Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Ташкенте прошел международный круглый стол, посвященный одной из самых острых проблем внутренней торговли – незаконному обороту продукции, серому импорту и параллельным поставкам. Организаторы собрали на одной площадке представителей международных структур, профильных ассоциаций, юридического сообщества и государственных органов. Вопрос стоял ребром: почему контрафакт остается угрозой даже при наличии законов и что нужно изменить, чтобы эти законы наконец начали работать?
Развитие на тормозах
Одним из ключевых спикеров встречи стал генеральный директор Транснационального альянса по борьбе с незаконной торговлей (TRACIT) Джеффри Харди.
В своем выступлении он подчеркнул, что нелегальная торговля – это не просто проблема качества продукции или убытков для бизнеса, а прямая угроза для экономики государства.
"Мы видим, как Узбекистан сегодня активно развивается: привлекаются инвестиции, растет производство. Но если промышленность сталкивается с недобросовестной конкуренцией со стороны контрафакта, это развитие обречено. Нелегальная торговля ведет к потере налоговых поступлений, а также доверия со стороны иностранных компаний: они не будут инвестировать в страну, если их продукция не защищена. Для дальнейшего роста экономики необходимо положить конец незаконной торговле", – отметил он в беседе с корреспондентом Podrobno.uz.
Общая беда
Харди подчеркнул, что в 2025 году теневая доля на алкогольном рынке Узбекистана может достигать третьей части всего оборота, а табачный рынок фактически стал кормовой базой для организованной преступности, которая, обогащаясь на населении страны, отмывает деньги в другие государства. Подделки активно захватывают и фармацевтику – сегмент, напрямую связанный со здоровьем и жизнью людей.
При этом, по словам главы транснационального альянса, нелегальная торговля сегодня пронизывает буквально все – от стиральных порошков и косметики до мобильных телефонов и бытовой техники.
"Причем меняется сам характер оборота – поддельные товары все чаще производятся непосредственно в Узбекистане, а не завозятся из-за границы. Речь идет о сборке компонентов электроники, фасовке медикаментов. Это когда сырье или запчасти приходят, например, из Китая, оборудование – из Турции, а готовый продукт производят здесь. Это требует пересмотра подходов к борьбе с подобными схемами", – сказал Харди.
Впрочем, как отметил руководитель TRACIT, ни одна страна не справится с этой проблемой в одиночку. По его словам, Узбекистан может и должен активнее действовать на своем уровне, но из-за открытых границ и разницы в налоговом регулировании необходима координация со странами региона:
"Страны Центральной Азии должны действовать сообща – это региональная проблема. Поэтому я предложил создать региональную бизнес-ассоциацию, которая бы объединила государства региона. Такая структура могла бы не только вырабатывать общие решения, поднимать тему на международных площадках и добиваться большей прозрачности в трансграничной торговле".
Кооперация во благо
В рамках круглого стола также выступили представители фармацевтического сектора, юристы, исследователи. Так, исполнительный директор Novotek Амир Султанов отметил, что серый импорт и неконтролируемое ценообразование подрывают систему регулирования фармацевтического рынка.
Руководитель казахстанской консалтинговой компании БМФ Дмитрий Болотов обратил внимание на рост объемов контрабанды в регионе, а Александр Лобанов из юридической фирмы Legalmax проанализировал судебную практику по параллельному импорту за 2025 год, констатируя явный рост количества дел при слабой правоприменительной практике.
Александр Панов, старший партнер российской юрфирмы Verba Legal, подчеркнул важность фискального и технологического контроля, включая необходимость расширения цифровой маркировки.
Одним из ключевых моментов встречи стало заявление представителя Государственного таможенного комитета, который выразил готовность выстраивать диалог с бизнесом. Более того, от ГТК прозвучала инициатива совместно разработать инструкцию по выявлению контрафактной продукции – с опорой на экспертные знания производителей и импортеров.
"Роль бизнеса в этой борьбе неоценима: только компании знают свой продукт, как выглядят подделки, как контрабандный товар попадает через границу. Представитель таможенного комитета прав – только эксперты из бизнеса могут рассказать контролирующим органам, на что нужно обращать внимание при выявлении нелегальных товаров. Потому необходима большая прозрачность, большая открытость, активная коммуникация с государственными органами", – сказал Джеффри Харди.
Также он отметил роль и гражданского общества в решении проблемы:
"Правительство прислушивается не к бизнесу, который связан с зарабатыванием денег, а к обществу и общественным организациям. Поэтому необходимо заниматься освещением этих вопросов, чтобы те в свою очередь активнее себя проявляли в этом".
Быть всегда начеку
Касаясь функций государства и регуляторных мер, глава TRACIT подчеркнул необходимость усиленного контроля на границах. По его словам, значительная часть контрабандных товаров поступает в Узбекистан именно из-за рубежа, в частности, из ОАЭ.
"Очень важно не допускать попадания таких товаров в страну еще на границе. Узбекистан уже сделал шаги в этом направлении: усовершенствовал процедуры таможенного досмотра, внедрил технологии отслеживания товаров, увеличил штрафы. Но вызовы остаются – контрабандисты постоянно изобретают новые схемы и ухищрения, чтобы обойти контроль. Если ослабить внимание, количество случаев контрабанды снова пойдет вверх", – отметил он.
Эксперт акцентировал внимание и на необходимости регулирования новых товарных сегментов. Например, в регионе активно растет теневой рынок вейпов, но цифровая маркировка и контроль пока отстают. И контрафактные производители быстро используют этот пробел.
Говоря о возможных решениях, Харди также призвал к ужесточению и неотвратимости санкций. По его словам, когда фабрику, производящую поддельную косметику, штрафуют на 150 тысяч долларов, но не изымают оборудование и не возбуждают уголовное дело, – это не сдерживающий механизм, а приглашение продолжать.
"Усиление работы таможенных органов должно сопровождаться согласованными действиями в сфере торгового законодательства и международных договоров. Вступление Узбекистана в ВТО – важный шаг в этом направлении. Но для реального результата необходимо тесное взаимодействие таможни, министерств торговли и финансов", – отметил эксперт.
По его словам, в Узбекистане есть законодательная база, есть международные обязательства, но не хватает более строгого контроля над их исполнением.
"Если это не станет приоритетом на самом высоком уровне – ничего не изменится. Но это то, что можно сделать немедленно", – заключил он.
Круглый стол завершился дискуссией и обменом контактами – участники договорились продолжить диалог. Хочется верить, что это сотрудничество не останется формальностью. Ведь сегодня от эффективности борьбы с незаконной торговлей зависит очень многое в жизни каждого из нас.
Комментарии отсутствуют