Загрузка
Загрузка
Рынок Узбекистана в ближайшие годы ожидает всплеск роста "жестких" дискаунтеров и маркетплейсов – эксперт
Экономика

Рынок Узбекистана в ближайшие годы ожидает всплеск роста "жестких" дискаунтеров и маркетплейсов – эксперт

6283
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Рынок Узбекистана в ближайшие годы ожидает всплеск роста "жестких" дискаунтеров и маркетплейсов, считает генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков, выступивший на международной конференции Retail Days Uzbekistan. Об этом пишет портал Retail.ru.

По мнению Ивана Федякова, сравнивая развитие рынков стран постсоветского пространства, мы можем определить ключевые тренды и предугадать некоторые направления развития розничного рынка Узбекистана.

Демографические карты наших стран выглядят по-разному: если в России коэффициент рождаемости составляет 1,8 на одну женщину, при этом численность населения уменьшается, то в Узбекистане коэффициент рождаемости выше двух, численность растет, 50% семей – многодетные, то есть имеют 4 и более детей.

Курсы валют России, Узбекистана, Беларуси и Казахстана по отношению к доллару до февральских событий 2022 года находились примерно на одном уровне.

"Но события февраля повлияли на курс странно, сначала произошла девальвация рубля, сейчас мы наблюдаем укрепление рубля, в том числе и по отношению к валюте соседних стран, – рассказывает Иван Федяков. – Рубль укрепился к доллару на 20%, по отношению к узбекскому суму – на 25%. С точки зрения бизнеса это большой вызов, потому что российские товары становятся дороже и менее конкурентоспособными на внешних рынках, в том числе, на рынках СНГ. При этом российский рынок становится гораздо более привлекательным для поставок из-за рубежа. Поэтому мы видим активность поставщиков из Узбекистана, которые все больше начинают везти в Россию свою продукцию".

Инфляция в России росла в девяностых и нулевых годах, потом ситуация стабилизировалась. По этому показателю Узбекистан проигрывает другим регионам постсоветского пространства: ситуация с инфляций более-менее стабилизировалась только в 2021 году, и уровень динамики цен в наших странах был примерно сопоставим.

"В 2022 году мы видим серьезный всплеск инфляции в России и Беларуси, но интересно, что Узбекистан в этом смысле продемонстрировал лучшие показатели", – отмечает Иван Федяков.

Доходы населения в России последние 8 лет не растут, и в ближайшее время роста не ожидается, но в Узбекистане происходит прирост показателей среднедушевых доходов. По прогнозам Infoline, доходы будут подрастать в ближайшие годы.

По данным Госкомстата, в январе-марте 2022 года совокупный доход населения Узбекистана достиг 114,2 трлн сумов, рост в номинальном выражении составил 15,9%, в реальном (с поправкой на инфляцию) – 5,4%.

Оборот розничной торговли Узбекистана по итогам 2021 года составил $24,1 млрд (для сравнения: в России - $553 млрд, в Казахстане - $31,4, в Беларуси - $23,6 млрд).

Количество торговых объектов в Ташкенте: на 1 тыс. человек – меньше двух продуктовых магазинов. Оборот розничной торговли на душу населения в месяц по итогам 2021 года: в России –$316,6, в Узбекистане – $58. Примерно такие же показатели в общепите. По количеству заведений Ташкент отстает от сопоставимых городов – Санкт-Петербурга и Астаны – в 2–3 раза. Это говорит о том, что страна имеет высокий потенциал роста рынков ритейла и общепита.

Стратегии развития, которые будут наблюдаться в Узбекистане, схожи с российскими. В ближайшие годы на рынке Узбекистана будут расти дискаунтеры, в том числе, жесткие. Возможно, это будут такие проекты как российские «Доброцен», «Чижик», «Моя цена».

"Выручка жестких дискаунтеров на рынке FMCG России по итогам I полугодия составила 94 млрд руб., рост LFL – +71%. Такая же динамика возможно и для узбекского розничного рынка. Стратегия дискаунтеров характерна не только для FMCG, активно растут и непродовольственные ритейлеры, например, "Леруа Мерлен", Детский мир, Fix Price", – рассказывает Иван Федяков.

Вторая стратегия развития – запуск е-com-проектов, развитие интернет-торговли. Сейчас Узбекистан отстает от нас по покрытию интернетом: если в России 88,6% населения пользуется интернетом, то в Узбекистане этот показатель составляет 69%. Объем рынка онлайн-торговли в России по итогам 2021 года составил $55,5 млрд, в Узбекистане – всего лишь $0,8 млрд, то есть имеется огромный потенциал для роста.

В пандемию взлетел формат маркетплейсов, перешагнув 30% оборота e-com в целом. События февраля заставили крупных российских игроков отказаться от международной экспансии, и это дает шанс маркетплейсам Узбекистана для занятия этой привлекательной ниши.  

Еще один тренд, ожидающий розничный рынок Узбекистана, – развитие омниканальности.

"Казалось бы, мы изучили рынок настолько хорошо, что могли бы предсказывать его развитие в любой фазе, но последние события заставляют нас серьезно задуматься о будущем, и сейчас нет готового ответа на то, как будет развиваться потребительский рынок стран СНГ, – поясняет Иван Федяков. – Но мы уверены, что рынок Узбекистана будет расти и на него придут новые перспективные форматы".

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+