Загрузка
Загрузка
Что изменится для экономики и потребителей после вступления Узбекистана в ВТО
Экономика

Что изменится для экономики и потребителей после вступления Узбекистана в ВТО

1489
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекистан находится на финальном этапе переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию: остается согласовать позиции всего с двумя странами. Предполагается, что к марту 2026 года республика станет полноправным членом организации. На фоне этого в соцсетях множатся различные дискуссии. Один из главных вопросов – действительно ли автомобили станут дешевле?

Ответом на него поделился экономист Шухрат Бобохужаев.

Долгий путь и причина пауз

Узбекистан подал заявку на вступление в ВТО еще в 1994 году. С тех пор интерес к организации неоднократно ослабевал и возвращался. По словам эксперта, на это влияли как внутренние приоритеты развития, так и внешние факторы. Он отмечает, роль ВТО в международной торговле в последние годы снизилась.

"Многие механизмы перестали работать из-за международных санкций. В качестве примера можно привести необоснованные, нарушающие правила ВТО, экономические санкции в отношении России", – считает Бобохужаев.

Ситуация изменилась в 2024 году. В августе, выступая перед предпринимателями в Нукусе, президент Шавкат Мирзиёев заявил о начале "больших шагов" по вступлению в ВТО в 2026 году и необходимости обеспечить равную конкуренцию на внутреннем рынке.

"Серьезность намерений республики подтверждается принятием правительственного документа и запущенным международным торговым центром проекта поддержки", – отметил эксперт.

Станет ли дешевле?

В пабликах активно обсуждают тезис: лучше не покупать машину сейчас, ведь после вступления в ВТО цены якобы упадут. Но реальность сложнее.

По словам эксперта, положительный эффект для некоторых отраслей действительно ожидается. Среди них – автомобильная промышленность, химический сектор, текстильный экспорт. Для потребителя, отмечает Бобохужаев, вступление в ВТО действительно может стать выгодой:

"Народ устал от отечественных монополистов, протекционистской политики, высоких цен и низкой конкуренции".

Но резкого и одномоментного падения стоимости автомобилей ждать не стоит. На это влияют графики снижения таможенных пошлин, параллельные налоговые изменения, скорость прихода иностранных брендов и локальных сборочных проектов и прочее.

"При этом пока сложно прогнозировать, какое влияние вступление Узбекистана в ВТО окажет на развитие торговли сельхозпродукцией, имеющей важнейшее значение для республики, и формирование механизма поддержки аграрного сектора", – подчеркнул Бобохужаев.

Риски для отечественного бизнеса

Открытие рынка – это не только выгоды, но и проблемы для местных компаний, особенно тех, кто привык работать в условиях протекционизма.

"Отечественный бизнес пока не готов к жесткой конкуренции. Это приведет к банкротству ряда предприятий и росту безработицы", – предупредил эксперт.

Для многих вступление в ВТО означает необходимость ускоренной модернизации, оптимизации затрат и выхода на более высокие стандарты качества.

Связка с ЕАЭС

Вопрос вступления в ВТО тесно связан с другим крупным направлением – возможным вступлением в ЕАЭС. Страны ЕАЭС уже являются членами ВТО. По словам эксперта, для Узбекистана синхронизация этих процессов важна:

"Отечественные производители получат свободный доступ к рынку России и Казахстана, а также более выгодный доступ к инвестициям и технологиям".

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....