Монастырская жизнь в Узбекистане: взгляд изнутри
Общество

Монастырская жизнь в Узбекистане: взгляд изнутри

22443

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. «Все, надоело. Ухожу в монастырь!» - очень часто приходится в жизни слышать эти слова от женщин. Если большинство в сердцах и обидах говорят это, то некоторые женщины всерьез решаются на такой шаг и навсегда отказываются от мирской жизни. В интервью корреспонденту АН Podrobno.uz настоятельница Свято-Троицкого Никольского женского монастыря Ташкента игуменья Екатерина рассказала, каково живется тем, кто все-таки пошел на этот шаг. 


«В монастырь не уходят, а приходят» 

Примечательно, что монастырь находится на улице 8 марта в Ташкенте. В принципе, тихое и спокойное место. Аллея, ведущая от ворот к храму, усажена яблонями.Сегодня в Свято-Троицком Никольском женском монастыре проживает 16 человек, четверо из них лежачие. Самой старшей монахине 92 года, а самой младшей – 27 лет. В монастыре есть небольшая богадельня для больных монахинь и престарелых. 

«Монастырь - это объединение православных женщин, которые вместе молятся, трудятся, исповедуются и причащаются. Монашеская жизнь заключается в молитве, покаянии и послушании», - говорит игуменья Екатерина. 

Надо отметить, что игуменья – это настоятельница монастыря. Игуменья, в отличие от монахинь, носит крест и имеет право благословлять. Поэтому у нее просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игуменья» или с употреблением имени: «мать Екатерина» или просто «матушка».

«Не буду лукавить, в первое время нелегко жить жизнью монахини. В обычной жизни люди живут так, как они этого хотят. В монастыре все наоборот. Монахини делают только то, что благословляется матушкой, то есть мной. У меня есть помощницы-благочинны, которые расписывают послушание и согласовывают их со мной. Все жители монастыря должны нести послушания, в том числе, я.  У каждого есть свое послушание, которое время от времени меняется. Самодисциплина – важная черта для монахини. Если ее нет, то жизнь в монастыре может показаться, как жизнь в тюрьме. Должно быть внутреннее стремление все исполнять. Поэтому женщины должны понимать, куда идут и зачем. Замечу, в монастырь не уходят, а приходят … к Богу», - говорит матушка Екатерина.

В монастырь обращаются не только те, кто воспитывался в религиозной семье. Приходят и люди с непростыми судьбами и женщины, которые рано или поздно поняли,  что они не могут убежать от своих страстей – от блуда, пьянства, воровства. Кто-то приходят искупить грех аборта.  

Кстати, стать монахиней не так-то легко. Поступившая в монастырь сперва становится трудницей и в любой момент может уйти, что не будет считаться грехом. Если этого не произошло, ее одевают в послушницы. То есть шьют для нее монашескую форму.

«У нас есть девочки, которые пришли из очень богатых семей. Они добровольно отказались от материальных благ. Вообще, к нам часто обращаются женщины, которые хотят жить монашеской жизнью. Мы принимаем всех пожить и понять, смогут ли здесь остаться. Но монашеская жизнь не для всех. Некоторые не выдерживают и уходят. Например, к нам пришла женщина, у которой что-то не складывалось в жизни. Я оставила ее в монастыре. Дала ей веник с совком и сказала, чтобы вокруг храма подмела. Через полчаса у нее отпало желание стать монашкой. Этот путь не для каждого», - сказала игуменья. 

Игуменья Екатерина предупреждает всех, что, уходя в монастырь, придется пожертвовать своим собственным «Я». 

«Когда я только пришла в храм, села в уголок и начала чистить картошку. Молча и с душой делала все, что мне говорили. Если человек идет с такими мыслями в монастырь, то ему будет легко влиться в эту среду. Ведь намного проще делать, например, 100 поклонов по собственному желанию, чем 12 поклонов за непослушание», - говорит матушка Екатерина.

По зову сердца 

У родителей матушки Екатерины было большое хозяйство, поэтому она с детства жила в достатке. Однако семья была далека от религии. Лишь изредка (обычно по праздникам) ходили в церковь. Походы в церковь ограничивались тем, что ставили свечки перед иконами. Судьбу матушки Екатерины решил случай. 

«Я давно жила в статусе разведенной женщины. У меня было двое несовершеннолетних детей, когда врачи заподозрили у меня онкологию. Именно тогда я взмолилась Господу. Я испугалась, что мои дети останутся сиротами. Меня положили в больницу, но на десятый день меня выписали, диагноз, к счастью, не подтвердился. Совсем неожиданно для себя я поверила в Бога. Для меня было очевидно, что меня исцелил сам Господь. С тех пор с каждым годом моя вера крепла», - рассказывает матушка Екатерина. 

После возвращения домой Игуменья Екатерина продолжила интересоваться религией. «Все чаще стала читать церковную литературу, и до меня начало доходить, что внутреннее спокойствие и счастье нужно искать не в материальных благах. В жизни намного важнее помогать нуждающимся». 

При этом матушка Екатерина заметила, что до прихода к Богу она жила достаточно хорошо, работала в медицинской сфере и неплохо зарабатывала. То есть она ни в чем не нуждалась, и к Богу пришла не от нужды или отчаяния. 

«Мама, мы живем твоими молитвами»

«Я одна поставила своих сыновей на ноги. У меня не было проблем с жильем, деньгами. В общем, не от житейских проблем ушла к Господу. Помню, на работе говорила, что иду в банк отдавать отчеты, а сама убегала в храм. Я понимала, что долго это не может продолжаться. И после свадьбы старшего сына оставила все и ушла в храм. Мне было тогда 45 лет. Через месяц мне исполняется 70 лет, то есть я уже 25 лет служу Господу». 


Надо отметить, что родные не поняли и не поддержали матушку Екатерину. 

«Некоторые родственники решили, что я с ума сошла. Мама до сих пор смириться не может с моим выбором, а старший сын со мной не разговаривал три месяца. Сын, конечно, потом понял меня и попросил прощения. Сегодня, когда звоню детям и спрашиваю, как они живут, отвечают: «Мама, мы живем твоими молитвами, мы их так сильно слышим», - вспоминает с улыбкой игуменья.


Обычно, перед тем как надеть облачение, женщины проходят длинный путь – искус до 6 лет. Принимая иноческий постриг, женщины дают обед послушания Богу. 

«Через восемь лет послушания в храме в городе Ирбите (Свердловская область) владыка Викентий предложил мне принять постриг. В принципе, я уже давно жила монашеской жизнью. Но поначалу было страшно, потому что это большая ответственность. А в Ташкент я переехала по послушанию. Семь лет назад владыку Викентия из Екатеринбурга перевели в Ташкент. После того, как я построила храм в Краснотурьинске, владыка Викентий позвал меня в Узбекистан. Так, пять лет назад я оказалась в Ташкенте. За все это время я ни разу не пожалела, что отказалась от мирской жизни и пришла в монастырь», - говорит матушка Екатерина. 

Распорядок дня монахинь 

Подъем в пять утра. Каждое утро все монахини подходят к игуменье, чтобы получить благословение и послушание на день. Затем следует Божественная Литургия, на которой могут присутствовать также прихожане. После этого монахини идут на послушание – готовить пищу, убираться в храме и во дворе, наводить порядок в подсобном хозяйстве и т.д. В 12 часов – трапеза. Кушают монахини два раза в день - в обед и вечером. Меню зависит от того, какой день недели, и есть ли в этот день пост. В понедельник, среду и пятницу в монастыре соблюдается пост. В эти дни монахини не употребляют молоко, яйца, рыбу и т.д. Что касается мяса, то его даже в обычные дни не едят монахини. 


 «Но мы не вегетарианцы. В непостные дни мы употребляем рыбные и молочные продукты, яйца, растительную пищу. К счастью, в Ташкенте нет проблем с продовольствием, круглый год свежие овощи и фрукты продаются», - говорит игуменья Екатерина.

В 16:00 начинается богослужение, а в 19:00 – ужин.  Кроме того, сестры по очереди читают неусыпаемый псалтырь — непрестанная молитва днем и ночью. Кстати, из монастыря без благословения выходить нельзя.

«Нам мешками привозят продовольствия»

«Я очень уважаю узбекистанцев. В России народ жестковатый, а в Узбекистане люди приветливые, толерантные и отзывчивые. Ташкент, действительно, город хлебный, здесь никто с голоду не помрет. Нам не только православные, но и мусульмане часто помогают. Постоянно мешками привозят продовольствие, что отпадает нам необходимость ходить на рынок. Во время мусульманских праздников, когда приносят в жертву барашков, нам тоже достается мясо. Они не знают, что мы не едим мясо. Также помогают в строительно-ремонтных делах. Например, молодой азербайджанец за свои средства полностью отстроил нам котельную. Поэтому мы молимся за всех, и за народ и правительство Узбекистана», - рассказала матушка. 

Стоит отметить, что при Свято-Троицком Никольском женском монастыре  действует семинария, где учатся будущие невесты батюшек. В семинарии девушки обучаются церковному пению и закону божьему. Обучение длится четыре года, как в вузах. 

@ лает, а Подробно.UZ идет: больше новостей на странице в Facebook



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+