Обрушенные балки моста в Ташкенте, Сардоба и "Луна-25" – общие причины разных аварий
Общество

Обрушенные балки моста в Ташкенте, Сардоба и "Луна-25" – общие причины разных аварий

7737

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане в последние годы произошел ряд знаковых аварий, причинами которых стали совершаемые из года в год одни и те же ошибки. Хуже всего, что на них, к сожалению, не учатся наши чиновники. При этом схожие проблемы есть и у наших соседей по СНГ, которые периодически сталкиваются с такими же авариями.

Так, например, после недавней аварии российской автоматической межпланетной станции "Луна-25" в СМИ появились публикации о причинах этого события. Интересно, что многие из названных проблем очень похожи на наши. Рассмотрим некоторые из них, ведь есть расхожая узбекская поговорка – "говорю для дочери, чтобы сноха слышала". Будем надеяться, что и наши чиновники, что-то, да и услышат.

Среди основных причин всех этих аварий можно выделить:

  • Утечка мозгов из-за слабого развития науки, свертывания научных программ

  • Плохая мотивация молодежи идти в науку и в технические отрасли, все хотят стать маркетологами и финансистами

  • Потеря наработок и навыков

  • Нарушена преемственность, передача знаний от "ветеранов" молодежи из-за вымывания пенсионеров в 90-е и нулевые годы

  • Коррупция в руководстве отрасли – назначения по принципу личной преданности, а не по компетенции.

  • Политические приоритеты – запуски к праздничным датам, чтобы кому-то что-то доказать, в результате спешка в ущерб качеству. Замалчивание факта аварии, чтобы не огорчать руководство, невразумительные формулировки в информационном сообщении об аварии. Нервозность на фоне успехов других стран.

  • "Распильное финансирование" без отчетов

  • Разрушение научно-популярного просвещения масс, вместо этого обращение к религии

Список при желании можно продолжать, мы все свидетели проблем в образовании и видели, как преподаватели вузов вынуждены были торговать на ипподроме в 90-е годы. Череда реформ в образовании и застой экономики разрушили когда-то мощный инженерный корпус, поэтому сейчас проблему отсутствия инженеров пытаются решить привлечением проектировщиков из Турции и других стран.

При этом для наших локальных катастроф характерно полное отсутствие информации. Правда, по прорыву плотины Сардобинского водохранилища власти отчитались о результате работы комиссии и вынесении приговора в отношении 29 подсудимых, но информация была крайне скудной.

По обрушению балок моста в Ташкенте у журналистов возникли проблемыс записью видео на месте инцидента. Впрочем, как выяснилось позже, это было чье-то самоуправство, поэтому будем надеяться, что в ближайшее время мы узнаем истинные причины обрушения балок.

По закрытию до конца года двух станций Юнусабадской линии вообще нет никакой информации, и это порождает всякие слухи о том, что же там не так, кто виноват и как власти собираются исправлять эту проблему.

Здесь важно отметить, что отсутствие информации никак не сочетается с активностью руководства по искоренению коррупции.

Вернемся, однако к станции "Луна-25". Если отбросить политический и социальный аспект, то стоит признать, что аварии – это естественный, хоть и трагический, результат освоения Космоса. Аварии были у всех стран, благодаря их анализу ученые и конструкторы "нащупывают" правильный путь. По публикациям экспертов, мягкая посадка на Луну, да еще и в районе полюса – сложнейшая техническая задача. Рассмотрит кратко основные трудности, возникающие при попытке мягкого прилунения.

Луна не идеальный шар, а гравитационное неоднородное тело. Она сильно вытянута в сторону Земли, есть аномалии в зоне падения крупных метеоритов. Это можно попытаться учесть в расчетах, но из-за малой изученности зон гравитационной неоднородности расчеты будут приблизительными. В этом отношении посадка на сферический Марс, например, вычисляется точнее.

Спускаемый аппарат движется по лунной орбите, имея горизонтальную скорость, сажать же его надо вертикально, полностью погасить горизонтальную скорость непростая задача, а если ее не погасить, то аппарат или опрокинется, или будет катиться кубарем и в этом случае скорее всего разрушится. Манипуляции по изменению траектории проводятся по данным датчиков командами с Земли, с задержкой.

Реактивные двигатели, с помощью которых производится маневрирование, сложны в управлении – увеличение подачи топлива вдвое не приведет к увеличению тяги вдвое, эта зависимость нелинейная и иногда непредсказуемая, что делает управление маневрами сложной задачей.

Полное отсутствие атмосферы исключает торможение с парашютом, что позволило бы маневрировать и выбирать оптимальное место для посадки.

Ухудшает ситуацию выбор полюса для посадки. Можно было бы выбрать так называемы лунные моря с ровной поверхностью, но одной из целей полета была проверка гипотезы наличия льда, а он мог сохраниться только на полюсе. Анализ льда мог бы продвинуть человечество в разгадке тайн возникновения Вселенной. Наличие воды позволило бы не везти ее с Земли, а разложение воды на водород и кислород обеспечило бы людей дыханием и двигатели топливом. Но дело в том, что на полюсах нет ровных морей, там высокие горы, кратеры и пропасти. Это делает посадку трудновыполнимой задачей.

Несмотря на трудности, перечисленные во второй части статьи, индийский спутник мягко приземлился на Луну. Это успех, и он обнадеживает – будем надеяться, что лунные программы всех стран продолжатся и явят нам новые открытия в науке и в технологиях.

Успех Индии говорит также о преодолении негативных явлений, перечисленных в первой части статьи. И это хороший урок многим странам, в том числе и нам.

Колумнист Георгий С.

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+