Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. К масштабному обсуждению проекта Sea Breeze на берегу Чарвака присоединились антикоррупционные эксперты. В комментарии для Podrobno.uz Кодир Кулиев рассказал, почему за громкими цифрами об инвестициях, новых рабочих местах и туризме, скрываются настолько очевидные вопросы, что даже самый равнодушный человек начинает задумываться.
"Почему не было открытого тендера или честной конкуренции для проекта такого масштаба? Почему разрешено начинать стройку до завершения экологической экспертизы и публикации ее результатов? Почему 577 гектаров земли отданы за символическую плату, да еще с возможностью субаренды? И почему вместо открытого диалога мы видим соцсети, забитые однотипными «хвалебными» комментариями с пустых аккаунтов?" – перечислил эти вопросы эксперт.
Он напоминает: прозрачность – это кислород для доверия и яд для коррупции.
Правительство утверждает, что наличие единого застройщика способствует единству архитектуры, приводя в пример проект развития Красного моря в Саудовской Аравии.
"Однако такой подход не предусматривает открытого тендера, четких критериев и данных о конкурентных заявках, что подрывает доверие и увеличивает риски конфликта интересов в соответствии с принципами государственных закупок Узбекистана", – отметил Кулиев.
По его словам, нельзя игнорировать социальные и экологические проблемы. При этом строительство на Чарвакском водохранилище, жизненно важном источнике питьевой воды, очевидно так и начнется – без оценки воздействия на окружающую среду и проведения общественных слушаний. Это является нарушением требований законодательства. Передовой международный опыт требует полного раскрытия информации и проведения общественных консультаций для защиты экосистем.
"На горизонте маячат и финансовые «красные флаги»: символическая арендная плата в 17 миллиардов сумов за 577 гектаров выглядит заманчиво, но без жестких ограничителей это может превратиться в инструмент спекуляции. Заявленные инвестиции в 5 миллиардов долларов вызывают вопросы: нам не дают прозрачных гарантий и подтвержденных источников", – подчеркнул эксперт.
Более того, строительство разрешено начинать без готовой проектно-сметной документации – исключение, которое требует максимального контроля.
"Но вместо открытости мы наблюдаем дефицит прозрачной информации и снижение уровня открытого обсуждения. Но важно понимать: любая крупная стройка вызывает критику. Так было и с Tashkent City, и это абсолютно нормально для нынешнего этапа развития Узбекистана", – сказал Кулиев.
По его словам, общество становится более активным, чувствительным к экологическим и социальным вопросам. Это не преграда для развития, а, наоборот, его двигатель. Это показывает и мировая практика – такие мегапроекты почти всегда сопровождаются общественным сопротивлением.
"Так было во Франции с аэропортом Notre-Dame-des-Landes, от которого в итоге отказались из-за игнорирования экологических и социальных рисков. Но в ряде стран – в Турции (аэропорт Стамбула), Канаде (нефтепровод Trans Mountain) и Сингапуре (Marina Bay Sands) – власти смогли учесть критику, провели общественные консультации, усилили экологические стандарты и добились того, чтобы проекты стали социально приемлемыми", – отметил собеседник.
По словам Кулиева, есть немало других таких международных примеров, где масштабные проекты, несмотря на первоначальные споры и протесты, стали успешными благодаря прозрачности, общественному контролю и адаптивному управлению.
В Марокко высокоскоростная железная дорога Al Boraq сначала вызвала споры из-за стоимости и социальной отдачи, но после завершения стала символом модернизации страны.
В Казахстане проект Astana EXPO-2017, несмотря на общественную критику по поводу затрат, в итоге способствовал строительству инновационных объектов и росту туризма.
Во Вьетнаме развитие прибрежных зон, таких как Da Nang, сопровождалось беспокойством со стороны экологов, но успешно завершилось после внедрения устойчивых стандартов планирования.
В Грузии преобразование старого промышленного порта в Батуми в туристический центр также проходило под контролем общественности и международных организаций.
"Эти примеры показывают, что своевременное реагирование на критику, прозрачность и соблюдение стандартов позволяют превратить даже спорные проекты в точки роста и источники доверия. Ведь, как мне кажется, большинство граждан не выступают против самого проекта. Люди не против строительства как такового. Люди – за то, чтобы оно было под контролем, законным и честным", – заметил эксперт.
По его словам, в Узбекистане, к сожалению, было множество мелких проектов без надзора и соблюдения экологических стандартов. Но если в этот раз удастся сделать все как надо, это станет важным прецедентом.
Гражданам же не стоит забывать: отдых на Чарваке сегодня может стоить дороже, чем в Египте или Вьетнаме. Эксперт объяснил это высоким спросом и недостаточным предложением.
"Узбекистану действительно нужны крупные туристические проекты. Но они должны быть реализованы под контролем, с соблюдением законов, а главное – с доверием со стороны общества", – отметил Кулиев.
В заключение он подчеркнул: любую инициативу можно реализовать как во благо, так и во вред. Если строго соблюдать законы и обеспечить реальный общественный контроль – этот проект может принести значительную пользу.
Для обсуждения подобных проектов необходима открытая площадка, где смогут быть услышаны все заинтересованные стороны – от граждан и экспертов до представителей власти и бизнеса. Одним из возможных форматов может стать, например, Центр прогрессивных реформ (ЦПР) – независимая экспертная структура, которая уже работает с вопросами прозрачности и устойчивого развития.
Такая площадка позволила бы перевести общественную дискуссию из соцсетей в конструктивное русло и выработать решения, которые действительно учитывают баланс интересов и долгосрочные цели страны.
Комментарии отсутствуют