Загрузка
Загрузка
Массовая информация – не бизнес, или к чему пришла узбекская журналистика спустя 26 лет
Общество

Массовая информация – не бизнес, или к чему пришла узбекская журналистика спустя 26 лет

4932
Загрузка

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Благодаря глобализации и интернету все в мире стало прозрачным, стало чересчур много СМИ. Почему чересчур? Потому что информационная емкость человека имеет свои пределы. Она ограничена.

Судите сами: круглосуточный интернет с миллионами сайтов, сотни круглосуточных телеканалов… Есть еще газеты, журналы, радио.

Когда все это человеку смотреть, слушать, читать!? Ведь человек каким был тысячи лет назад, таким и остался – у него одна голова, две руки, две ноги, два глаза, один желудок… В сутках, как и было 24 часа так и есть! 8 часов из которых человек должен спать, 8 часов работать, часами учиться, заниматься массой других дел… Когда ему принимать информацию, которую ему предоставляют современные СМИ?

Информационный либерализм – неограниченность количества СМИ, множество их видов, многообразие, многотемность информации – рассматривается как одно из важных достижений человечества.

Однако, как и некоторые другие достижения человечества, информационный либерализм в виду недостаточного осознания человечеством ответственности за предоставляемую информацию и из-за несовершенства государственного регулирования в эпоху глобализации во всю демонстрирует свой негатив – показ, публикация, демонстрация, рекламирование, пропаганда пошлости, жестокости, насилия, бессмыслицы.

Общечеловеческие ценности – доброта, красота, трудолюбие, гармония с природой, высокое искусство все больше и больше уходят во второй-третий план в погоне за прибылью путем предоставления «горячей» информации.

Чему учит наших детей и внуков, казалось бы, безобидный, шаловливый, веселый бесконечный мультисериал «Маша и Медведь»!? В чем смысл и как влияют на психику человека фантастические боевики о войне между современными людьми и доисторическими чудовищами?!

Почему информация о том, что сын убил отца (или наоборот) размещается на популярном сайте с изображением окровавленного ножа?! Почему нет специальных правил размещения такой информации?! Почему мы допускаем, что некоторые личности, которые вообще-то не поют, а открывают рот под электронно-обработанные студийные звуки и музыкоподомный шум становятся «звездами» и кумирами?! Почему нужно рекламировать Простамол-уно, показывая мужа и жену возле их постели? С какой вообще стати рекламируются лекарства – то, что должно быть прописано умным врачом после внимательного изучения организма конкретного человека?

Все это потому, что информационная деятельность рассматривается как обычная предпринимательская деятельность. Но это не должно быть так. То, что влияет на умы, настроения, мировоззрение, психику, формирует духовный мир и личность, не может быть бизнесом.

Согласно закону Узбекистана «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» предпринимательской деятельностью (предпринимательством) является инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность (статья 3).

Итак, если СМИ – частная бизнес-структура, то ее главной целью будет являться получение прибыли для обеспечения дивидендов учредителя. И как показывает практика, ради этой цели СМИ готовы массово распространять любую информацию.

Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев на встрече с представителями творческой интеллигенции страны 3 августа 2017 года подчеркнул, что в Узбекистане не будет допущено превращение в бизнес литературы и искусства, культуры, средств массовой информации, духовности и просветительства.

Это указание руководителя нашей страны имеет глубокий смысл, который пока, на мой взгляд, недостаточно осознан как самими деятелями СМИ, так и государственными органами, ответственными за развитие сферы СМИ, а также депутатским корпусом страны.

Настало время подумать о том, чтобы законодательно закрепить норму, предусматривающую функционирование СМИ не как частных бизнес-структур, а как негосударственных некоммерческих организаций.

ННО – вот альтернативная организационно-правовая форма СМИ. При этом никто не ограничивает доходы, материальные источники деятельности СМИ, в то же время получение прибыли не будет целью распространителя информации. Прибыль будет. Но распределять ее среди учредителей как дивиденды нельзя.

Исходя из вышеизложенного, считаю, что нашей стране нужен новый закон о средствах массовой информации, предусматривающий создание СМИ не как бизнес-структур и содержащие нормы, не допускающие возможность распространения информации, противоречащей как общечеловеческим, так и национальным духовно-нравственным ценностям.

В действующем законе есть статья 6, которая, в частности, запрещает использовать СМИ в целях пропаганды насилия, порнографии, религиозного экстремизма, через СМИ порочить честь и достоинство или деловую репутацию граждан и так далее.

В новом законе о СМИ целесообразно расширить этот раздел, дать общее определение негативно влияющей на человека информации, вменить в обязанность исполнительных государственных органов вести мониторинг СМИ на предмет выявления фактов распространения негативной информации и применять жесткие меры в отношении нарушителей.

Предлагаемое вовсе не противоречит принципу свободы СМИ. С тех пор как появилось человечество, оно живет в рамках определенных общих правил, обязательных для соблюдения каждым его представителем. Абсолютной свободы не было и не может быть вообще ни в каком обществе. Когда говорят о свободе, то всегда имеется в виду свобода в рамках законодательных норм.

На своем личном автомобиле вы можете поехать куда угодно… Вы свободны! Но извольте соблюдать правила дорожного движения, обеспечивайте безопасность – свою и других! Если дома у вас на кухне есть спички, то это не значит, что вы имеете право поджечь соседа.

Точно также: раз уж человечество изобрело интернет, то никому не должно быть позволено размещать в нем порнографию и другую негативную информацию! В эпоху глобализации хорошо было бы регулировать интернет точно также, как регулируется глобально использование, например, атомной энергии.

Многие негативные моменты в информационной сфере обусловлены, тем, что негосударственные СМИ созданы в форме частных бизнес-структур. Яркий тому пример – коммерческие шоу-программы в частных теле- и радиопрограммах.

Этим злоупотребляют и государственные каналы, например, платно передавая в эфир клипы бессмысленных песен представителей так называемого «шоу-бизнеса».

Становится чуть ли не правилом, когда шоу-бизнесмены являются ведущими таких программ и ведут эти передачи на своем диалекте, пренебрегая правилами литературного узбекского языка.

Таким образом, в свете тех коренных реформ, которые осуществляются в последние годы в нашей стране, целесообразно также коренным образом пересмотреть законодательство о СМИ и практику их функционирования в соответствии с указаниями Президента страны на встрече с представителями творческой интеллигенции 3 августа 2017 года.

Фархад Курбанбаев, кандидат экономических наук (Мнение редакции может отличаться от мнения автора).

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....