Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. До недавнего времени купля-продажа недвижимого имущества в Узбекистане представляла из себя достаточно трудоемкий процесс как для покупающей, так и для продающей стороны, пишет finance.uz.
Так, Всемирный Банк в рейтинге «Ведение Бизнеса 2015» присвоил Узбекистану 143 место из 189, в категории «Регистрация собственности». Такой низкий рейтинг обусловлен длинными сроками (55 дней) и многочисленными процедурами (13 шагов), требуемыми для осуществления сделки по продаже нежилого недвижимого имущества между двумя юридическими лицами. Однако ситуация значительно изменилась с развитием системы межведомственного информационного взаимодействия в Узбекистане, благодаря которой, заявители экономят свое время и затраты на сбор необходимых документов.
Следует напомнить, что с 1 января 2015 года организована система межведомственного взаимодействия между государственными органами и организациями при предоставлении государственных услуг. Теперь по законодательству работники госорганов не имеют права запрашивать у граждан и предпринимателей документы и справки, которые они могут получить самостоятельно посредством связи из других ведомств. Система межведомственного взаимодействия упростила и порядок оказания нотариальных услуг субъектам предпринимательства. Так, с 11 марта 2015 года при совершении нотариальных действий, связанных с куплей-продажей нежилого недвижимого имущества, от предпринимателей не будут требоваться документы, имеющиеся в других госорганах и ведомствах. В соответствии с изменениями, исключается необходимость представления нотариусу следующих документов:
- справки об отсутствии задолженности по обязательным взносам в ТЧСЖ, платежам за коммунальные услуги, платежам за услуги телефонной связи;
- решения хокима района (города) о разрешении на изменение, перестройку или снос недвижимого имущества;
- справку Госкомземгеодезкадастра;
- справку налогового органа;
- справку органа самоуправления граждан или ТЧСЖ.
Благодаря этому, вместо 13 шагов, определенных исходя из методики Всемирного банка «Ведение бизнеса 2015», при купле-продаже нежилого недвижимого имущества предпринимателям необходимо пройти всего три шага:
1- Сначала, продавец получает справку (о принадлежности и характеристиках недвижимого имущества) по установленной форме в территориальном предприятии кадастра.
2- Далее, продавец вместе с покупателем записываются на прием к нотариусу, приходят в назначенное время для регистрации сделки. При этом, установлено, что нотариусу необходимо получить сведения из других организаций в течение суток.
3- И, наконец, покупатель регистрирует право собственности на приобретенную недвижимость в территориальном предприятии кадастра.
Таким образом, нотариусы будут напрямую получать документы и информацию, необходимые им для оказания нотариальных услуг, посредством межведомственного, в том числе и электронного, взаимодействия с соответствующими госорганами и предприятиями. Такой непосредственный информационный обмен не только упростит, но и ускорит совершение сделок купли-продажи имущества предпринимателями. Благодаря сокращению количества процедур, можно ожидать улучшения положения Узбекистана в следующем международном рейтинге «Ведение Бизнеса-2016» по индикатору «Регистрация собственности». Помимо сокращения шагов, необходимых для регистрации прав на имущество, сроки продажи сократятся с 55 до 17 дней, а затраты с 1,3% до 0,5% от стоимости собственности, которая, как предполагается в методике, в 50 раз превышает доход на душу населения.
Торгово-промышленная палата Узбекистана, при содействии проекта ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-3)», принимала участие в разработке предложений и рекомендаций в данном направлении. Проектом планируется дальнейшая совместная работа с ТПП и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в целях совершенствования бизнес климата Узбекистана и развития предпринимательства.
Комментарии отсутствуют