Загрузка
Загрузка
Унификация госполитики стран ЕАЭС ведет к снижению коррупции во внешнеэкономической деятельности – эксперт
Экономика

Унификация госполитики стран ЕАЭС ведет к снижению коррупции во внешнеэкономической деятельности – эксперт

2542
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Коррупция и борьба с ней являются неотъемлемой составляющей социально-экономического развития как отдельно взятой страны, так и всей мировой экономики в целом.

Разные концептуальные подходы по-разному объясняют это явление. Психологические теории утверждают, что человек по природе слаб и склонен к легкой наживе. Антропологические концепции акцентируют внимание на культурных и исторических мотивах коррупции в разных обществах.

Есть и институциональный подход, в котором во главу угла ставятся, прежде всего, разрывы в социальной коммуникации между участниками социально-экономических отношений, а коррупция является компенсаторным механизмом, чтобы обойти существующие разрывы.

"Другими словами, если государство практикует избыточное регулирование, сложные процедуры, то неизбежно появятся коррупционные схемы", – отмечает директор АНО "Сибирское общество международных исследований" Денис Борисов.

В межгосударственных отношениях внешнеэкономическая деятельность –сфера с высоким коррупционным потенциалом. Ведь разные стандарты маркировки товаров, технические регламенты для производства товаров, таможенные процедуры и правила создают избыточные требования для участников внешнеэкономической деятельности.

"Народная мудрость четко фиксирует такое положение. Что упало, то пропало – это поговорка про таможенный контроль, когда с телеги торговца при пересечении территории феодала что-то выпадало, это становилось собственностью владельца земли. Поэтому и дороги старались не делать, чтобы больше вываливалось товаров. В нашей жизни мы можем видеть, что за годы самостоятельного развития во всех постсоветских странах появился такой феномен, как "таможенный квартал/улица/поселок" – район с очень богатыми домами и большими вопросами об источнике происхождения таких богатств", – рассказал эксперт.

По его словам, единственный способ борьбы с коррупцией на таможне – это унификация законодательства и внедрение цифровых систем для снижения человеческого фактора в процессе принятия решений.

Примером одного из наиболее эффективных способов противодействия злоупотреблениям на местах можно назвать развитие экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза.

"Хотя антикоррупционная деятельность не является профильной для органов ЕАЭС, сам факт унификации государственной политики стран-членов ведет к снижению коррупционного потенциала внешнеэкономической деятельности", – считает Борисов.

Он привел в пример соглашение 2018 года о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Сегодня оно последовательно расширяет общее товарное пространство, формируя единые требования для сертификации и маркировки. Это снижает вероятность фальсификации, контрабанды и неправомерных требований со стороны контролирующих органов стран – членов союза.

"В 2023 году была представлена первая версия цифровой платформы товаропроводящей сети ЕАЭС. Это масштабный проект Евразийского банка развития для повышения эффективности продовольственной логистики в регионе, который к 2030 году с помощью цифровой платформы должен создать единую систему для взаимодействия всех участников внешнеторговых операций – производителей, транспортных компаний и розничных сетей, а также кредитных учреждений, страховых компаний и государственных структур", – рассказал эксперт.

В 2023-2024 годах сервис реализуется в пилотном режиме для производителей сельхозпродукции с крупными российскими розничными сетями и сельскохозяйственными предприятиями из Кыргызстана.

"Такое цифровое решение значительно снизит коррупционный потенциал внешнеэкономической активности на территории ЕАЭС, в разы сократит время на оформление сделок, упростит процесс доставки для поставщиков и покупателей сельхозпродукции, увеличит доступность торгового финансирования для малого и среднего бизнеса", – подчеркнул собеседник.

Узбекистан пока не является полноправным членом ЕАЭС, поэтому во многие процессы по унификации и развитию общих систем республика не вовлечена или участвует по касательной. Это создает в перспективе барьеры для сохранения текущих высоких темпов экономического взаимодействия со странами-участницами.

"По мере развития цифровой платформы товаропроводящей сети ЕАЭС будет накапливаться потенциал для интенсификации экономического сотрудничества между странами-членами и будут увеличиваться разрывы со странами – неучастниками союза", – заметил Денис Борисов.

Он также добавил, что до 2030 года планируется принятие значительных коллективных решений – признание электронной подписи между странами, единые форматы сопроводительных и таможенных документов, интеграция банковской инфраструктуры, внедрение национальных цифровых валют, внедрение единых блокчейн стандартов для обеспечения безопасности транзакций.

"Сегодня много говорят о шестом технологическом укладе как фундаменте динамичного социально-экономического развития государства. Так вот, планы ЕАЭС по внедрению цифровых технологий – это и есть переход на шестой технологический уклад. Это про будущее", – заключил эксперт.


Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....