Загрузка
Загрузка
Власти ответили на критику проекта Sea Breeze Uzbekistan. Основные вопросы и разъяснения
Общество

Власти ответили на критику проекта Sea Breeze Uzbekistan. Основные вопросы и разъяснения

4181
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. После выхода правительственного постановления о передаче земли под реализацию масштабного курортного проекта Sea Breeze Uzbekistan на Чарваке в экспертной среде возникли вопросы о прозрачности процедуры отбора инвестора, финансовой целесообразности и распределении рисков. Экономист и блогер Отабек Бакиров выделил ряд спорных моментов, которые вызвали широкий общественный резонанс. В Министерстве инвестиций, промышленности и торговли прокомментировали ситуацию и попытались ответить на ключевые вопросы.

Выбор инвестора и прозрачность конкурса 

Бакиров обратил внимание на то, что в постановлении не раскрываются детали конкурса: сколько заявок рассматривалось, по каким критериям выбирали победителя, участвовали ли в проекте представители Узбекистана. 

В министерстве пояснили, что выбор единственного инвестора обусловлен необходимостью обеспечить единую архитектуру, инфраструктуру и строгий контроль над реализацией, ссылаясь на успешный международный опыт — например, проект "Красное море" в Саудовской Аравии. Однако конкретных данных о конкурсе и числе участников МИПТ не предоставил, и вопросы прозрачности процедуры остаются открытыми.

Финансирование проекта

Отабек Бакиров также выразил сомнение в реалистичности заявленной суммы инвестиций — 5 миллиардов долларов. Он отметил, что в открытых источниках отсутствует подтверждение того, что Agalarov Development и его партнеры располагают средствами такого масштаба, или хотя бы четкой схемой привлечения финансирования.

На это в официальных разъяснениях указывается, что Agalarov Development предложила инвестиции в размере 5 миллиардов долларов, включая строительство социальной инфраструктуры (школ, больниц, канализации, дорог), внедрение экологических решений и поэтапную реализацию проекта под контролем государства. Финансирование, как утверждается, осуществляется полностью за счет частных источников без привлечения государственных средств, а все риски ложатся на инвестора. Кредиты, если и будут привлечены, то исключительно на коммерческой основе. 

Вопрос субаренды и риски спекуляций 

В постановлении предусматривается возможность дробления земельного участка на лоты с передачей их в субаренду. Бакиров выразил опасение, что это может стать лазейкой для перепродажи аренды, а не реального строительства. В ведомстве заверили, что земля остается в собственности государства, а право возвратного лизинга возможно только для строительства в рамках утвержденного проекта. В случае нарушения условий договор расторгается, и земля возвращается государству. 

Арендная плата и инфраструктурный сбор 

Критике подверглась и арендная плата — 17 миллиардов сумов за 577 гектаров, что близко к бесплатной передаче. В министерстве объяснили, что арендная плата снижена до "символической" специально для стимулирования инвестиций. Вместо этого инвестор обязуется уплатить инфраструктурный сбор в размере 240 миллионов долларов, который пойдет на строительство дорог, очистных сооружений и других объектов, а также на дальнейшую модернизацию территории. Такой механизм, по мнению ведомства, соответствует практике многих стран. 

Экологическая безопасность 

Касаясь экологических рисков, в министерстве подчеркнули, что сброс сточных вод в Чарвак запрещен, и инвестор обязуется построить канализационную систему за собственный счет с подключением к очистным сооружениям Чирчика. Кроме того, планируется высадка саженцев, внедрение энергосберегающих технологий и постоянный экологический мониторинг. Это, по словам ведомства, соответствует международным стандартам и практикам. 

Строительство без готового проекта 

В постановлении допускается начало строительства до завершения проектно-сметной документации. Бакиров напомнил о негативном опыте перерасхода средств и слабого контроля при таком подходе. В ведомстве пояснили, что параллельное проектирование и строительство разрешены законом и осуществляются под строгим контролем правительства, Генеральной прокуратуры и специальной межведомственной комиссии. В качестве примера приводится международный проект Marina Bay Sands в Сингапуре. 

Финансирование инфраструктуры 

Что касается дорог, мостов, газопровода и другой инфраструктуры, Бакиров обратил внимание, что их строительство возлагается на государство, что освобождает инвестора от основных капитальных затрат. Минюст ответил, что государственные расходы на инфраструктуру покрываются за счет инфраструктурного сбора, уплачиваемого инвестором. Аналогичные схемы применяются в проектах Dubai Expo и NEOM в Саудовской Аравии. 

Напомним, сразу после публикации проекта постановления правительства по строительству курорта Sea Breeze Uzbekistan на берегу Чарвакского водохранилища, в соцсетях и комментариях под новостями о проекте резко возросла активность однотипных положительных откликов. Пользователи уже открыто называют это "ботофермой" и подозревают организованную информационную кампанию.

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Загрузка....