10 Февраля 2016, 18:06 7580 ... Общество
Инструкция по применению: как узбекистанцу легально работать за границей

С наступлением эпохи научно-технического прогресса стали намного ближе города, страны и континенты, несоизмеримо проще перемещаться по планете. Расстояния, которые когда-то покрывались за несколько месяцев изнурительного путешествия, теперь — вопрос нескольких часов комфортного авиаперелета. В таких реалиях, среди прочих, стали неизбежными интеграция и взаимопроникновение рынков труда.

Эксперты, отмечая существенное влияние международной миграции рабочей силы на глобальные экономические отношения, подчеркивают, что этот процесс может быть выгоден как для стран принимающих трудовые ресурсы, так и экспортирующих. В первых стимулируется развитие производства, создается здоровая конкуренция на местном рынке труда, а во вторых — появляется очередной источник валютных поступлений, кроме того, в процессе работы за границей люди приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые применяют по возвращении на Родину. Конечно же, перечисленные положительные эффекты возможны лишь при соблюдении правовых аспектов трудовой миграции.

В стороне от глобальных процессов не остался и Узбекистан — полноценный участник международного рынка труда. Конституцией страны закреплены как право на труд, так и свобода передвижения, а потому наши сограждане вправе выезжать за границу зарабатывать, набираться опыта. Регулированием этих процессов занимается подведомственное Министерству труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан Агентство по вопросам внешней трудовой миграции. На вопросы о том, как оно помогает желающим работать за границей, а также о других аспектах деятельности ведомства, отвечает юрист данного агентства Азиз Инаков.

— Расскажите, каким образом агентство содействует трудоустройству граждан за рубежом, и по каким направлениям осуществляется легальная трудовая миграция?

— Согласно правовым нормам задачами Агентства по вопросам внешней трудовой миграции являются участие в разработке и реализации проектов международного сотрудничества в области трудовой миграции, взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам выделения квот и разрешений для трудоустройства, содействие в реализации права граждан на трудовую деятельность за рубежом, ее координация, а также выдача разрешений на ее осуществление и многое другое.

В соответствии с постановлением правительства от 12 ноября 2003 года «О мерах по совершенствованию организации трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом» наши сограждане имеют право выезжать за рубеж для осуществления трудовой деятельности на основании межправительственных, межведомственных договоров и соглашений только при содействии агентства и региональных хозрасчетных бюро по трудоустройству граждан за рубежом, расположенных в Ташкенте, Бухаре, Фергане, Карши и Нукусе в порядке, устанавливаемом Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

Из направлений трудовой миграции, осуществляемой в рамках вышеупомянутого постановления, условно можно выделить два. Первое — это выезд граждан за рубеж на основе частных трудовых контрактов по разрешениям, выдаваемым агентством. То есть, когда узбекистанцы самостоятельно находят работодателя за границей.

Граждане с частным трудовым контрактом представляют в агентство заявление, нотариально заверенную и переведенную на государственный язык копию контракта с иностранным работодателем, с прописанными в нем всеми социальными гарантиями и страховками, а также обязательство об обеспечении трудовой визой, краткие сведения о работодателе, справку-объективку и медицинскую справку и оплачивают госпошлину. Агентство вносит документы на рассмотрение в межведомственную комиссию. В случае положительного решения гражданину выдается разрешение на осуществление трудовой деятельности за рубежом. В минувшем и этом году они выданы для работы в Чехии, Швейцарии, Франции, ОАЭ, Индии и других странах.

Второй поток трудовой миграции через агентство — самый многочисленный — это так называемый «свободный наем», осуществляемый в соответствии с подписанным в 2006 году Меморандумом о взаимопонимании между Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и Министерством труда Республики Корея, который регламентирует отправку рабочих в Страну утренней свежести.

— В чем особенности такой системы «свободного найма», кто может стать ее участником?

— Одним из основных требований трудоустройства в Корее является знание корейского языка. Кандидат также должен быть возрастом от 18 до 39 лет, не иметь судимости, записей или приказов о депортации из Кореи, ограничений в выезде из нашей страны. Соответствующие этим критериям могут принять участие в тестировании по корейскому языку. Следует отметить, что принятие и регистрация документов на сдачу теста проходит только в местах и в сроки, заранее объявленные в СМИ и на сайте агентства www.migration.uz.

Если знание языка подтвердилось, кандидат проходит медицинский осмотр в назначенном учреждении. После он предъявляет паспорт и две его копии, три фотографии, квитанцию об оплате госпошлины и заполняет в подразделении агентства заявление. С этого момента анкетные данные передаются в Службу развития людских ресурсов Кореи, и весь процесс отбора кандидатов зависит от корейской стороны.

Информация о каждом соискателе хранится в информационной базе Службы развития людских ресурсов два года, по истечении срока анкета автоматически удаляется из компьютерной системы. Через это ведомство корейский работодатель заключает трудовой договор, Министерство юстиции Кореи утверждает список всех привлекаемых в страну работников, на основании чего иммиграционная служба выдает визы.

В случае положительного решения всех процедур уже представители нашего агентства завершают оформление необходимых документов, содействуют приобретению авиабилетов и выезду работников из Узбекистана по заранее согласованному с корейской стороной графику. Расходы, связанные с трудоустройством, покрывает сам соискатель.

Перечисленный процесс может казаться не совсем простым и быстрым, но именно такая система — с качественным предвыездным обучением и адаптацией, медицинским освидетельствованием — является компромиссом в интересах корейской и узбекской сторон. В пользу ее эффективности говорит то, что с 2007 года по настоящее время более 22,5 тысячи наших сограждан было трудоустроено на предприятиях Кореи, сейчас в этой стране работает более 15,1 тысячи узбекистанцев.

— Человек легально трудоустроен за границей. Есть ли гарантии, что его права будут соблюдены и на чужбине?

Да, безусловно. В соответствии с утвержденным графиком Агентство по вопросам внешней трудовой миграции ежеквартально проводит мониторинг обеспечения защиты прав и интересов наших сограждан в Республике Корея. Эту работу мы ведем в сотрудничестве с руководством и ответственными сотрудниками Службы развития людских ресурсов этой страны, представителями посольства Узбекистана, что позволяет выявлять и оперативно решать возникшие проблемы.

В Стране утренней свежести узбекистанцы чаще всего работают в производственной сфере. А потому представители агентства посещают предприятия разных городов, чтобы воочию убедиться в том, что наши сограждане трудятся в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, обеспечены спецодеждой, их рабочее время ограничивается принятыми в Корее стандартами, на производстве есть комнаты отдыха, а заработная плата выплачивается своевременно. Кроме того, они проверяют, обеспечил ли работодатель медицинским и другими видами страхования, в каких условиях работники живут. Все недостатки решаются в сотрудничестве с корейской Службой развития людских ресурсов. Это касается также жалоб, поступающих в письменном виде, по телефону или через интернет, в том числе и через специальный раздел сайта агентства.

Обобщая, стоит сказать, что каких-то серьезных нарушений интересов наших легально трудоустроенных сограждан за все время не было. Корейские работодатели особо подчеркивают трудолюбие узбекистанцев, их полученные в колледжах профессиональные знания и специализацию в производственной сфере, в целом, по отзывам, относятся к ним весьма доброжелательно и приветливо. Показательно, что Республика Корея привлекает на свои предприятия работников только из 16 государств мира, в числе которых и Узбекистан.

— Где еще смогут быть открыты вакансии для работников из нашей страны?

В настоящее время ведется работа сразу по нескольким направлениям. В частности, в рамках расширения сотрудничества с Японией подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и Японской международной организацией по сотрудничеству в сфере обучения (JITCO). Наше агентство было определено этим документом уполномоченным органом, обеспечивающим направление граждан Узбекистана на технические стажировки в Страну восходящего солнца. До сегодняшнего дня проведено несколько встреч и переговоров с японскими партнерами. В результате подписано соглашение с ассоциацией «Чуо Сангьё Шинко», согласно которому владеющие японским языком и необходимыми профильными знаниями граждане республики смогут пройти трудовую стажировку в этой стране.

Благодаря партнерским связям нашего Центра предвыездной адаптации и обучения граждан, выезжающих за рубеж, и корпорацией «Уно» запланировано создание специального отдела, где работники будут совершенствовать квалификацию перед выездом на работу. Также в центральном офисе японской корпорации будет создан узбекско-японский информационный центр.

В рамках реализации межправительственного соглашения с Российской Федерацией, направленного на защиту прав трудовых мигрантов, проведено несколько заседаний совместной рабочей группы, в ходе которых обсуждались механизмы организованного привлечения работников в государствах—участниках СНГ. На этапе рассмотрения находится проект соглашения об организованном привлечении и найме граждан республики для осуществления трудовой деятельности на территории РФ.

Также в целях укрепления контактов с зарубежными странами агентство устанавливает сотрудничество в области трудовой миграции с уполномоченными органами Польши, Султаната Оман и других государств. И в ходе всех переговоров главный аспект, который затрагивают представители нашей страны — это предоставление нашим гражданам всех социальных, правовых и других гарантий.

Материал подготовил:
Темир Исаев
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку