Загрузка
Загрузка
Минюст выявил множественные системные проблемы и недостатки в сфере строительства
Экономика

Минюст выявил множественные системные проблемы и недостатки в сфере строительства

5688
Загрузка

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Минюст выявил множественные системные проблемы и недостатки в сфере строительства, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Об этом стало известно по итогам изучения министерством действующих строительных нормы и правил (СНиП).

"В ходе изучения были выявлены системные проблемы и недостатки, сдерживающие стремительное развитие сферы строительства и препятствующие скорейшему внедрению современных стандартов, инновационных идей и технологий. Это обуславливает необходимость их критического пересмотра, упрощения и приведения в соответствие с международными стандартами", – отметили в министерстве.

Во-первых, в стране отсутствует единый реестр и учет СНиП. В частности, законодательство не предусматривает ведение реестра СНиП, в связи с чем их конкретный учет не ведется, тексты 60 СНиП не имеются в наличии. Изучением были охвачены 274 СНиП (всего 334), из которых 11 выходят за рамки нормативно-технического регулирования и являются нормативно-правовыми актами.

Во-вторых, не обеспечивается своевременное обновление СНиП, отдельные СНиП на сегодняшний день утратили свою актуальность. До настоящего времени действуют СНиП, регулирующие нормы оснащения инвентарем учебных заведений (кодоскоп, фильмоскоп и рулонные диафильмы, видеодвойка, трюмо, кондиционер БК-2500 и др.), ограничивающие этажность жилых зданий (для массового жилищного строительства – не выше 4 этажей, для неканализированных городских и сельских поселений – 1, 2 этажа) и другие.

Данные СНиП были разработаны в 60-70-годах прошлого века. СНиП не предусматривают применение современных инновационных методов проведения архитектурно-строительных работ, энергоэффективных, энергосберегающих и других новых технологий, которые активно используются в строительной практике.

В-третьих, наблюдается нехватка молодых и квалифицированных специалистов, способных разработать национальные стандарты на основе международных строительных стандартов.

Как показывает анализ, разработкой и пересмотром СНиП в Узбекистане занимаются около 30 организаций государственного сектора. К их деятельности в основном привлекаются специалисты, знания которых базируются на учебных материалах и научных достижениях ХХ века. В частности, 18 (50%) из 36 специалистов старше 60 лет (окончили вузы до 1980 года), 5 (13,9%) от 50 до 60 лет (окончили вузы в 1980-90 годах), 11 (30,6%) от 30 до 50 лет (окончили вузы в 2002-09 годах), и только 2 (5,5%) до 30 лет (окончили вузы после 2010 года).

В-четвертых, отдельные СНиП и некоторые законодательные нормы негативно влияют на развитие строительной отрасли.

На данном этапе развития СНиП создают преграду рыночному саморегулированию цен в строительной отрасли и не предусматривают достаточную рентабельность, отсутствует прозрачный механизм получения прибыли строительных организаций как субъектов предпринимательства (на практике прибыль составляет около 3%).

Также со строительных организаций удерживается гарантийная сумма в размере 5% от стоимости проекта, которая возвращается после завершения строительства и сдачи объекта, при этом она превышает сумму рентабельности почти в два раза.

Для поддержания своей финансовой стабильности строительные организации применяют различные "серые схемы", экономят путем использования дешевых, некачественных стройматериалов, привлекают неквалифицированных специалистов, разнорабочих и т.д., что приводит к нарушениям законодательства.

В-пятых, в законодательстве отсутствуют требования к лицам, занимающимся техническим и авторским надзорами, не предусмотрено их обучение, повышение квалификации и сертификация. В отдельных случаях технический и авторский надзор осуществляется лицами, не являющимися специалистами в сфере строительства.

Вместе с тем, изучение передового зарубежного опыта показало, что во многих странах в данной сфере неоднократно проводились реформы с целью адаптации национальных стандартов к международным, таким как Еврокоды (в Германии, Великобритании, Франции, Финляндии, Турции, Сингапуре, Малайзии и др.) и IBC (США, Гаити, Ямайке, Мексике, Грузии, Саудовской Аравии, ОАЭ и др.), на практике широко используются BIM-технологии – информационное моделирование зданий, при котором создается трехмерная модель сооружений с сопровождением строительства "под ключ".

Различие Еврокодов, IBC и СНиП заключается в том, что в Еврокодах и IBC ставится параметр, который нужно достичь, и приводится алгоритм расчета, а СНиП же содержат прямые параметры и инженерные способы их достижения, охватывающие весь комплекс требований, начиная от конструктивной надежности и заканчивая санитарными и социальными стандартами.

Еврокоды и IBC более гибкие к адаптации новых технологий, а СНиП ставят жесткие ограничения и тяжело адаптируемы к внедрению новых технологий.

Предложения, разработанные Министерством юстиции по итогам изучения, внесены в администрацию Президента Узбекистана на рассмотрение.

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+