Загрузка
Загрузка
Что делать с налогами. Эксперт рассказал о том, как необходимо усовершенствовать налоговую систему Узбекистана
Экономика

Что делать с налогами. Эксперт рассказал о том, как необходимо усовершенствовать налоговую систему Узбекистана

7377
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Частое изменение налогового законодательства приводит к большим сложностям для бизнеса. Поэтому с 2023 года необходимо объявить мораторий на пять лет на все крупные изменения налоговой системы, кроме налоговых ставок, считает кандидат экономических наук Жорилла Абдуллаев.

В первой части своей статьи, опубликованной на прошлой неделе, эксперт проанализировал существующие проблемы налоговой сферы, объяснив, как сейчас выстроены денежные потоки. Теперь, во второй части, он предлагает несколько наиболее эффективных шагов по развитию налоговой системы.

Предложения:

1) В целом по налоговой системе:

а) частое изменение налогового законодательства приводит к большим сложностям для налогоплательщика. Действующая налоговая система соответствует мировым стандартам – в первую очередь европейской модели налоговой системы. Дальнейшие существенные изменения налоговой системы нецелесообразны. До конца 2022 г. проанализировать результаты налоговой системы, внести в нее отдельны коррективы.   После этого необходимо объявить мораторий на пять лет с 2023 г. на все крупные изменения налоговой системы, кроме изменения налоговых ставок;

б) по уровню налогового бремени. Налоговое бремя в нашей республике сравнивают в основном с азиатскими странами – так называемыми азиатскими тиграми (Южная Корея, Китай, Тайвань, Таиланд и др.). Среднее налоговое бремя у этих тигров – 21% к ВВП. Однако эти страны не декларируют социальную ориентацию своих экономик. В них отсутствуют пенсионные платежи, нет и полноценной Пенсионной системы. Каждая семья сама заботится о своих стариках, т.е. делает расходы, но они не учитываются как налоги. У нас же налоговое бремя уже приблизилось к "азиатским тиграм" – в 2021 г. – 22,4% (без социальных платежей, как у них). При этом необходимо не забывать, что мы социально-ориентированная республика.

Кроме этого, если обратить внимание на долю налогов к ВВП и рейтинг по Douing Business (рейтинг Всемирного банка), то уровень налогового бремени не всегда совпадает с рейтингом Douing Business. Например, налоговое бремя в Китае 19,4%, однако рейтинг – 130 пунктов. И наоборот, высокое налоговое бремя в Чехии 35,5%, но рейтинг 53, или в Южной Корее бремя 26,5%, а рейтинг один из лучших – 24 пункта. Данное обстоятельство подтверждает, что только снижением налогового бремени не всегда получается повысить эффективность налоговой системы. Причина в том, что рейтинг по Douing Business составляется не только по налоговому бремени, а по комплексу показателей: количество налогов, количество платежей по налогам, время на уплату и подготовку отчетов по налогам, наличие электронной системы отчетности и уплаты и др.

У нас в республике сложилась почти сбалансированная налоговая система, дальнейшее снижение налогового бремени приведет, только к потерям для бюджета в надвигающихся сложных внешнеполитических условиях. Тем более, что стоимость золота и других ценных металлов часто варьируется. Например, до 2005 г. стоимость золота не превышала 700 -800 дол, сейчас около 2 000 дол).  

в) унификация налогов у нас в республике по результатам налоговой реформы достигла хороших результатов. Основные бюджетообразующие предприятия (крупные и средние) платят шесть общемировых налогов по очень низким ставкам:

  • НДС – 15% (средняя в мире ставка);

  • налог на прибыль – 15 % (одна из самых низких ставок в мире);

  • НДФЛ – 12% (единая и одна из самых низких ставок в мире);

  • социальный налог - 12% (одна из самых низких ставок в мире);

  • налог на имущество – 1,5% (одна из самых низких ставок в мире);

  • земельный налог.

В связи с исчерпанием объектов для унификации, дальнейшая унификации налогов (кроме налогов для недропользователей) нецелесообразна.

г) сроки уплаты налогов и представления отчетов: сложные, частые и соответственно обременительны для плательщиков. Частая уплата налогов отражается на их оборотных средствах. Например, по налогу на прибыль при ежеквартальном сроке уплаты налога и сдачи отчетов, до сих пор действует ежемесячная авансовая уплата налога и предоставление соответствующей справки. С 2022 г. большинство сроков уплаты налогов и представления расчетов стали ежемесячными. В связи с этим пересмотр сроков до конца 2022 г. и с 2023 г. установление единых сроков уплаты налогов и отчетов по ним – квартал и год.

д) новая редакция Налогового кодекса подразумевалась как акт прямого действия. Однако порядок исчисления и уплаты по отдельным налогам, порядки, связанные с налоговым администрированием, до сих пор осуществляется на основании подзаконных актов. В связи с этим необходимо до конца 2022 г. включить большинство подзаконных актов по налогообложению в Налоговый кодекс.

е) проблемы с благотворительностью. На финансовое положение предприятий и соответственно на уплату ими налогов существенное влияние оказывает добровольно-принудительная система благотворительности. Хокимияты всех уровней и госорганы нагружают предприятия фактически "благотворительным налогом", средства которого к тому же не всегда используются целеноправленно получателями этой помощи. В связи с этим:

  • средства на благотворительность не должны исключаться из налогооблагаемой базы;

  • необходимо создать систему учета и отчетности средств на благотворительность – как у благотворителя, так и у получателя (эти средства должны считаться как бюджетные средства). Обеспечивается контроль, со стороны налоговых органов, за целевым использованием благотворительных средств у получателя.  

1) По видам налогов:

НДС

По НДС внедрена достаточно эффективная система исчисления и уплаты налога. Дальнейшее снижение ставки налога (основного градообразующего госбюджет налога) по вышеуказанным внешнеполитическим и экономическим причинам, может вызвать увеличение дефицита госбюджета, с соответствующими последствиями для его расходной части.

Для информации – в Европе средняя ставка НДС – 21%, специальным Законом Европейского сообщества установлено, что страны участницы не могут снижать ставку НДС ниже 15%.

Налог на прибыль

По налогу на прибыль внедрена достаточно эффективная система исчисления и уплаты налога. Необходимо унифицировать ставки налога – введя единую ставку налога на уровне 17-18%. Отменить авансовые платежи. Одновременно унифицировать систему налогообложения прибыли как резидентов, так и нерезидентов. В целях поддержки местного производителя, как основного субъекта обеспечивающего занятость населения, а также учитывая, что местные крупные ритейлеры реализуют от 50% до 70% процентов импортных товаров (в общей массе реализуемых ими товаров), предусмотреть, что доходы от реализации импортных товаров облагаются налогом на прибыль по удвоенной ставке (тем более Налоговый кодекс позволяет вести раздельный учет – ст. 80).

Акцизный налог

Акцизы являются тем налогом, который может покрывать выпадающие от снижения других налогов доходы госбюджета. Это можно сказать налог "на богатых", который идет на обеспечение "бедных". Для этого, в частности, предлагается:

  • увеличение ставок акцизов на алкоголь (в т.ч. пива) и табак в 2 раза. Т.е. увеличение стоимости продуктов не первой необходимости. Например, бутылку водки сейчас можно купить всего за 20-25 тыс. сумов (всего 2 доллара);

  • восстановление ставок акциза на автомобили и услуги мобильной связи. Это наиболее ликвидные товары;

  • введение акцизов на "вредные продукты" - газированные напитки, продукты на основе пальмового масла и т.п.;

  • восстановление системы акцизов по ювелирке;

  • установление единой ставки по производимому бензину и дизтопливу, реализуемому предприятиями производителями, с отменой акциза на бензин и дизтопливо реализуемого конечному потребителю (опять же унификация).

НДФЛ

Большинство стран мира (более 95%) используют прогрессивную шкалу НДФЛ, так как это более справедливая система по сравнению с плоской шкалой. При плоской шкале: уборщица, получающая 1 млн. сумов и предприниматель, получающий 100 млн. сум, платят одинаково – 12% от своего дохода. Кроме этого, в ранее действующей прогрессивной шкале НДФЛ были такие ставки, как 0% и 7,5%. Значительная часть населения (не богатого населения) республики платило НДФЛ по ставке 7,5%. Опять же по минимальной ставке 7,5% НДФЛ уплачивался по доходам от сдачи имущества в аренду и другим доходам.

В связи с этим необходимо рассмотреть и до конца 2022 г. ввести наряду с действующей единой ставкой налога в 12%, повышенную ставку налога, например на уровне 17–20% по доходам, превышающим 12 размеров минимального размера оплаты труда в месяц (сейчас МРОТ - 822 тыс. сум). Т.е при превышении месячной зарплаты в 9 864 тыс. сумов, сумма превышения будет облагаться по повышенной ставке.

Налог с оборота

Налог с оборота введен взамен единого налогового платежа для малых предприятий с оборотом до 1 млрд сум. В соответствии с Указом Президента РУ от 26.06.2018 г. №УП-5468, установленный порог годового оборота (выручки) в 1 млрд сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года. Но с принятия Указа прошло почти 4 года, но размер годового оборота так еще и не пересматривался. Как показал анализ происходит существенное снижение поступления налога с оборота. Это показывает, что с одной стороны часть плательщиков налога с оборота с целью не перехода на уплату НДС и налога на прибыль уходит в тень и не показывает своих доходов, с другой стороны часть плательщиков общеустановленных налогов с целью ухода от уплаты этих налогов стремиться также занижать и не показывать свои обороты и перейти на уплату налога с оборота.

В связи с эти необходимо обеспечить выполнение Указа Президента и увеличить для исчисления налога с оборота порог годового оборота до 3 млрд сум.

Кроме этого, учитывая, что в большинстве зарубежных стран используются два и более критерия для перехода на упрощенную систему налогообложения, необходимо для плательщиков налога с оборота ввести второй критерий – численность работников. При этом по любому виду деятельности эта численность работников не должна превышать 100 человек.

Налог с недропользователей, рентный налог, бонусы

Юридические лица, осуществляющие на территории Республики Узбекистан добычу полезных ископаемых из недр уплачивают три налога имеющие один и тот же объект в виде стоимости добытого полезного ископаемого, определяемого на биржевых торгах или по тарифам устанавливаемым уполномоченным органом. При этом налогооблагаемая база различается на уменьшаемую сумму расходов и убытков по добыче. В связи с этим наверно стоит рассмотреть возможность объединения трех налогов в один (унификация налогов) с введением по соответствующим полезным ископаемым налоговой базы (с расходами или без) и соответствующих ставок налога.

Налог на имущество и земельный налог

Введение по налогу на имущество с 2022 г. порядка при котором налоговая база не может быть ниже рассчитанной исходя из установленной минимальной стоимости, является эффективной мерой. Планы по объединению налога на имущество и земельного налога в единый налог на недвижимость являются прогрессивной мерой. Однако пока в республике не будет налажена объективная и справедливая система оценки имущества и земли, говорить о переходе на налог на недвижимость еще преждевременно.

В тоже время в целях поддержания расходной части бюджета, в рамках налога на имущество, ввести систему налогообложения транспортных средств. При этом соблюсти следующие условия:

  • электрический автомобильный транспорт сроком службы до 10 лет освобождается от уплаты налога;

  • автомобильный транспорт с мощностью двигателя до 120 лошадиных сил и сроком службы до 10 лет освобождается от уплаты налога;

  • автомобильный транспорт, предназначенный для инвалидов, освобождается от уплаты налога.

Налог за пользование водными ресурсами

Для обеспечения экономного использования воды необходимо как известно использовать соответствующие технологии – в частности капельное орошение. Предлагается:

  • сделать налог за пользование водными ресурсами – целевым налогом на финансирование водных проблем республики – и в первую очередь на капельное орошение. Тем более, что поступления по налогу на воду и установленные расходы в госбюджете на капельное орошение совпадают по объему;

  • ставки налога за пользование водными ресурсами установлены в сумах и индексируются ежегодно. Самая низкая ставка установлена для объема воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства в размере 40 сум за куб.м. Предлагается увеличить эту ставку в два раза для потребителей воды, не использующих капельное орошение – это будет стимулом для внедрения технологии капельного орошения;

  • уменьшение ставки налога на прибыль для предприятий, осуществляющих производство и монтаж оборудования для капельного орошения;

  • для концентрации и использования средств для развития капельного орошения необходимо создать специальный фонд.

Налогообложение импорта

Снижение уровня таможенных платежей и соответствующее снижение цен на импортные товары могут привести к уменьшению конкурентоспособности отечественных производителей по сравнению с импортными аналогами. Следствием этого может стать увеличение импорта и банкротство предприятий, конкурирующих с импортом. У нас не так много крупных предприятий которые могли бы конкурировать с крупными производителями, например, из России или Китая. Без достижения "эффекта масштаба" для отечественных производителей их конкурентоспособность не может быть обеспечена без таких защитных механизмов как таможенно-тарифное регулирование. В связи с этим предлагается:

а) НДС по импортным товарам должен быть введен для всех без исключения товаров. Освобождение от уплаты при импорте приводит к тому, что получатель этих товаров при реализации своей продукции уплатит НДС за себя и импортера;

б) по таможенной пошлине, в связи с ее небольшими размерами, можно предоставлять льготы;

в) акцизы. Ввести следующую градацию:

  • по импортным товарам, которые производятся в республике, ввести акцизный налог, с соответствующими ставками;

  • по импортируемым товарам, не производимым в республике отменить акцизный налог;

  • по импортным товарам не первой необходимости и так называемым "вредным товарам" ввести акцизный налог по повышенным ставкам;

  • по продовольственным товарам сохранить действующие льготы.

Учитывая, что по таможенным платежам отдельные порядки исчисления и уплаты отражены как в Налоговом, так и в Таможенном кодексах, при этом имеются несоответствия, считаем необходимым привести оба кодекса к единому пониманию по вопросу исчисления таможенных платежей.

Налоговые льготы

Сумма налоговых льгот за 2021 г. составила 42,1 трлн сум, в том числе в соответствии с Налоговым кодексом – 33,0 трлн сум (78,4%). В общем объеме налоговых льгот на долю НДС приходится 35,7 трлн сум, включая нулевую ставку по НДС (экспорт, международные перевозки, реализация драгоценных металлов) – 15,3 трлн. сум. Льготы по НДС в соответствии с Налоговым кодексом по финансовым услугам применяют коммерческие банки, по страховым услугам – страховые организации. Сумма льгот, предоставленных данным институтам в 2021 г. составила 9,1 трлн. сум. Предлагается:

  • исключить из перечня льгот, льготы, представляемые при экспорте товаров (работ). Т. е. эти исключения сохраняются и не являются льготами;

  • узаконить – льготы могут предоставляться решениями правительства только по налогу на прибыль и таможенной пошлине и только по снижению соответствующих ставок.

Налоговое администрирование

1) Вышеуказанный анализ показал, что по налоговому администрированию в части автоматизации налогового контроля сделана большая работа. Но не без недостатков. Предлагается при внедрении новых электронных продуктов для налогового контроля использовать следующую методику:

  • разработку продукта осуществлять используя собственные разработки и международный опыт;

  • разработку передать независимым экспертам для объективной оценки. На основании результатов оценки доработка продукта;

  • передача разработки на экспериментальное испытание на определенном количестве предприятий и в определенный регион на 1 год. Параллельно информация о продукте передается в СМИ, ТПП и заинтересованным министерствам и ведомствам;

  • анализ и изучение испытания. Доработка продукта с учетом результатов испытания и предложений министерств и ведомств;

  • утверждение продукта;

  • представление для налогоплательщиков и СМИ продукта. Одновременно организация обучения по продукту среди налоговых органов и налогоплательщиков;

  • внедрение в действие продукта через полгода после его представления. 

2) Отсутствие системной координации, дублирование отдельных функций, выполнение несвойственных функций органами, осуществляющими сбор налогов (ГНК, ГТК, МФ, Департамент при Прокуратуре).

Во всех цивилизованных государствах налоговая и таможенная службы входят в состав Министерства финансов. В начале 90-х годов в большинстве стран СНГ налоговая и таможенная службы отделились от Министерства финансов. В настоящее время самостоятельными эти службы остались только в Узбекистане. В целях повышения координации деятельности по сбору налогов предлагается:

  • включение в состав Министерства финансов ГНК и ГТК. В одном "кулаке" должны быть и расходы и доходы бюджета.

  • одновременно создать структуру в составе МФ по надзору за деятельностью низовых структур ГНК и ГТК;

  • в целях исключения влияния на работу налоговых органов местными властями, создать межрегиональные налоговые инспекции на несколько районов.

  • уровень содержания налоговых и таможенных органов должен составлять не менее 1% от собираемых ими налогов.

3) Действующие финансовые санкции сильно ударяют в первую очередь на предприятие, а не на нарушителей – должностных лиц предприятий. Пересмотр действующей системы санкций за нарушение налогового законодательства, с переориентацией с предприятий на конкретных нарушителей – должностных лиц предприятий.

4) Отсутствие развитой структуры частных налоговых консультантов. В большинстве развитых стран ведение налогового учета отдано аутсортингу – частным консалтинговым фирмам. Внедрение программы по развитию системы частных налоговых консультантов.


Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+