Карантинная экономика в Узбекистане: время перестройки мышления и новых подходов к решению проблем
Экономика

Карантинная экономика в Узбекистане: время перестройки мышления и новых подходов к решению проблем

3445

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Эксперт, кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев в своей авторской статье рассуждает о том, какие выводы должны сделать власти Узбекистана исходя из пандемии в плане развития экономики, а также финансовой и налоговой систем.

– В сложившихся из-за пандемии коронавируса форс-мажорных обстоятельствах перед обществом в целом стоят три основные задачи: (1) проведение лечебно-санитарных мер; (2) обеспечение населения продовольствием и предметами первой необходимости; (3) обеспечение коммунального и информационного обслуживания населения (вода, электроэнергия, газ, коммуникации – телефон, интернет, телевидение).

Экономика должна функционировать так, как это необходимо для решения этих трех задач. Это карантинная экономика, направленная в первую очередь на решение вышеотмеченных задач через (1) производство, импорт медико-санитарных, гигиенических предметов, (2) производство, импорт продовольствия и товаров первой необходимости, (3) обеспечение бесперебойного, не ниже определенного минимального уровня функционирования соответствующих коммунальных и информационных сфер.

При этом решение задач первой группы должно достигаться без каких-либо материально-ресурсных и финансовых ограничений, а второй и третьей групп задач – также без каких-либо финансовых ограничений, но с возможным переходом на более или менее ограничительные меры в материально-ресурсной части, исходя из имеющихся запасов, потенциала производства и потенциала импорта.

Карантинная экономика прерывает ход активных рыночных реформ. Следует смело признать данную объективную реальность. Когда многие люди (т.е. работники) сидят дома, а многие виды деятельности невозможно вести удаленно, обычный транспорт не ходит и т.п. - какие бы меры правительство не принимало, бизнес не может функционировать в нормальном режиме и спад производства неизбежен.

Главная задача карантинной экономики – сохранить на необходимом – не ниже определенного минимума, уровне функционирование жизненно важных отраслей, в частности, продовольственного комплекса.

При этом традиционные общие экономические показатели, такие как, например, динамика ВВП (снижение или рост), показатели динамики инфляции перестают быть критериями оценки состояния экономики. В частности, например, нельзя считать нормальным экономическим явлением то обстоятельство, что необходимое, вынужденное производство медицинских масок и лекарства от всеобщей беды – желаемый составляющий элемент ВВП.

Трудно не согласиться с выводами авторов доклада Римского клуба в 2017 году. 

По их мнению, показатель ВВП отражает траты, а не благополучие и не видит блага, существующие вне рынка. Единственное, что измеряет ВВП — скорость, с которой деньги движутся в экономике. Авторы отмечают парадоксальные случаи: разлив нефти увеличивает ВВП, из-за связанных с ним расходов на ликвидацию аварии, также как болезни, бедствия и несчастные случаи, даже если все они, очевидно, уменьшают благополучие.

Комплекс принятых руководством страны кардинальных мер по финансово-экономической поддержке экономики, бизнеса и населения – создание стабилизационного фонда, отсрочка уплаты налогов, выплат по кредитам банков, выделение дополнительных финансовых средств для жизненно важных отраслей и все другие меры, полностью соответствуют требованиям карантинной экономики.

На одном из совещаний под председательством президента страны отмечалось, что пандемия коронавируса наряду с угрозой жизни людей все более приближает мир к краю экономической пропасти и что производство продовольственной продукции самый актуальный вопрос.

Проблема обостряется еще и внешними факторами – некоторые государства вводят запреты на экспорт продуктов питания. Апрельский аномальный снег в период цветения плодовых и начала полевых работ также отрицательно сказался на решении данной проблемы.

В сложившихся условиях для решения вопросов продовольственного обеспечения необходимо сочетание (1) планово-административных, (2) рыночных и (3) контрольных мер.

Планово-административные меры должны предусматривать, в частности:

  • составление балансов основных продовольственных товаров – имеющиеся в наличии ресурсы, прогнозные показатели производства, возможности импорта, прогнозные объемы потребления в разрезе регионов, групп населения;

  • вменение в обязанность соответствующих ведомств и руководителей местных администраций организационное обеспечение выполнения показателей прогнозных балансов продовольствия.

Без планово-административных мер не обойтись. Не случайно, на одном из совещаний президента было указано, что все руководители секторов должны вести учет продовольственных запасов на своей территории и расширять внутренние возможности, даны конкретные поручения по посадке конкретных видов сельхозкультур. В связи с дефицитом водных ресурсов поручено принять меры по двукратному снижению объемов расхода воды, обеспечить ее отпуск на основе точных расчетов.

При этом планово-административные меры должны рассматриваться как вынужденные временные действия на период пандемии и период преодоления его последствий, и не должны расцениваться как сворачивание рыночных реформ и отступление от взятого страной курса на построение инновационной рыночной экономики.

Рыночные меры по решению продовольственной проблемы в период пандемии должны заключаться, на наш взгляд, в отказе от жесткого регулирования цен на продовольственные товары при одновременной финансовой поддержке населения для сохранения его покупательной способности даже в условиях всеобщего экономического спада. Т.е. представляется целесообразным отпустить цены на продовольствие с одновременным выделением финансовых ресурсов для обеспечения платежеспособного спроса на товары первой необходимости путем:

1) повышения социальных выплат (пенсии, пособия, стипендии) на 5-10 или более процентов;

2) введения необлогаемого подоходным налогом минимума заработной платы в пределах 0,8-1 млн. сумов.

Учитывая, что получатели социальных выплат тратят свои средства в основном на удовлетворение первостепенных потребностей, данную меру можно рассматривать в первую очередь как финансовую поддержку продовольственного комплекса страны. При повышении социальных выплат на 10% каждый представитель соответствующей категории при размерах пенсий и пособий в диапазоне от 467 тыс. сумов (минимальная пенсия) до 1 млн. 800 тыс. сумов и выше, прибавка для получателей составит от 47 до 180 тыс. сумов в месяц и выше.

Введение необлагаемого подоходным налогом минимума заработной платы даст ежемесячно каждому официально работающему до 120 тыс. сумов прибавки в месяц.

Увеличение доходов получателей социальных выплат и работающих при принятии этих двух мер по содержанию будет представлять собой введение продовольственных дотаций, которые в конечном счете через увеличение платежеспособного спроса будут способствовать поддержке продовольственного сектора.

Сильные традиции регулирования цен в прошлые десятилетия и нынешнее возможное сокращение источников продовольствия могут вызвать соблазн перехода к жестким мерам ценового контроля. Однако эти меры сопряжены с такими негативными явлениями как спекуляция, коррупция, ослабление стимулов и ухудшением финансового положения у производителей и поставщиков этих товаров и как следствие сокращением предложения товаров. Таким образом, жесткие меры ценового контроля менее эффективны по сравнению с мерами рыночного регулирования.

Финансовые вливания в продовольственный сектор без жестких мер ценового контроля с одновременной поддержкой покупательной способности могут привести к росту цен, но этот рост скорее будет умеренным и в любом случае не катастрофичным.

Уместно учесть опыт повышения цен на формовой хлеб в сентябре 2018 года.

Вспомним: с 2014 года цена буханки стабильно держалась на уровне 650 сумов. В сентябре 2018 года она повысилась более чем в 1,5 раза и составила 1050 сумов. За прошедшие полтора года цена еще выросла и составляет ныне 1600 сумов – рост почти 2,5 раза. Негативных последствий в продовольственном обеспечении и в целом для уровня жизни населения данное обстоятельство не имело.

После повышения цен в течение некоторого времени наблюдалось улучшение качества формового хлеба. В настоящее время этот эффект почти прекратился, т.е качество формого хлеба, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И обусловлено это в значительной мере тем, что несмотря на кратный рост цены на хлеб по-прежнему остаются относительно низкими.

Низкие цены на основной продукт питания экономически обусловливают его низкое качество, расточительное к нему отношение. Факты выбрасывания хлеба в мусор, скармливания его скоту все еще имеют место. Кучи остатков пищевых отходов, большую часть которых составляют хлеб и мучные продукты – к сожалению, картины нашей жизни.

Таким образом, отпуск цен на хлеб и другие основные продукты питания, обеспечивая финансовую устойчивость их производителей и поставщиков будет способствовать, с одной стороны, увеличению предложения, и с другой стороны - улучшению его качества, разумно-экономному его потреблению, сокращению потерь из-за бытового расточительства, обусловленного низким качеством и низкими ценами.

Каковы контрольные меры?

Речь идет прежде всего о контроле качества продовольственных товаров. За последние десятилетия под предлогом свободы предпринимательства сильно ослаблен контроль качества продовольственных товаров с точки зрения их соответствия санитарно-экологическим требованиям, соответствия их состава стандартам, призванным охранять здоровье потребителей.

Различные искусственные, синтетические, химические добавки, современные технологии позволяют производить привлекательный как на вкус, так и по внешнему виду продукт, употребление которого рано или поздно отрицательно сказывается на здоровье ныне живущих и будущих поколений.

Нельзя не учитывать также и фактор теневой экономики. По заявлению ответственных представителей государственных экономических органов в январе 2018 года объем теневой экономики в Узбекистане оценивался свыше 50% ВВП. В июле 2019 года – 45-46 процентов. Логично предположить, что за прошедшее с даты этих заявлений время в результате принимаемых мер, в частности, мер по налоговой оптимизации, доля неформального сектора снизилась, но остаётся все еще весомой. Не случайно, согласно заявлению представителя Министерства труда и содействия занятости большая часть занятых не платит подоходный налог.

Теневая экономика поражает в первую очередь сферу наиболее ликвидных товаров – продовольственную сферу. На рынке много некачественной, контрафактной, контрабандной продукции.

В этих условиях необходимо ужесточение санитарно-гигиенического и экологического контроля качества продовольственных товаров и предметов первой необходимости.

Успешная реализация объективно необходимых в сложившихся критических условиях выше отмеченных планово-административных, рыночных и контрольных мер требует, на наш взгляд, пересмотра нашими высшими экономическими органами – Минэкономики, Министерством финансов и Центральным банком их концептуальных позиций в финанасово-инвестиционной и денежно-кредитной сферах.

В условиях неизбежного общего спада экономики и необходимости "финансового накачивания" жизненно важных отраслей и увеличения социальных выплат, естественно, усилятся инфляционные процессы. Но эти процессы нельзя рассматривать как однозначно негативные.

В кризисной экономической ситуации запрограммированная инфляция, обусловленная мерами стимулирования производства продовольствия и товаров первой необходимости, поддержкой покупательной способности населения – это как раз тот случай, когда цель оправдывает средства.

Ведь не случайно индустриальные страны объявили о выделении огромных сумм, направляемых на поддержку экономики и своего населения: США более двух триллионов долларов, Европейский союз – 350 миллиардов евро.

Аналогичные меры предусматриваются и в других регионах и странах мира. Недостаточно обеспеченные товарной массой, в условиях падения производства, эмиссия денег в таких масштабах может привести к разбалансировке международной финансовой системы, что в свою очередь вполне может способствовать перераспределению активов в глобальном масштабе в пользу стран, эмитирующих денежные знаки, признающиеся твердой валютой.

Нельзя не учитывать, что в нашей стране национальная валюта пока в недостаточной мере выполняет функцию накопления. Проблема большей привлекательности "твердой" валюты остаётся, состоятельные граждане предпочитают хранить свои сбережения в иностранной валюте. Данное обстоятельство в условиях пандемии создает риск утечки активов из страны и ставит перед нашими высшими экономическими органами задачу пересмотра концептуальных позиций также относительно инвестиционной политики, предусматривая уделение большего внимания на внутренние источники финансирования.

В настоящее время с односторонней негативной оценкой значения инфляции для активно реформируемой экономики связана недостаточно эффективная политика Центрального банка относительно ставки рефинансирования. Cложившаяся экономическая ситуация как внутри страны, так и в мировом масштабе требует более значительного снижения (в 2-3 раза) ставки с целью обеспечения реального сектора финансовыми ресурсами.

Именно с данной объективно необходимой мерой связана, на наш взгляд, задача, поставленная руководством страны перед Центральным банком ассигновать через банки 30 триллионов сумов для пополнения оборотных средств производственных предприятий, при необходимости наладить выдачу предприятиям кредитов для выплаты заработной платы работникам.                  

Следует отметить, что с неэффективной денежно-кредитной политикой обусловлены длящиеся десятилетиями проблемы неплатежей, проблемы недостатка оборотных средств в реальных секторах. В аграрном секторе оборотные средства практически отсутствуют: в начале года (сезона сельхозработ) аграрный сектор кредитуется через транши, а в конце года (с реализацией сельхозпродукции) данный сектор возвращает кредиты (транши).

Для решения задач карантинной экономики важное значение имеет совершенствование налогового администрирования в части проведения проверок налогоплательщиков.

В настоящее время действует мораторий на документальные налоговые проверки. Введенные в связи карантином налоговые послабления, объективная необходимость вменения в обязанность налоговых органов несвойственных им функций, введение в действие нового Налогового кодекса, усиление требований к переходу на цифровые технологии – все это обусловливает необходимость усиления разъяснительной работы налоговых органов.

В этих условиях, на наш взгляд, целесообразно заменить мораторий на документальные проверки мораторием на применение финансовых санкций за налоговые правонарушения. 

В этом случае налоговые проверки будут способствовать выполнению налоговыми органами возложенных на них законодательством задач по оказанию всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств, повышению налоговой культуры как в бизнес-среде, так и в обществе в целом, фактически превратятся в бесплатный финансово-бухгалтерский консалтинг, столь необходимый для поддержания предпринимательства и успешного решения задач карантинной экономики.

Подсаживаем на новости: заходи на наш Telegram-канал.

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+