Путешествие из Узбекистана в Россию или Квест для мигранта

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Английское слово Quest означает «вызов, поиск, опасное приключение». Сегодня словом «квест» обычно называются компьютерные игры, состоящие из нескольких уровней, где игроку нужно проявить смекалку и преодолеть разного рода трудности, чтобы добраться до условной цели. 

Однако всё чаще это слово можно встретить и применительно к реальности, например: «Сегодня чтобы попасть на заработки в Россию, трудовому мигранту нужно пройти настоящий квест из чиновников, блокпостов, транспортеров, торговцев людьми и мошенников». 

Ранее мы затрагивали тему о необходимости законодательного закрепления системы набора трудовых мигрантов за рубеж, в частности, в Россию, путем создания и лицензирования частных рекрутинговых агентств, возложения на них функций защиты прав трудовых мигрантов в стране пребывания через заключение соответствующих договоров с работодателями, в которых был бы предусмотрен весь необходимый комплекс вопросов, связанных с безопасностью и гарантиями трудовых прав наших сограждан.

Как нам стало известно, проект об этом уже находится на рассмотрении в законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

Вместе с тем, вопросы соблюдения безопасности трудовых мигрантов при их проезде к месту нахождения предприятия, с которым заключены договора, все еще остается малоизученным. 

В Россию из Узбекистана можно добраться самолетом, поездом, на автобусах или такси. Самолет самый безопасный вариант, но и самый дорогой. Из Ташкента в Москву есть несколько рейсов в день, совершаемых как узбекскими, так и российскими авиакомпаниями. Есть также единичные рейсы из Бухары, Самарканда, Карши, Навои, Намангана, Андижана, Нукуса, Ферганы и Ургенча. Из Узбекистана самолеты летают не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Калининград и Воронеж. Билет стоит минимум $250. 

Другой более экономный способ добраться до России - железная дорога. Но здесь тоже нашего мигранта ждут суровые испытания, так как они подвергаются доскональной проверке казахстанскими и российскими пограничниками. К тому же, вы можете себе представить «комфортабельность» плацкартных вагонов , в которых холодно зимой и жарко летом, где все пропахло от здесь же приготовляемой пищи. 

Поезд Ташкент - Москва ходит раз в два дня, дорога занимает чуть меньше 70 часов. Билет стоит около 130 долларов США за плацкарт. 

От Ташкента до Москвы по автомобильной дороге - более 3,5 тысяч км. Одни едут «своим ходом» ввиду каких то неполадок с документами, надеясь «договориться» на границе. Другие - просто из-за отсутствия достаточных денег на проезд самолетом или поездом, несмотря на то что дорога в лучшем случае занимает около 3-х с половиной суток и стоит около 70-80 долларов США.

Таким образом, наиболее востребованным видом транспорта для самых малообеспеченных мигрантов является автобус, а таких большинство. 

Вместе с тем, несмотря на это обстоятельство, до сих пор отсутствует регулярная налаженная система транспортной перевозки путем организации регулярных либо чартерных автобусных рейсов из Узбекистана в Россию с учетом всех требований безопасности. Эта сфера до сих пор оставалась в компетенции разрозненных частных перевозчиков, многие из которых, не имея лицензии, не обеспечивают элементарных требований безопасности, не говоря уже о нормальных и комфортабельных условиях для людей в достаточно продолжительной по времени поездке. 

В пути следования, естественно, отсутствует соответствующая инфраструктура для санитарно-гигиенических норм, питания и отдыха как пассажиров, так и водителей. 

В течение всего лишь одного 2017 года в пути следования транспортных средств на территориях Казахстана и России  произошло 7 страшных автотранспортных происшествий, когда гибли трудовые мигранты из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Десятки человек погибли и пострадали, но эти случаи не были широко освещены в СМИ, за исключением нескольких строк в интернет изданиях, потому что за каждым таким случаем усматривается скрытый материальный интерес перевозчиков и их покровителей. 

Эту «черную» систему с многомиллионным оборотом интересует только выгода, но не затраты на обеспечение безопасности. 

Зачастую, автобусы, перевозящие трудовых мигрантов в Россию, не имеют необходимых документов, лицензии или страховки. Поэтому, им приходится объезжать блокпосты ГАИ, что проще сделать ночью. А ночью, как известно, вероятность аварий только увеличивается. 

К тому же, постоянные объезды увеличивают время нахождения в пути следования, что сказывается на состоянии и утомляемости водителей. И главное, учитывая неприхотливость пассажиров, которым лишь бы добраться до пункта назначения, автобусы, как правило, используются старые, выработавшие свой ресурс, не проходившие регулярного технического осмотра.

Бывает, что переезд может продлиться на много дней дольше запланированного. Так бывает, если возникли непредвиденные расходы, а деньги закончились. Или возникли проблемы с пограничниками на пунктах перехода или вне их. Частенько поездка затягивается вследствие поломки автобуса и т.п. 

Но все-таки, основной вопрос, о котором всегда нужно помнить и на который мы акцентируем внимание - это безопасность. Именно безопасную поездку мигрантам не может гарантировать никто. 

Вышеуказанные причины и приводят к смертельным автокатастрофам на трассах Казахстана и России, причем, происходят они регулярно и предсказуемо. 

Так, в январе 2018 года в Актюбинской области Казахстана заживо сгорели а автобусе 52 гражданина Узбекистана. Автобус, в котором было неисправно отопление, выполнял рейс из Шымкента в Самару. 

В январе 2017 года в аварии на трассе Нижний Новгород - Саратов погибли семь человек, в том числе четыре трудовых мигранта из Кыргызстана. 

В феврале 2017 года в Саратовской области в автоаварии погибли 6 трудовых мигрантов из Таджикистана и Узбекистана, которые выезжали в Казахстан, чтобы не нарушить миграционное законодательство России. Трагедия произошла около пяти утра в районе села Тарумовка Саратовской области. 

В апреле 2017 года пятнадцать рабочих из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана пострадали в аварии в Ленинградской области. 

В июне 2017 года в Актюбинской области опрокинулся двухэтажный автобус Mercedes, следовавший из Волгограда в Шымкент. В автобусе находилось 50 граждан Узбекистана, еще двое - граждане Казахстана. Девять узбекистанцев погибли, остальные получили травмы разной степени тяжести.

В июле 2017 года на автодороге из Тольятти в Сызрань произошла автоавария, в которой погибли четверо граждан Таджикистана. 

В октябре 2017 года в результате автоаварии на трассе Нижний Новгород - Саратов погибло 5 трудовых мигрантов из Таджикистана. 

И, наконец, в октябре 2017 года во Владимирской области автобус с трудовыми мигрантами заглох на железнодорожном переезде в городе Покрове. В него врезался локомотив пассажирского поезда и погибло 17 человек. 

В чем заключается решение этой проблемы? Очень просто! Необходимо на государственном уровне решить вопросы транспортных перевозок людей, наладить постоянные маршруты, а также заказные рейсы из Узбекистана в Казахстан и Россию.

Правительствами Узбекистана и России еще в мае 2000 года подписано соглашение о международном автомобильном сообщении. Это соглашение, в частности, регулирует автобусные перевозки. Однако до сих пор, соглашение не выполняется, между странами отсутствуют прямые регулярные автобусные рейсы.

Между тем, международные автобусные рейсы из Узбекистана в Россию и обратно, как свидетельствуют данные местных СМИ, являются самыми востребованными для трудовых мигрантов из Узбекистана, из-за своей экономичности.  

Данный вопрос со стороны правительства Узбекистана уже частично решается открытием регулярных маршрутов на комфортабельных автобусах с внеочередным прохождением таможенных процедур по маршруту Ташкент - Шимкент. Уже первые же дни работы этих рейсов показали, насколько правильным и, заметьте, выгодным, было это решение. 

Что мешает организовать аналогичные маршруты из Узбекистана в Россию? Думается, что на это есть политическая воля и желание всех причастных стран. По имеющимся данным, регулярные автобусные маршруты из Бухары в города России, в том числе Москву и Санкт-Петербург, уже начали прорабатываться со стороны администрации Бухарской области Узбекистана.

Хотелось бы, чтобы данный вопрос был поскорее решен. 

И тогда наши трудовые мигранты, благополучно вернувшись домой к своим детям, вместе с ними будут с удовольствием играть в Квесты на компьютерах, приобретенных на честно заработанные деньги за рубежом. 

А в их реальной жизни таких опасных Квестов больше никогда не будет! 

P.S. Только что поступило сообщение о том, что Полтавский районный суд Омской области приговорил 27-летнего гражданина Республики Узбекистан к лишению свободы. Уроженец Республики Узбекистан пришел пешком в Омскую область на заработки. 

Мужчину признали виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ «Пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым заведомо для виновного не разрешен». 

Квест для трудовых мигрантов продолжается…. 

Алишер Рустамович Мухамедов, кандидат юридических наук (Мнение редакции может отличаться от мнения автора).

Присоединяйтесь к группе "Новости Узбекистана" в "Одноклассниках" и будьте в курсе самых последних новостей и событий. 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Возврат к списку