вынужденным решением, особенно в условиях пандемии, что позволило комбинату привлечь дополнительные валютные средства в большем объеме, не срывая при этом возложенные правительственные задания. Более того, данные меры способствовали высвобождению наполненных готовой продукцией складских помещений УМК (свыше 220 тысяч тонн), своевременному привлечению оборотных средств для беспрерывного поддержания жизнедеятельности предприятия, тем самым, нейтрализовав угрозу финансово-экономического кризиса для комбината.

В результате, комбинат, несмотря на сложившееся очень сложное положение в условиях пандемии сумел урегулировать ситуацию и по итогам 2020г. обеспечил исполнение всех правительственных заданий, в том числе, экспорта (на 101%). При этом, выполнение экспортного задания на уровне 101% свидетельствует о рациональном распределении экспортного объема, достаточном для исполнения установленного правительственного задания. Оставшаяся часть продукции полностью направлена на внутренний рынок исключительно через биржевые торги и по разнарядке правительства, что наглядно показывает отсутствие всякого самоуправства.

Таким образом, пандемия коронавируса принесла в 2020 году немало трудностей, в том числе, для "Узметкомбината". Под угрозой оказалось исполнение утвержденных правительством Республики Узбекистан параметров производства и реализации готовой продукции (в том числе на экспорт). В этих условиях, компания SFI Management Group выработала комплекс мер по улучшению ситуации на комбинате, строго руководствуясь действующими нормативно-правовыми актами республики.

При этом, решение о поставке металлопродукции комбината нерезидентам Республики Узбекистан стало одной из таких мер и было принято только в целях поддержки финансово-производственной деятельности комбината и полностью соответствует законодательству Республики Узбекистан, в том числе в области конкуренции.

Подытоживая итоги доверительного управления "Узметкомбината" необходимо отметить, что ИП ООО SFI Management Group за сравнительно короткий промежуток времени выступила в качестве кризис-менеджера комбината. Правильная политика управляющей компании позволила задействовать неиспользованный потенциал комбината, оптимизировать производственный процесс путем реконструкции и модернизации имеющихся мощностей, повысить все показатели, открыть новые цеха (цех по ферросплавам и цех по производству катанки), создать новые рабочие места, а также существенно увеличить фонд заработной платы рабочих. В результате в 2017-2020 годах комбинат достиг солидных результатов.


Подсаживаем на новости: заходи на наш Telegram-канал. 

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+