Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Одним из наиболее древних, исключительно интересных видов прикладного искусства Узбекистана, сохранившим до наших дней отчетливую локализацию местных школ и традиций, является художественная керамика.
В основном мастера изготовляли столовую и хозяйственную посуду. Посуда узбекских мастеров делится на чашеобразную форму (коса) и кувшинообразную форму (куза), такое разделение объясняется специализацией мастеров. Гончары–косагарлик производили пиалы, ляганы, тавок, тогора, бадьи. Гончары–кузагарлик выделывали кувшины и корчаги разной формы, емкости, назначения.
О древности этого вида прикладного искусства свидетельствует археологическая находка: в поселении Сангиртепа, расположенном в Китабо-Шахрисабзском оазисе, археологи обнаружили остатки крупных многокомнатных строений из сырцового кирпича, различные орудия труда, керамику, изготовленную как на гончарном круге, так и вручную, относящиеся к началу 1 тысячелетия до н. э.
Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в Средней Азии. Поливная и неполивная керамика ведущих центров имела локальные особенности, проявляющиеся в своеобразии форм, орнаментального декора, колорита. К числу традиционных центров керамического производства, сохранившихся и поныне, относятся Риштан, Гиждуван, Хива, Самарканд, Гурумсарай, Шахрисабз, Касби, Ургут, Хорезм, Ташкент.
Изделия каждого региона отличаются художественным своеобразием. Оно сказывается в формообразующих элементах, в композиции узора, колорите, в излюбленных мотивах орнамента - и в общем эмоциональном настрое. Многие орнаментальные мотивы керамики XIX века близки по своему содержанию орнаменту резьбы по ганчу и дереву, рисункам на тканях и других видах декоративно- прикладного искусства, что свидетельствует о широкой распространенности этих композиций в качестве устоявшихся норм и правил.
К концу XIX века в искусстве гончаров наметились стилистические изменения. В керамической росписи возникли тенденции преодоления застывшей отвлеченной (Риштан, Мадыр) узорности. В одних центрах они проявились сильнее, в других менее заметно (Гиждуван, Шахрисябз, Каттакурган и др). В керамике, как и в других видах прикладного искусства, наблюдались монументализация общего образного строя произведений.
Особенно это касается стиля росписи. Мелкие цветочные мотивы уступают место крупным; тонкая разработка орнаментики – обобщенной. В орнаментику вводятся конкретные предметные изображения – от чойдышей, кувшинов, музыкальных инструментов до ружей и ножей. Сочной, теплой гаммой и свободным живописным рисунком отличались изделия мастеров Шахрисябза, где в конце ХIX – начале ХХ века работали известные мастера Хатам Кадыров, уста Рустам и уста Хазраткул Игамбердиевы.
В 1950-60-е годы в Риштане, Гиждуване, Шахрисябзе, Самарканде, Каттакургане, Ташкенте, городах Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Хорезмской областей керамические изделия продолжают сохранять своеобразие форм, особую стилистику орнамента и самобытный колорит росписи. Здесь находит свое продолжение работа над традиционными формами посуды, используемой в быту (хумы, тогора, коса, шокоса, ляганы, товок, бадия и т.д.).
Вместе с тем велись поиски новых форм поливной и неполивной керамики. В узорах преобладали традиционная орнаментика с ее богатством форм растительного и зооморфно-геометрического характера, трактовавшихся в условной манере. Керамисты, уделяли внимание сюжетным и портретным изображениям на керамике, что в целом приводило к нарушению образного строя традиционных по формам изделий.
Начиная с конца 1960-х годов в общем развитии традиционной керамики Узбекистана наблюдается неутешительная тенденция – за последние 20-30 лет исчез ряд уникальных центров традиционной керамики, таких как посудная керамика Шахрисябза, керамические игрушки Касби. Причины резкого ухудшения положения дел традиционной керамики, во многом были связаны с социально-экономическими причинами – отсутствием достаточного спроса на продукцию народных гончаров, их низким социальным статусом, халатным отношением со стороны местных властей к судьбе народного мастера.
В последние годы возрождаются исторически сложившиеся центры производства, значительно расширяется ассортимент изделий (блюда, пиалы, чаши, сосуды для воды, молока, разнообразные хумы для хранения продуктов), улучшается их качество. Мастера, ощутив поддержку государства, увеличивают объемы производства, для достижения рентабельности и конкурентоспособности своей продукции.
Они стремятся к сохранению местных особенностей, восстанавливают забытые формы и рисунки. Вместе с тем в декоре керамических изделий появляются новые орнаментальные и изобразительные мотивы. Мастера возрождают традиции украшения сосудов лепными элементами в виде головок животных и птиц. Возрождена древняя традиция изготовления фигурных сосудов для воды – мусалла – с туловом в виде утки.
Возвращается и традиция изготовления глиняной игрушки – непременного атрибута древних культовых обрядов. Узбекская народная игрушка, выполненная из неполивной керамики, популярна уже в течение многих веков. Народные умельцы делали на радость детям причудливые фигурки лошадок, дракончиков, птичек и после обжига расписывали их растительными красками - жёлтой, красной, зелёной, тёмно-коричневой. Этот вид ремесла, характерный в прошлом для бухаро-самаркандской школы керамики, широко развит в Касбинском районе Кашкадарьинской области.
После нескольких нелёгких десятилетий в ХХ веке, когда узбекская керамика не в силах была конкурировать с русскими фабричными изделиями, гончарное производство в Узбекистане переживает сейчас новый подъём. Творчески осваивая опыт мастеров прошлого, современные керамисты создают оригинальные изделия, отвечающие эстетическим запросам своих сограждан - поддерживают огонь в очаге народных промыслов.
Подписывайтесь на канал АН Podrobno.uz в Telegram и будьте в курсе самых последних новостей и событий.
Комментарии отсутствуют