Правительство Узбекистана приняло посткризисную программу по восстановлению экономики до 2021 года. Главное, Новости Узбекистана

3 Сентября 2020, 07:26 4042 ... Экономика
Правительство Узбекистана приняло посткризисную программу по восстановлению экономики до 2021 года. Главное

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Правительство Узбекистана приняло масштабную посткризисную программу по восстановлению экономики на 2020-2021 годы, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на данные ЦЭИР.

Документ утвержден для устранения негативного влияния пандемии коронавируса на социально-экономическое развитие Узбекистана, восстановления инвестиционной и внешнеэкономической активности субъектов хозяйствования, а также создания условий для дальнейшего углубления экономических реформ.

Главные ограничения и вызовы, стоящие перед Узбекистаном:

1. Ограничение отечественного производства товаров и услуг. Для его преодоления необходимо скорейшее восстановление хозяйственной деятельности предприятий, обратив особое внимание на те, которые имеют финансовые сложности из-за временной приостановки в карантинный период. Решение проблемы требует дополнительного вливания финансовых ресурсов в экономику, в том числе в форме пролонгации задолженностей по инвестиционным кредитам и выделения «быстрых денег» в качестве оборотных средств.

2. Ограничение внутреннего спроса в связи с падением доходов населения, разрывом в производственных цепочках. Решение проблемы связано с восстановлением производственной деятельности предприятий, созданием новых рабочих мест и восстановлением, а затем ростом доходов населения.

3. Опасность распространения инфицирования населения в связи с либерализацией карантинных мероприятий и возможного ослабления внешней закрытости границ для передвижения населения из стран с высоким уровнем распространения коронавирусной инфекции.

Решение проблемы видится как в сохранении отдельных санитарно-гигиенических норм и ограничений (особенно при проведении массовых мероприятий, заезде в страну извне и т.п.), так и в расширении необходимой медицинской помощи заболевшим. Учитывая, что коронавирус продолжит циркулировать на планете, единственный способ – научиться его вовремя диагностировать и эффективно лечить. Нельзя допустить второй волны массового карантина для экономики.

4. Увеличение бюджетного дефицита и рост внешнего государственного долга, проявление рисков макроэкономической стабильности. Резкое сокращение производства в мировом масштабе и высокий уровень неопределенности относительно перспектив восстановления глобальной экономики вынуждает страны мира наращивать объемы бюджетных расходов (в том числе за счёт внешнего заимствования) для поддержки населения и совокупного спроса в экономике.

Важным условием посткризисного восстановления и обеспечения устойчивого развития экономики в средне- и долгосрочной перспективе является формирование основ для сдерживания роста внешнего долга, последовательное улучшение условий для увеличения частных и прямых иностранных инвестиций.

Это, в свою очередь, обуславливает необходимость последовательного продолжения начатого курса реформ по либерализации экономики (в том числе рынка энергоресурсов), развитию конкурентной среды, улучшению делового климата, сокращению доли государственного сектора в экономике, что будет способствовать устойчивому увеличению притока иностранных инвестиций в среднесрочной перспективе.

5. Ограничения инвестиций, особенно внешних, складывающиеся из-за ухудшения финансового положения потенциальных инвесторов в условиях глобального экономического кризиса и появления новых (карантинных) видов рисков инвестирования в зарубежные страны (ограничения передвижения людей и грузов, управления зарубежными предприятиями). Ситуация требует усиления мотивации и возможностей инвестирования для отечественных инвесторов, создания равных с иностранными инвесторами условий инвестирования.

6. Ограничения внешнего спроса в связи с мировой рецессией и кризисом в странах – импортерах узбекской продукции. Экономический спад в России, странах СНГ и Китае обусловливают снижение физических объемов экспорта из Узбекистана основных видов товаров: природного газа, плодоовощной, текстильной, электротехнической, химической продукции, минеральных удобрений, а также падение цен на основные экспортные товары: хлопок и текстиль, природный газ, медь.

Решение проблемы лежит в плоскости ускоренного расширения географии экспорта, выхода на европейские и азиатские рынки, а также продолжения мер по стимулированию экспортеров, в том числе, посредством субсидий части транспортных затрат за счет государственного бюджета.

7. Большим вызовом для Узбекистана является проблема с занятостью, в том числе в связи с сокращением возможностей трудовой миграции, а также выросшей бедностью.

С учетом текущей ситуации, вызовов и проблем, стоящих перед экономикой, План практических действий призван скоординировать усилия правительства, всех министерств, ведомств, хозяйственных объединений, органов государственной власти на местах для:

• преодоления негативных последствий пандемии коронавируса для экономики и населения (восстановительный рост);

• создания условий для продолжения системных реформ;

• определения новых возможностей и резервов, которые могут придать дополнительный импульс для развития экономики (точки роста).

Предлагается реализовать План практических действий в два этапа:

1 этап – стабилизации и восстановительного роста – до конца 2020 года. При полном выполнении уже намеченных и предлагаемых мер, ожидаемые показатели 2020 года оцениваются следующим образом:

рост ВВП – 102,2% (первоначальный прогноз 105,5%); промышленность – 103,4% (106,5%); сельское хозяйство – 103,3% (104%); инвестиции – 101,2% (109,3%); услуги – 100,1% (105,8%); розничный товарооборот, включая общепит – 103% (105,6%); экспорт – 94,3% (115,6%).

Указанные расчеты не включают вероятность повторного введения карантина в республике и в глобальном масштабе.

2 этап – меры по продолжению системных реформ, обеспечивающих с 2021 года устойчивые темпы экономического роста в размере 5,0-5,5% с корректировками на последствия коронавирусной пандемии – в течение 2020-2021 годов.

Вместе с тем с учётом продолжительности внешнего воздействия и тяжести последствий пандемии на отдельные отрасли и сектора экономики (туризм, транспорт, экспорт) их выход на докризисные тенденции может выйти за пределы 2021 года.

Ключевыми мерами в сфере макроэкономической политики и реформы рыночных институтов определены:

– сдерживание роста внешнего долга, жёстким контролем за эффективностью использования заемных средств. Это требует удержания фискальных расходов, всемерное стимулирование частных инвестиций. Необходим продуманный план среднесрочных мер по недопущению в последующие годы превышения законодательно установленных предельных объемов вновь подписываемых соглашений по привлечению внешнего государственного заимствования, планированию бюджетных расходов на приемлемом уровне и ужесточению контроля за их использованием, а также строгий контроль за финансированием средств ФРРУ;

– эффективное использование внешних заимствований, направлением их преимущественно на финансирование бюджетного дефицита и инфраструктурных проектов и социальных объектов, имеющие прямой и вторичный эффект для роста экономики, обеспечением занятости населения и сокращения бедности в средне- и среднесрочной перспективе;

– оптимизация инвестиционных расходов государства за счет ужесточения критериев отбора проекта на стадии ТЭО, внесения корректировок и отказа от реализации инвестиционных проектов, потерявших актуальность в связи с изменением рыночной конъюнктуры, стоимости и сроков реализации, а также и мониторинга за реализацией инвестиционных проектов и эффективностью после их ввода, расширения использования частных инвестиций и инструментов проектного финансирования, развития государственно-частного партнерства, фондового рынка, включая за счет эмиссии корпоративных и инфраструктурных облигаций;

– завершение работы по оптимизации таможенных льгот;

– совершенствование промышленной и конкурентной политики. Разработка и принятие Стратегии промышленной политики на среднесрочную перспективу с определением новых драйверов развития для привлечения прямых иностранных инвестиций и концентрацией финансирования «точек роста», стимулирования последовательного увеличения участия отечественных предприятий в международных цепочках добавленной стоимости, повышения конкурентоспособности на экспортных рынках, завершением процесса реформы государственных предприятий;

– продолжение реформирования аграрного сектора. Полным исключением административного вмешательства в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных производителей, внедрения рыночных механизмов ценообразования, движения финансовых средств, совершенствование механизма залогового оборта земли. Стимулирование создания цепочек добавленной стоимости в сельском хозяйстве;

– рост производительности труда в экономике и каждой отрасли за счет оптимизации производственных затрат, внедрения современных технологий, цифровизации производственных процессов, конечной целью которых является рост удельной продукции на одного занятого и его заработной платы, повышение международной конкурентоспособности отечественной продукции.

Актуальные новости, объективный анализ и эксклюзивные комментарии. Найди Podrobno.uz в Google News.

Материал подготовил(а):

Читайте также

Назад к рубрике

Южнокорейская Textile Technologies Group инвестирует $50 млн. в создание современного текстильного производства по переработке хлопкового волокна в Ташкентской области.

20 Мая 2011, 00:00
Правительство Узбекистана одобрило решение о реализации незавершенных   строительством зданий и сооружений с прилегающей территорией, расположенных в ...

Узбекистан увеличит добычу углеводородов

19 Мая 2011, 00:00
Узбекистан планирует нарастить запасы углеводородов к 2020 году по сравнению с 2010 годом в 1,25 раза по газу, в 1,65 по нефти, и 1,33 раза по конденсату....

Будущее GTL-завода в Узбекистане будет определено в третьем квартале этого года.

17 Мая 2011, 00:00
Как сообщил заместитель директора СП «Uzbekistan GTL» Джеймс Вон в ходе 15 юбилейной международной выставки «Нефть и газ Узбекистана...
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Последние новости

19 Сентября 2020, 20:54

Возле дворца "Туркистон" сегодня вырубили несколько деревьев. Активисты говорят, что они были сухими

19 Сентября 2020, 20:03

Стресс идет за ковидом. Ситуация с коронавирусом в Центральной Азии и мире. Тренды к вечеру 19 сентября

19 Сентября 2020, 18:41

Трое малышей в Джизакской области оказались запертыми в горящей машине. Они доставлены в реанимацию

19 Сентября 2020, 18:19

В Узбекистане за день выявили 238 больных коронавирусом. Общее число заболевших достигло 50872

19 Сентября 2020, 12:28

Скидка в 10% от контракта распространяется на все государственные вузы – Минвуз

19 Сентября 2020, 11:32

История с IMEI, часть вторая – у узбекистанцев начали блокировать телефоны, купленные на "Малике" и в других торговых точках

Популярное

17 Сентября 2020, 21:36

Узбекистан с 1 октября открывает границы. Разрешен въезд и выезд через воздушные, железнодорожные и автомобильные пункты пропуска

13 Сентября 2020, 08:18

Узбекистан медленно вползает в новый карантин

16 Сентября 2020, 10:49

Девушка из Ташкента рассказала, как ее избил незнакомый мужчина: она обвиняет сотрудников ОВД в халатности и равнодушии

17 Сентября 2020, 11:34

В Узбекистане задержаны члены преступной группы. Они присвоили около 1 триллиона сумов и вывели деньги за рубеж

18 Сентября 2020, 17:57

Карантин в стране никто не отменял, его просто смягчили. Отабеков прокомментировал слухи о введении нового карантина с 15 октября

12 Сентября 2020, 15:45

Уголовное дело в отношении Гульсанам Алижановой прекращено

Возврат к списку