Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Кандидат экономических наук Жорилла Абдуллаев изучил развитие налоговой системы Узбекистана с 2018 года. Эксперт проанализировал существующие проблемы налоговой сферы, объяснив, как сейчас выстроены денежные потоки.
Предлагаем вам ознакомиться с первой частью статьи эксперта. Во второй части, которая будет опубликована в ближайшие дни, Жорилла Абдуллаев расскажет о том, как нужно решать сложившиеся проблемные вопросы.
- Прежде чем представить проблемы налоговой системы и возможные перспективы ее решения, рассмотрим действующие условия ее развития. По итогам 2021 года доходы консолидированного бюджета (Государственного бюджета и государственных целевых фондов) составили 196,4 трлн сумов (26,7% к ВВП). Как видно из таб.1 доля доходов консолидированного бюджета к ВВП в динамике почти не изменилась и наоборот имеет тенденцию к возрастанию, особенно это подтверждает прогноз доходов на 2022 год – отношение доходов к ВВП прогнозируется на уровне 30,3%.
На увеличение/снижение поступлений доходов в бюджет в целом оказывают следующие факторы:
-
рост экономики республики;
-
введение свободного обменного курса сума;
-
относительно высокие мировые цены на драгоценные и цветные металлы;
-
введение и ослабление карантинных ограничений во время пандемии;
-
налоговая реформа;
-
внедрение новых инструментов налогового администрирования.
Таб.1. Доходы бюджетов по отношению к ВВП за 2018–22 годы

Структурный анализ налоговой системы за последние три года (таб. 2) показывает следующее:
-
доля косвенных налогов (в 2021 году – 34,2%) в структуре доходов Государственного бюджета с 2019 года существенно сократилась. Причины: снижение ставки НДС с 20% до 15%, введение полноценной системы зачета и возмещения НДС, введение нулевых ставок по акцизному налогу на импорт;
-
существенно выросла доля прямых налогов (в 2021 году - 35,8%). Причины: увеличение поступления в бюджет по АО «НГМК» и АО «АГМК» (за счет роста мировой цены и реализации драгоценных и цветных металлов), увеличение ставки налога на прибыль с 14% до 15%;
-
снижается доля ресурсных налогов (в 2021 году – 14%). Причины: снижение ставок налога на недра и налога на имущество юридических лиц;
-
существенно растут прочие доходы (в 2021 году – 16%). Причины: увеличение поступлений по дивидендам в бюджет от АО «НГМК» и АО «АГМК».

Существенную роль в изменении структуры доходов бюджета сыграли наряду с общеэкономическими факторами изменение соотношения общеустановленной и упрощенной системы налогов. Это отразилось на структуре количества налогоплательщиков (Таб. 3).
Таб. 3. Информация о количестве налогоплательщиков за 2018–2021 годы
Остановимся более подробно на анализе динамики поступления основных налогов:
НДС
За последние три года наблюдается относительный спад поступлений НДС - динамика роста всего 113,7 % (2021 г. к 2019 г.), против 146,8% - динамики поступления всех налогов. Кроме этого, удельный вес НДС в общих поступлениях налогов снижается (с 30,1% до 23,3%), хотя этот налог и остается градообразующим бюджетную систему республики. Несмотря на это, по данным Министерства финансов, эффективность НДС (по собираемости) увеличилась с 44,5 % в 2020 году до 48 % в 2021 году (Эффективность сбора НДС = Доход от НДС в процентах от ВВП / Ставка НДС). На динамику поступления НДС повлияли и влияют следующие факторы:
На уменьшение поступления НДС:
-
существенное снижение ставки НДС с 20% до 15%;
-
внедрение полной системы зачета НДС. При определении суммы НДС налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленного, путем зачета суммы налога, уплаченного по фактически полученным товарам (услугам). До принятия этой системы НДС сидящий в стоимости основных средств не уменьшал исчисленный НДС;
-
в связи с внедрением полной системы зачета НДС, обеспечение полного возмещения налога, возникающего в результате превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой̆ начисленного налога. Особенно это возмещение влияет на НДС при экспорте продукции. Так, если в 2019 году налогоплательщикам возвращено 3,2 трлн. сум, то за 2021 год сумма возмещения составила 14,4 трлн. сум (27,3 % от поступивших по НДС средств). С учетом этого поступления по НДС уменьшены на сумму возмещения (Таб. 2);
На увеличение поступления НДС:
-
введение системы электронных счетов-фактур и соответствующей системы электронного налогового администрирования;
-
существенно расширяется категория плательщиков НДС, за счет малых предприятий (ранее плативших ЕНП) с оборотом свыше 1 млрд сумов в год, а также юридических лиц-сельхозпроизводителей с площадью орошаемой земли более 50 га (с 2022 г. – 25 га).
Акцизы
За последние три года наблюдается относительный небольшой рост поступлений акцизов - динамика роста всего 126,9%, против 146,8% по всем налогам. Кроме этого, удельный вес акцизов в общих поступлениях налогов не растет:
-
увеличение поступления акцизов в 2021 г. по сравнению с 2020 годом на 1,4 трлн. сум обеспечено, в основном, за счет индексации налоговых ставок в феврале и октябре 2021 года в среднем на 15 %. Т. е. практически налоговая база по акцизам растет только за счет индексации. А по отдельным товарам из-за снижения выпуска этих товаров в натуральном выражении идет фактически снижение поступления акцизов. Например, поступление акцизного налога по алкогольной̆ продукции при индексации ставок налога, сохранились на уровне 2020 г.;
-
сокращение поступлений акцизного налога при импорте. Связано с отменой̆ акцизов при импорте транспортных средств – с 1 августа 2020 года и по 73 товарным позициям (пищевые, электротехнические товары и т.д.) – с 1 января 2021 года;
-
сокращение поступлений за счет снижения ставок акцизов по полиэтиленовым гранулам и особенно по услугам мобильной связи (они приносили большие доходы в бюджет).
Таможенная пошлина
За три года поступления таможенной̆ пошлины существенно увеличились - динамика роста 206,9 %, против 146,8% по всем налогам. Кроме этого, удельный вес также увеличился в общих поступлениях налогов. Необходимо отметить, что несмотря на продление до конца 2022 г. нулевой ставки таможенной пошлины по продовольственным товарам, в 2021 году доля облагаемого импорта таможенными платежами в общем объеме импорта составила 68,9 % (в 2020 году – 54,5 %). В тоже время из-за небольшого объема поступлений по сравнению с другими налогами, таможенная пошлина не оказывает существенного влияния в целом на поступления налогов.
Налог на прибыль
За последние три года поступления по налогу на прибыль растут существенно. Динамика роста 234,5%, против 146,8% по всем налогам. Кроме этого, удельный вес налога в общих поступлениях налогов также существенно растет с 14,6 в 2019 г. до 23,3 в 2021 г. На динамику поступления налога на прибыль повлияли и влияют следующие факторы:
-
увеличение ставки налога с 14% до 15%;
-
из общих поступлений в 2021 г. налога на прибыль - 25,7 трлн. сум (или 67 %) приходится на предприятия по добыче золота и меди – АО «НГМК» и АО «АГМК». Из-за роста мировых цен на золото и медь именно эти предприятия и обеспечивают основной прирост налога на прибыль. На долю остальных налогоплательщиков приходится 12,6 трлн. сум (в сравнении с 2020 годом рост составляет всего 36,7 %);
-
увеличение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за счет снижения налоговых ставок по НДС, налогу на имущество, акцизного налога по отдельным товарам (услугам) и особенно ставки по налогу за пользование недрами по драгоценным металлам;
-
существенно расширяется категория плательщиков налога на прибыль за счет малых предприятий (ранее плативших ЕНП) с оборотом свыше 1 млрд сумов в год;
-
в тоже время на снижение поступления налога на прибыль влияет введение инвестиционного вычета, который уменьшил налогооблагаемую базу в 2021 г. на сумму около 1 трлн. сум. Кроме этого, с 2022 г. нормы амортизации растут в два раза, что отразится на снижении поступлений налога.
Налог с оборота
Поступления по налогу с оборота (введенного взамен ЕНП) за последние три года существенно снизились. Динамика роста отрицательная – 82,9%. Кроме этого, удельный вес налога с оборота снизился до 1% в общих поступлениях. На динамику поступления налога с оборота повлияли и влияют следующие факторы:
-
перевод с началом налоговой реформы малых предприятий (ранее плативших ЕНП) с оборотом свыше 1 млрд сум на уплату НДС и других общеустановленных налогов, что привело к существенному увеличению количества плательщиков общеустановленных налогов (рост в 19,4 раза) и относительно не высокому росту плательщиков налогов по упрощенной системе (в 1,9 раза) (Таб.3);
-
перевод с началом налоговой реформы юридических лиц-сельхозпроизводителей с площадью орошаемой земли менее 50 га (с 2022 г. – 25 га) взамен уплаты единого земельного налога на уплату налога с оборота, что также существенно увеличило количество плательщиков налога с оборота;
-
несмотря на рост количества плательщиков налога с оборота почти в два раза с 160 тыс. до 299 тыс., поступления в среднем на одно предприятие существенно снизились – в 2019 г. в среднем на одно предприятие приходилось 12,5 млн. сумов налога с оборота, в 2021 г. – уменьшилось до 5,5 млн. сум. Конечно, на поступление налога с оборота сыграла пандемия, начавшаяся в 2020 г. Однако, рост количества плательщиков налога с оборота и существенное снижение поступлений по этому налогу, показывает, что с одной стороны часть плательщиков уходит в тень и не показывает своих доходов, с другой стороны часть плательщиков общеустановленных налогов с целью ухода от уплаты этих налогов стремиться также занижать и не показывать свои обороты и перейти на уплату налога с оборота. На вышеуказанное обстоятельство влияет не пересмотр, установленный Указом Президента (УП РУ от 29.06.2018 г. №УП-5468), размера оборота в 1 млрд сумов. Указом предусматривалось не реже чем в три года увеличивать этот размер, учитывая уровень инфляции и экономическое положение республики в целом.
НДФЛ
Наиболее стабильный налог. Динамика роста налога соответствует росту налогов по всей налоговой системе. Удельный вес налога стабилен. На динамику поступления налога повлияли и влияют следующие факторы:
-
возобновление экономической̆ активности, соответственно рост заработной платы – средняя заработная плата с 2018 г. увеличилась на 177,7%;
-
повышение минимального размера заработной̆ платы в бюджетном секторе. Например, в 2021 г. в среднем на 12,8% по сравнению с 2020 годом. Частичное восстановление выплат материального стимулирования в бюджетных организациях с начала 2021 года, которые были временно приостановлены в 2020 году;
-
рост поступлений от индивидуальных предпринимателей̆, уплачивающих налог в основном в фиксированном размере – в 2021 г. 396,7 млрд сум, что на 110,4 млрд сум больше по сравнению с 2020 годом.
Налог за пользование недрами
Основная доля доходов по ресурсным налогам приходится на налог за пользование недрами – 68,6 %. Динамика роста всего 107,6 %, против 146,8% по всем налогам. Кроме этого, удельный вес налога в общих поступлениях налогов снижается. Основные поступления (74%) по данному налогу опять же приходятся на АО «НГМК» и АО «АГМК». На динамику поступления налога повлияли и влияют следующие факторы:
-
снижение с 1 января 2021 года (а также, снижение и с 1 января 2022 г.) ставок налога за пользование недрами по драгоценным, цветным, редким металлам, а также по нефти, природному газу и газовому конденсату;
-
с другой стороны снижение ставок налога сбалансировало поступление налога за счет рост цен на золото и медь, увеличение объемов их производства, а также изменения обменного курса;
-
влияние на поступление налога будет оказывать изменения, вводимые с начала 2022 г. по определению налогооблагаемой базы по драгоценным и цветным металлам. В частности, при расчете налогооблагаемой базы будут исходить из среднеарифметической цены, установленной на признанных международных биржах металлов;
-
наряду с действием налога на пользование недрами, действует близкий к этому налогу - бонус коммерческого обнаружения, базой для исчисления которого опять же является стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых. Ставка бонуса - 0,1 % к стоимости объема извлекаемых полезных ископаемых. С 2022 г. для юридических лиц, добывающих драгоценные, цветные и (или) радиоактивные металлы, редкие и редкоземельные элементы, а также добывающие углеводородное сырье вводится рентный налог. Объектом налогообложения налога является рентный доход - разница между доходами от реализации добытых (извлеченных) металлов или углеводородного сырья и расходами, непосредственно связанными с их добычей (извлечением). Т. е. по одному и тому же объекту налогообложения действуют три близких к друг к другу налога.
Налог на имущество
Динамика роста всего 104,1 %, против 146,8% по всем налогам. Кроме этого, удельный вес налога в общих поступлениях налогов снижается, и его доля становится незначительной. На динамику поступления налога повлияли и влияют следующие факторы:
-
существенное снижение ставки налога для юридических лиц с 5% до 2%. С 2022 г. ставка снижается до 1,5%;
-
частично компенсировать снижение ставок может рост количества облагаемых объектов недвижимого имущества, за счет сдачи в эксплуатацию новой недвижимости, а также выявлением в рамках проведённой̆ инвентаризации объектов недвижимости, неучтенных в учетных данных органов кадастра. По данным Министерства финансов количество объектов недвижимости к концу 2021 г. составило почти 8 млн объектов, в том числе 7,5 млн. объектов жилого фонда;
-
кроме этого снижение ставки налога частично можно будет также компенсировать за счет того, что с 2022 г. налоговая база не может быть ниже рассчитанной исходя из установленной минимальной стоимости.
Земельный налог
В сравнении с налогом на имущество, по земельному налогу наблюдается существенный рост поступлений на 176,5%, против 146,8% по всем налогам. Кроме этого, удельный вес налога в общих поступлениях налогов растет. На динамику поступления налога повлияло, наряду с ежегодной индексацией ставок налога, объединение земельного налога и единого земельного налога. При этом по землям сельскохозяйственного назначения сохранилась налогооблагаемая база (которая была у единого земельного налога) - нормативная стоимость земельных участков.
Налог на воду
Хотя удельный вес налога в общей массе налогов составляет в 2021 г. всего 0,4%, поступления налога имеют высокую динамику – 217,6%. Динамика налога обеспечивается ежегодной индексацией ставок налога, при этом для отдельных отраслей - повышенной индексацией в размере 30%.
Поступления по прочим доходам и неналоговым платежам. Наблюдается существенный рост динамики роста поступлений – 183,8%, а также существенный рост удельного веса этих поступлений в общей массе налогов – до 16%. Поступления составили в 2021 году 26,4 трлн. сум. Основная часть поступлений приходится на дивиденды, выплачиваемые госпредприятиями (14 трлн. сум), в первую очередь опять же АО «НКМК» и АО «АГМК». Остальные доходы, включают доходы от приватизации государственных активов, от реализации «красивых» комбинаций номеров для автотранспортных средств, утилизационного сбора, госпошлины, сборов, штрафов и др.
После рассмотрения динамики поступления налогов обратимся непосредственно к результатам налоговой реформы. Официально последняя налоговая реформа в нашей республике (до этого с 1991 г. было несколько налоговых реформ) началась с 2018 г. с принятием Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан (УП РУ от 29.06.2018 г. №УП-5468). Главной целью реформы было последовательное снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования. Рассмотрим исполнение основных направлений налоговой реформы:
Первое направление налоговой реформы - снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения.
Если смотреть глобально в целом по республике, с 2018 г. отношение доходов Консолидированного бюджета к ВВП в 2019 и 2020 г. упало незначительно с 26,3% до 25,9%, а в 2021 г. начало увеличиваться (Таб. 1). А утвержденный прогноз на 2022 г. вообще увеличил этот показатель до 30,3%. А отношение поступления доходов в Государственный бюджет к ВВП с 2018 г. и не падали, а наоборот только увеличивались. Вроде бы налоги для предприятий и населения снижаются, а общая их доля к ВВП растет.
Данное обстоятельство связано с тем, что из 300 000 налогоплательщиков (юридических лиц на 2018 г.), 293 тыс. платили налоги в упрощенном порядке – единый налоговый платеж или единый земельный налог. И только 7 тыс. плательщиков платили налоги в общеустановленном порядке (НДС, налог на прибыль, налог на имущество и земельный налог). Из этих семи тысяч только около 1 тыс. налогоплательщиков платили такие крупные налоги как акцизный налог, налог на недра, а также различные изъятия из прибыли (АО «НГМК» и АО «АГМК»). Так вот основная налоговая нагрузка ложилась именно на эти 1 тыс. предприятий. В связи с этим реальную налоговую нагрузку (без учета вышеуказанных 1 тыс. предприятий) можно определить экспертным путем на условном примере.
Для объективности анализа взят условный пример предприятия, уплачивающего налоги в общеустановленном порядке (крупные и средние предприятия) и в упрощенном порядке (малые предприятия), в условиях налогов 2018 г. и для сравнения в условиях налогов, действующих уже в 2022 г. Для объективности все финансовые показатели предприятия сохранены.
Из анализа Таб. 4 видно, что в 2018 г. уровень налоговой нагрузки на крупные и средние предприятия превышал налоговую нагрузку на малые предприятия почти в три раза (27,6% против 8,5%). В результате налоговой реформы (в условиях налоговой системы 2022 г.) существенно сократилась налоговая нагрузка на крупные и средние предприятия (нагрузка упала с 27,6% до 20,1%), нагрузка на малые предприятия с оборотом до 1 млрд сум почти не изменилась. В тоже время налоговая нагрузка для малых предприятий (бывших по численности работников малых предприятий) с оборотом более 1 млрд сум существенно увеличилась (с 8,5% до 20,1%).
Таб.4 Доля налогов в валовой выручке в 2018 году и в 2022 году в сопоставимых условиях (на условном примере).
Таким образом вышеуказанный анализ по обеспечению выполнения первого направления налоговой реформы показывает следующее:
1) Снижение уровня налоговой нагрузки в целом на экономику невысокое в сравнении с 2018 г. – годом начала налоговой реформы. С 2021 произошло увеличение налоговой нагрузки до 26,7% к ВВП, а на 2022 г. налоговая нагрузка прогнозируется на уровне 30,3% к ВВП. Основные причины:
-
основную массу налоговой нагрузки несут на себе крупные предприятия (плательщики акцизов и АО «НГМК» и АО «АГМК»). И это дает возможность снижения налоговой нагрузки остальным предприятиям. Доходная часть госбюджета должна обеспечивать все увеличивающуюся расходную часть. При снижении налоговой нагрузки государство должно изыскивать выпадающие доходы, для покрытия своих расходов;
-
налоговые реформы фактически осуществлялись в период пандемии, которая требовала с одной стороны введение новых налоговых льгот, с другой стороны существенное увеличение расходов бюджета;
-
нестабильная политическая и экономическая ситуации в мире в целом и в нашем регионе требует стабильного государственного бюджета;
2) Произошло в определенной мере уменьшение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения за счет:
-
отмены таких налогов как налог на инфраструктуру, отчисления в госфонды,
-
снижение ставок налогов (НДС - с 20% до 15%, социальный налог - с 25% до 12%, НДФЛ с 22% до 12%, налог на имущество с 5% до 1,5%, налог с оборота с 5% до 4% и др.),
-
уменьшение налоговой базы,
-
отменой отдельных льгот.
-
на крупные и средние предприятия сократилась;
-
на малые предприятия с оборотом до 1 млрд сум почти не изменилась;
-
на малые предприятия с оборотом более 1 млрд сум увеличилась.
Второе направление налоговой реформы - оптимизация количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности.
Таб. 5. Количество: налогов, сроки налоговой отчетности, сроки уплаты налогов
№ |
Налоги, отчетность, уплата в 2018 г.
|
Налоги, отчетность, уплата в 2022 г.
|
Примечание |
Сохраненные налоги и сборы |
|||
1 |
НДС - ставка 20% Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
НДС - ставка 15% Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
Внедрение полной системы зачета и возмещения НДС, расширение плательщиков НДС за счет МП и сельхозпредприятий |
2 |
Акцизный налог Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
Акцизный налог Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
Сокращение плательщиков акцизного налога по импорту |
3 |
Таможенные пошлина и сборы Сроки уплаты - до или вовремя представления декларации |
Таможенные пошлина и сборы Сроки уплаты - до или вовремя представления декларации |
Введены нулевые ставки по продовольственным товарам |
4 |
Налог на прибыль – ставка 14% Сроки уплаты – ежемесячные, ежеквартальные Сроки отчетности - ежеквартальные |
Налог на прибыль – ставка 15% Сроки уплаты – ежемесячные, ежеквартальные Сроки отчетности - ежеквартальные |
Из общих поступлений 67 % приходится на АО «НГМК» и АО «АГМК», расширение плательщиков за счет МП, инвестиционный вычет и нормы амортизации растут в два раза |
5 |
Единый налоговый платеж ставка 5% Сроки уплаты - ежеквартальные Сроки отчетности - ежеквартальные |
Налог с оборота – ставка 4% Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
ЕНП поменяли на налог с оборота. Существенное уменьшение поступлений по налогу за счет введения ограничения оборота в 1 млрд сум |
6 |
НДФЛ – шкала от 0% до 22% Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
НДФЛ – единая ставка 12% Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
Наиболее стабильный источник поступления налогов |
7 |
Единый социальный платеж – ставка 25%, для МП – 15% Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
Социальный налог – ставка 12% Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
Поменяли название налога |
8 |
Налог за пользование недрами Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежеквартальные |
Налог за пользование недрами Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
Изменение базы налогообложения по цветным и драгоценным металлам. Снижение ставок налога по драгоценным, цветным, редким металлам, природному газу и газовому конденсату |
9 |
Бонусы |
Бонусы
|
Выведен из Налогового кодекса в другой закон. |
10 |
Налог на воду Сроки уплаты – ежемесячные, ежеквартальные Сроки отчетности - ежегодные |
Налог на воду Сроки уплаты – ежемесячные, ежеквартальные Сроки отчетности - ежегодные |
Ставки налога ежегодно индексируются |
11 |
Налог на имущество – ставка 5% Сроки уплаты – ежемесячные, ежеквартальные Сроки отчетности - ежегодные |
Налог на имущество – ставка 1,5% Сроки уплаты – ежемесячные, ежеквартальные Сроки отчетности - ежегодные |
С 2022 г. налоговая база не может быть ниже установленной минимальной стоимости |
12 |
Земельный налог Сроки уплаты – ежемесячные, ежеквартальные Сроки отчетности - ежегодные |
Земельный налог Сроки уплаты – ежемесячные, ежеквартальные Сроки отчетности - ежегодные |
Ставки налога ежегодно индексируются |
13 |
Госпошлина |
Госпошлина |
Выведена из Налогового кодекса в отдельный закон
|
14 |
Сборы |
Сборы
|
Из сборов - выведен сбор за приобретение и (или) временный ввоз на территорию РУз автотранспортных средств |
Объединенные налоги |
|||
15 |
Налог на потребление нефтепродуктов |
- |
Налог объединен с акцизным налогом
|
16 |
Единый земельный налог |
- |
ЕЗН объединен с земельным налогом
|
Отмененные налоги |
|||
17 |
Налог на инфраструктуру |
- |
Отменен
|
18 |
Отчисления в госфонды |
- |
Отменен
|
19 |
Налог на сверхприбыль |
- |
Отменен
|
Введенные налоги |
|||
20 |
- |
Рентный налог Сроки уплаты – ежеквартальные Сроки отчетности - ежеквартальные |
Вводится по отдельным природным ресурсам с 2022 г. База близка к налогу на недра - стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых, за минусом расходов |
21 |
- |
Утилизационный сбор Сроки уплаты - ежемесячные Сроки отчетности - ежемесячные |
Введен с 2021 г. для производителей и импортеров транспортных средств |
Анализ таблицы показывает следующее:
1) проведена определенная работа по сокращению и унификации налогов. В частности, были
сокращены налог на инфраструктуру, отчисления в госфонды, налог на сверхприбыль;
объединены с другими налогами – налог на потребление нефтепродуктов, единый земельный налог;
из сборов - выведен сбор за приобретение и (или) временный ввоз на территорию РУз автотранспортных средств.
2) в тоже время введены такие новые платежи как рентный налог и утилизационный сбор;
3) в 2018 г. количество налогов и сборов составляло – 19, на 2022 г. – 16. Если брать по количеству уплачиваемых налогов:
у среднего плательщиков общеустановленных налогов, количество уплачиваемых обязательных налогов (не учитывая плательщиков акцизов, налогов с вязанных с недрами, водой, а также сборов) уменьшилось с 8 в 2018 г. до 6 в 2022 г.;
у среднего плательщика налогов в упрощенном порядке (с 2019 г. с оборотом до 1 млрд сумов), количество обязательных налогов увеличилось с 3 в 2018 г. до 5 в 2022 г. (Таб.6);
4) что касается сокращения и упрощения налоговой отчетности и сроков уплаты, то здесь в основном ничего не изменилось, а наоборот: по налогу с оборота сроки уплаты налога и сроки отчетности с квартальных переведены в месячные, а по налогу на недра отчетность переведена с квартальной на месячную.
Таб. 6. Налоги, уплачиваемые средним налогоплательщиком (не учитывая плательщиков акцизов, налогов с вязанных с недрами, водой, а также сборов)
Третье направление налоговой реформы - обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Госбюджета Республики Узбекистан.
Любое цивилизованное государство способно на существование и развитие при наличии стабильного финансового состояния. Основа финансового состояния государства – его государственный бюджет. Как известно бюджет состоит из доходной и расходной части. От сопоставимости этих частей бюджета зависит развитие государства. До 2018 г. политика государства была ориентирована на госбюджет с профицитом (доходы превышали и обеспечивали расходы).
С 2018 г. политика государства начала ориентацию на ускоренное экономическое развитие. При этом с принятием налоговой реформы начала сокращаться доходная часть бюджета. В тоже время начали резко расти расходы бюджета. При этом они увеличивались в течение года уже при утвержденном бюджете. Например, на 2021 г. расходы госорганов были утверждены на уровне 135,6 трлн. сум, в течение года они дважды увеличивались и составили - 160,6 трлн. сум. Данное обстоятельство естественно привело к образованию и увеличению дефицита госбюджета. При этом дефицит госбюджета сохраняется и на 2022 г. и прогнозируется и на следующие годы (Таб. 7).
Таб 7. Бюджетные ориентиры на 2022–2024 годы
Если в утвержденных прогнозах на 2020 г. предельный размер дефицита Консолидируемого бюджета просто отсутствовал (хотя раньше такой показатель всегда утверждался), то в прогнозах на 2021 г. дефицит был установлен на уровне 6,5%, на 2022 г. снижен до 3%. Раз есть дефицит, возникает вопрос чем его покрывать. Основными источниками не инфляционного покрытия дефицита являются:
ужесточение налогового администрирования;
внешние заимствования под гарантию государства.
О налоговом администрировании поговорим ниже. С 2018 г. внешние заимствования под гарантию правительства начали резко расти и с 2021 г. стабилизировались. При этом существенная часть этих заимствований идет на покрытие госбюджета (Таб. 8). Со снижением налоговой нагрузки снижается или растет недостаточно доходная часть госбюджета, однако расходная часть бюджета не снижается, а растет с еще большими темпами. Образуется дефицит госбюджета. Покрывают его в т. ч. внешними заимствованиями. При этом эти внешние заимствования надо будет через определенное время возвращать и при этом с большими процентами. А возвращать надо будет опять же из госбюджета.
Такую систему можно назвать системой отложенных налогов:
Снижаем налоги – Расходы покрываем за счет заимствований – Заимствования покрываем за счет будущих налогов
При этом если экономика не будет развиваться с опережением, то покрывать заимствования в будущем придется или за счет увеличения налогов или еще большего увеличения заимствований (а это уже как говориться «внешняя экономическая кабала»).
Таб. 8. Дефицит бюджета и его покрытие
Если исходить из вышеуказанного, то темпы роста экономики должны опережать другие макроэкономические показатели. Темпы роста ВВП, доходов консолидированного бюджета и курса сумма к доллару в 2021 г. по сравнению с 2018 г. почти совпадают (Таб. 9). Это тревожный фактор. Конечно, здесь решающую роль сыграла пандемия.
При этом с окончанием пандемии встает другой фактор - внешнеполитическая ситуация в мире из-за конфликта на Украине. Которая может привести к снижению развития экономики в мире и в первую очередь в постсоветском пространстве. Наша экономика интегрирована и сильно зависит от этих факторов: более 50% процентов внешнеторгового оборота приходится на страны СНГ, объем переводов наших граждан из этих стран в 2021 г. составил 8,1 млрд долларов (при том, что от экспорта нашей продукции, не считая золота, поступило всего около 11 млрд дол.).
Одновременно на налоговую систему будет влиять существенный рост совокупного внешнего долга с 2018 г. по 2021 г. - до 212,8%, и соответствующее увеличение отношения государственного долга к ВВП до 38%.
В тоже время есть и некоторые обнадеживающие факторы. Конъектура рынка позволила увеличить золотовалютные резервы до 35,1 млрд долларов, действует стабильная банковская система, заработная плата работников растет с опережающими темпами (Таб. 9).
Таб. 9 Макроэкономические показатели
№ |
Показатели |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Рост/снижение, 2021 г. к 2018 г.
|
1 |
ВВП по среднегодовому курсу, в млрд дол
|
52,2 |
62,2 |
59,4 |
69,1 |
132,4% |
2 |
Доходы консолид. бюджета по среднегодовому курсу, в млрд дол
|
13,7 |
16,1 |
15,4 |
18,5 |
135 % |
3 |
Официальный курс сума к доллару в среднем за год, в сумах
|
7787,8 |
8513,6 |
10 148,3 |
10625,5 |
136,4% |
4 |
Совокупный внешний долг, млрд дол*
|
17,2 |
24,6 |
34,2 |
39,6 |
212,8% |
4.1 |
в т. ч. государственный внешний долг
|
10 |
15,9 |
21,4 |
23,9 |
239% |
5 |
Отношение государственного (внешнего и внутреннего) долга к ВВП, в % |
28,3 |
29,7 |
39 |
38 |
|
6 |
Сумма соглашений о внешнем заимствовании под госгарантию, в млрд дол |
3 |
8,9 |
5,5 |
5 |
|
4 |
Золотовалютные резервы, млрд дол
|
27,9 |
28,8 |
34,2 |
35,1 |
125,8% |
5 |
Внешнеторговый оборот, всего в млрд дол
|
33,8 |
42,2 |
35,4 |
42,1 |
124,5% |
5.1 |
в т.ч. экспорт, в дол
|
14,3 |
17,9 |
14,9 |
16,6 |
116% |
5.2 |
в т.ч. импорт, в дол
|
19,5 |
24,3 |
20,4 |
25,5 |
130,7% |
5.3 |
отрицательное сальдо внешнеторгового оборота
|
- 5,3 |
- 6,3 |
- 6 |
- 8,8 |
|
6 |
Ставка рефинансирования Центрального банка, в%
|
14 |
16 |
15 |
14** |
|
7 |
Средняя банковская ставка по депозитам в сумах
|
|
|
|
|
|
7.1 |
для физических лиц, в %
|
18,5 |
17 |
17 |
20,2 |
|
7.2 |
для юридических лиц, в %
|
15,2 |
14 |
14,4 |
15,1 |
|
8 |
Объем валютных переводов гражданами в Узбекистан, в млрд дол
|
5 |
6 |
6 |
8,1 |
162% |
9 |
Средняя заработная плата, в сумах
|
1 800 000 |
2 300 000 |
2 700 000 |
3 200 000 |
177,7% |
10 |
Минимальная установленная заработная плата, в сумах
|
202 730 |
634 880 |
679 330 |
822 000 |
405,5% |
*Совокупный внешний долг включает правительственный и гарантированный правительством (государственный внешний долг), а также негарантированный внешний долг (частный внешний долг). При этом стоит отметить, что в «частном» секторе в основном представлены компании и банки с государственной долей. В 2021 г. государство погасило основной долг на 919,9 млн дол и проценты по ним на 370,9 млн дол. Частный сектор выплатил кредиторам 4,5 млрд дол и 523,3 млн дол соответственно.
**С 17 марта 2022 г. ставка рефинансирования Центрального банка увеличилась до 17%.
Аналитика Всемирного Банка на 2022 г. показывает, «что
конфликт на Украине замедлит экономический рост в Узбекистане до 3,6% в 2022
году по сравнению с докризисными оценками примерно в 6%. В Узбекистане
ожидается замедление роста инвестиций, учитывая сильную зависимость от
российского импорта капитала и банковского финансирования государственных и
частных инвестиционных проектов. Хотя Узбекистан выиграет от высоких мировых
цен на сырьевые товары (золото, медь и природный газ), сокращение денежных
переводов на 6 процентов ВВП приведет к увеличению дефицита счета текущих
операций в 2022 году, который будет финансироваться за счет новых
государственных заимствований и использования резервов. В результате ожидается,
что общий дефицит бюджета составит около 4%, а государственный долг достигнет
пика на уровне 42%».
Четвертое направление налоговой реформы:
упрощение
налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в
нормативно-правовых актах, усиление защиты прав и законных интересов
добросовестных налогоплательщиков;обеспечение стабильности налогового законодательства
и прямого действия норм Налогового кодекса с максимальным ограничением
отсылочных норм и подзаконных актов.
Упрощение налогового законодательства в
определенной мере произошло для крупного и среднего бизнеса, выше об этом уже
упоминалось. Однако для малого бизнеса произошло усложнение налогового
законодательства, особенно для малых предприятий, оборот которых превысил 1
млрд сум. Эти предприятия раньше платили три достаточно простых для исчисления
налогов (Таб. 6). Начиная с 2019 г. начали платить такие сложные для исчисления
налоги как НДС и налог на прибыль.
В определенной мере проделана и проводится работа
по устранению противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере
налоговых отношений, а также, в ГНК достаточно эффективно проводится работа по
поддержке добросовестных налогоплательщиков.
Что касается обеспечения стабильности налогового
законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан, здесь
сложнее:
- кардинально, за 30 лет независимости нашей
республики, налоговое законодательство меняется уже в четвертый раз. Начатая
налоговая реформа в 2018 г., продолжается до сих пор. Каждый год вносятся
существенные изменения и дополнения, что приводит в определенной мере к
сложностям у налогоплательщиков. Так, например, по НДС, с 2019 г. приняли
промежуточную систему исчисления НДС. С принятием с 2020 г. Налогового кодекса
эту систему отменили. Сперва ввели систему, ограничивающую зачет по основным
фондам, через год отменили ограничения. И так, почти каждый год с начала
реформ. Да идет развитие налоговой системы, но частые изменения
законодательства приводят к сложностям у налогоплательщиков. Как известно
«финансы любят тишину»;
- новая редакция Налогового кодекса по оценке
большинства экспертов более сложная в понимании, чем предыдущая редакция. Кроме
этого, количество отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы
налогообложения не уменьшилось.
Пятое направление налоговой реформы. Совершенствование форм и механизмов налогового
контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных
информационно-коммуникационных технологий.
В этом направлении сделана и делается большая
работа. В частности, за последние три года введены и вводятся информационно-коммуникационные
технологии по налоговому контролю:
электронная система анализа налогового риска с
сегментацией налогоплательщиков в
зависимости от уровня риска неисполнения или неполного исполнения ими налоговых
обязательств;электронная система налоговой отчетности, через
личный кабинет налогоплательщика;электронная система регистрации
налогоплательщиков и его счетов;специальная система регистрационного учёта
плательщиков НДС;электронных счета-фактуры, с внедрением идентификационных
кодов товаров и услуг (ИКПУ), а также система выдачи информации
о коэффициентах налогового разрыва по НДС;система регистрации и сканирования специальных контрольных
меток на основе QR-кодов;информационная система онлайн-кассовых аппаратов
и онлайн-терминалов;электронный сервис E-Ijara (ijara.soliq.uz), предназначенный для учёта
договоров аренды недвижимости;информационная система E-Aktiv (E-ombor,
виртуальный склад) для учёта основных средств, нематериальных активов
и товарно-материальных ресурсов, ведения анализа, онлайн-учёта
и отслеживания поступлений и остатка товаров.
Вместе с огромной проделанной работой по
автоматизации налогового контроля, необходимо отметить следующее:
часто вышеуказанные продукты вводятся не до
конца отработанными и не прошедшими экспертную оценку. Например, в ИКПУ было зарегистрировано
почти 88 тысяч наименований товаров и услуг. При этом предприниматели выявляли
много ошибок — разные коды для одной продукции, грамматические ошибки,
отображение товаров в несоответствующих категориях. Но самое главное
разработчики признали, что количество товаров может быть больше 1 миллиона
единиц, из-за чего выяснялись сбои в формировании кодов;системы внедрялись, но эффект от их внедрения
был не всегда эффективным. Например, система меток была внедрена в 2020 г. на
алкогольную и табачную продукции, с целью легализации этой продукции. Итоги
2021 г. не показали рост и соответственно легализации этой продукции;внедренные электронные продукты с начала 2020 и 2021 гг, но
неопробованные в среде налогоплательщиков, приводили к многочисленным жалобам
налогоплательщиков. Что приводило разработчиков к изменению сроков внедрения
систем, отмену или отсрочке штрафов при неисполнении этих систем
налогоплательщиками, к их доработке, опробованию среди налогоплательщиков.
Спешки при внедрении этих систем отражаются на эффективности этих систем и в
целом системы налогового администрирования.
Комментарии отсутствуют