4 Января 2016, 15:40 41807 ... Экономика
Взгляд эксперта: что творится на автомобильном рынке Узбекистана

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Наверное, ни одна из компаний не смогла бы так ёмко, искренне и заботливо поздравить с наступающим новым годом, как это сделала АО «GM-Uzbekistan» 10 декабря 2015 года. И какими бы поздравлениями и пожеланиями удачи и успехов в новом году не пестрели заголовки газет и журналов, совершённые дела, красноречивее всяких слов, одарили людей волной «позитива». И дело тут вовсе не в повышении, а в том, как это было сделано неизбирательно. 

Шквал возмущённых и цунами обвинений

Ну, согласитесь, что если вы не ожидали поставки купленного авто, вас эта новость особо не обеспокоит, но если вы заключили договор и правомерно полагали, что получите к концу срока заветный автомобиль, новость о повышении цен на уже заплаченное авто повергнет в глубокий шок. Вместе с мыслью об отсутствии совести и моральных принципов продавцов. А всё почему, потому что продавец включил в договор условие о доплате при изменении розничных цен на автомобиль.

Возможно, всё было бы не так трагично, но разница между первоначальными расценками и новыми составила почти 30%, что чрезмерно, и не соответствует спрогнозированному рыночным сектором уровню инфляции в 2015 году - 9,5%, и утверждённому госбюджету, согласно которому потолок инфляционных ожиданий составлял - 6,5%. Понятно, что есть ещё и затраты на импортные сырьевые комплектующие, так как уровень локализации составляет около 50%, но навряд ли цены на комплектующие зарубежом с начала 2015 года, с учётом инфляции поднялись от 20,5 до 23,5 %. К слову, средняя цена за лист стали в РФ с января 2015 года по 23 декабря 2015 года  повысилась только на 898 рублей, с 33 131 до 34 029 рублей. Это не может не вызвать озабоченности об обоснованности повышения цен на отечественные автомобили и недопустимости установления монопольно высоких цен предписанных в пункте 189 «Правил розничной торговли в Республике Узбекистан» к Постановлению КМ РУз от 13.02.2003 г. N 75 и ст. 10 Закона РУз «О конкуренции».   

Немаловажные вопросы вызывает и сроки поставки машин. Очевидно, что если бы сроки поставки не превышали одного-двух месяцев, той ситуации, в какую попали многие покупатели по всей стране, можно было бы избежать. Но в данный момент сроки поставки наиболее востребованных моделей автомобилей (Spark, Nexia, Damas, Lacceti, Matiz) согласно договорам составляют от полугода, года и выше, что приводит к неизбежности попадания покупателя под инфляционные и сырьевые издержки. Хотя вины покупателя тут совершенно нет.

Простой расчет

Примечательно, что производственная мощность GM-Uzbekistan рассчитана на 250 тысяч автомобилей в год. Из них только в 2014 году было выпущено 245,6 тысяч автомобилей. В этом году в связи с ребрендингом и снижением показателей спроса российского рынка, производство авто снизилось на 6,5% - 229 636 штук. Если по аналогии с прошлым годом, на экспорт было направлено 55,2 тысячи авто, то на внутренний рынок ежегодно приходится около 174 436 штук. Остаётся только подсчитать сколько авто ежемесячно приходиться на каждый автосалон.

Автосалонов у нас всего 63 из расчёта по нескольку на каждую административную область и столицу. Если поделить годовое производство автомашин поровну на 63 автосалонов, то получается, что ежемесячно каждый автосалон получает по 230 единицы авто в месяц (174 436 / 12 / 63 = 230,7), а в год по 2 768 штук. В итоге только Ташкентская область получает в месяц 922 машин (230,7×4=922,8), а Ташкент почти 3 000 штук в течение того же срока (230,7×13=2999,1). И это притом, что распределение по автосалонам зачастую производится не пропорционально, а исходя из количества населения и имеющегося спроса. То есть, конечные цифры поставок в отдельные автосалоны городов могут быть даже больше, чем они есть в других и различаться от территориальной принадлежности.

Однако, несмотря на такие значительные объёмы производства, к сожалению, они не сильно благоприятно сказываются на продолжительных сроках поставок заранее проплаченных автомобилей. Причины этого, могут заключаться в искусственном создании дефицита или элементарно в отсутствии свободных средств у производителя, необходимых для начала производства. А иначе и не объяснить, каким образом ежемесячные 230 штук автомобилей в каждом автосалоне не могут своевременно покрыть спрос населения в течение 1-2 месяцев, включая время доставки? 

Торговаться не по правилам

В целом, говоря, о розничных продажах автомобиля в автосалоне не должно  возникать вопросов о предварительной оплате его изготовления, поскольку это противоречит условиям законодательства о розничной торговле. В соответствии с разделом IX Правил розничной торговли, договор купли-продажи автомобиля является объектом розничной торговли. А под розничной торговлей, понимается не изготовление товара за оплату, а реализация имеющихся товаров продавца через торговые объекты. В противном случае это будет признаваться не договором розничной торговли, а договором поставки, что будет не соответствовать требованиям Правил розничной торговли.

То есть, покупка авто не должна быть сопряжена с долгим ожиданием его изготовления, поскольку подписанный договор розничной купли-продажи означает немедленную передачу автомобиля с автоплощадки /торгового зала продавца или передачу имеющегося авто в разумный срок – 7 дней. Также как при покупке бытовой техники с магазина. Мы же не ждём когда телевизор соберут на заводе, а напротив готовым забираем его с витрины. Тот же самый порядок регламентирован и для автомобилей в разделе IX Правил розничной торговли. Этот вывод подтверждается ст. 427 Гражданского кодекса РУз, где говорится, что «Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле». 

Но на практике этого нельзя сказать о стандартных «договорах купли-продажи под заказ автомобиля производства GM-Uzbekistan», применяемых в автосалонах и условия, которых о будущей поставке машины после авансирования, разительно отличаются от устанавливаемых Правилами розничной торговли. Несмотря на то, что пункт 17 Правил розничной торговли предусматривает лишь услугу по размещению предварительного заказа, когда оставляется заявка на покупку, это не позволяет заключать договор под заказ с его 85% оплатой. Так как, уже было сказано выше розница, предполагает наличие заказанного товара у продавца на момент заключения договора. Иначе это приведёт к несоответствиям при заключении договора розничной продажи на отсутствующий пока товар.

Конечно же, самым острым моментом вызывающим возмущённые дебаты у потребителей в применяемых договорах купли – продажи автомашин является условие о доплате в случае повышения розничных цен. И на любые жалобы потребителей об этом несправедливом условии договора, ответом продавцов служит, что таков договор, подписанный самими же покупателями, со всеми условиями которого они согласились заранее. С этим утверждением нельзя не согласиться, но и нельзя и отрицать того факта, что если даже покупатели попытались бы не согласится  хоть с одной запятой или осмелились оспорить аж целое слово, договор купли-продажи на машину они бы никогда не получили. Поскольку автосалоны, будучи единственными продавцами новых отечественных машин, могут попросту проигнорировать возможный «лепет» покупателей. Но всё-же, с точки зрения законодательства подобные кабальные условия договоров, нарушающие права потребителей признаются недействительными.

Мы уже отмечали ранее, что розница не предполагает повышения цен, а направлена на сохранение стабильности расчётов на основании публичности договоров по приобретению автомашин. Дополнительное подтверждение этому нашлось в пункте 134 Правил розничной торговли, где приведён единственный случай перерасчётов при продаже новых автотранспортных средств, а именно «При замене неисправного автомототранспортного средства на автомототранспортное средство той же модели и модификации, но с измененной ценой, перерасчет стоимости не производится, а при замене на другую модель - в случае повышения цены - перерасчет стоимости производится исходя из цены, действующей на день замены.

При возврате неисправного автомототранспортного средства и связанном с этим расторжении договора купли-продажи расчеты с владельцем производятся: в случае повышения цены - исходя из стоимости этого транспортного средства на день предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости на день покупки».

То есть перерасчёт разрешён Правилами только при гарантийных заменах авто, когда срок гарантии охватывает годовой период и к тому моменту розничные цены вполне могут быть другими. Данное обстоятельство отсылает к условиям ст. 21 Закона РУз «О защите прав потребителей», где говорится, что «Условия договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие законодательству, признаются недействительными. Если в результате их применения потребителю нанесены убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом)». Поэтому доводы продавцов о наличии в договоре условия о доплате, обязательного к исполнению покупателем весьма спорно, если не недействительно по условиям нормативного акта.

Важно отметить, что вопрос об обязательности условия «о доплате в случае изменения розничных цен» стандартных договоров купли-продажи машин вызывает большие сомнения, в том числе и в ракурсе требований договорного права. Как известно, в соответствии с условиями ст. 382 Гражданского кодекса РУз изменение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. То есть, в условиях договора должно быть прямо предусмотрено, что продавец вправе изменить цену в одностороннем порядке без согласия покупателя, путём направления извещения и данное извещение будет являться основанием для изменения условий договора. Другими словами, желание одной стороны договора - продавца должно быть обязательно по договору независимо от мнения противоположной стороны-покупателя. Но так ли изложены условия об одностороннем изменении стоимости в применяемых формах договоров на автомобиль? Не совсем. 

Если взглянуть на условия стандартных заключаемых договоров купли-продажи автомашин, то будет видно, что несмотря на то, что в статье 2 договора предусматривается условие о повышении цены и доплате со стороны покупателя, всё же согласно ст. 8 договора устанавливается, что «Все изменения и дополнения к настоящему Договору имеют силу при условии, что они оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными представителями Сторон». А это означает вовсе не одностороннее изменение условий и цены договора, обязательное к исполнению покупателем, а то, что согласно ст. 384 ГК РУз для повышения цены автомобиля потребуется согласие покупателя, оформленное дополнительным соглашением к договору. Итоговый вывод, очень прост: "Не хотите производить доплату за повышение цен по заключенному договору – не подписывайте дополнительное соглашение об изменении суммы договора и доплате по нему". Это будет весомым аргументом для сохранения оригинальных условий договора о цене, которые без дополнительного соглашения не могут быть изменены. 

Все вышеуказанные факторы по наличию достаточных мощностей производства, отсутствия финансовых причин к повышению стоимости автомашин, несоответствий условий договоров и обладание GM-Uzbekistan доминирующим положением на рынке производства легковых автомобилей, выявляют правовую необходимость единого регулирования и утверждения типовых условий договоров купли-продажи отечественных автомобилей при участии Госкомконкуренции и Министерства юстиции РУз, согласно ст. 21 Закона РУз «О конкуренции» и ст. 23 Закона РУз «О защите прав потребителей». Вместе с утверждением порядка реализации только имеющихся в наличии у продавцов автомобилей на основе заказ - заявок покупателей, идентично заявкам подаваемым организациями. Это позволило бы предотвратить пагубные для потребителей последствия повышений цен и обеспечить доверие сограждан к государственным органам в контексте высказанного на посвящённом 23-й годовщине Конституции выступлении Президента страны, о нетерпимости к несправедливости.                    


Тимур Абдулазизов,

юридический эксперт Legamb.uz 

 

Материал подготовил:
Темир Исаев
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку