Нужно или нет. Иностранные эксперты оценили возможность вступления Узбекистана в ЕАЭС
Общество

Нужно или нет. Иностранные эксперты оценили возможность вступления Узбекистана в ЕАЭС

14998

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекистан и Россия создали рабочую группу по анализу рисков и возможностей от вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Иностранные эксперты в интервью казахстанскому Forbes высказали свое мнение о возможном вступлении республики в данную организацию.

Пробный шар

Никаких факторов, которые делали бы вступление Узбекистана в ЕАЭС невозможным, нет, отметил профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев.

"Другое дело – рассматривается ли данный вопрос в Узбекистане на уровне принятия решений. На данный момент мы имеем только информацию о том, что в Узбекистане этот вопрос "прорабатывается". Причём информацию от представителя другого государства. Насколько эта информация отражает реальность, а не является неким видом "пробного шара" – вопрос открытый. Каковы будут последствия такого шага, пока сказать трудно", – сделал он оговорку.

"Никто не видел документов, в которых бы были проведены расчёты выгод и потерь от вхождения в ЕАЭС Узбекистана ни для Узбекистана, ни для ЕАЭС в целом, ни для отдельных стран – членов ЕАЭС. Возможно, это проблема моего незнания, но на это же указывают и некоторые ведущие узбекистанские экономисты", – сказал эксперт.

"Более того, такое решение, как вхождение страны в те или иные организации сотрудничества, должно приниматься не кулуарно (на уровне исполнительной власти или её отдельных представителей), а на основе открытой дискуссии. Иначе решение будет отражать не интересы нации, а интересы отдельных групп, что, безусловно, неприемлемо. Особенно если в стране декларируется отход от авторитарной модели управления", – подчеркнул он.

Бурнашев настаивает, что расчёты выгод и потерь для Узбекистана от вхождения в ЕАЭС должны быть опубликованы и вынесены на обсуждение, причём не только в экономической, но и в политической сфере.

"Например, насколько участие Узбекистана в ЕАЭС ограничит возможность принятия в Узбекистане узких лоббистских решений. Интуитивно понятно, что, например, вхождение в ЕАЭС существенно упростит положение в странах - членах ЕАЭС узбекистанских трудящихся-мигрантов. Гораздо проще должен стать экспорт в пространство ЕАЭС узбекистанской сельхозпродукции", – добавил он.

Однако, заметил эксперт, это интуитивные оценки, которые не могут лежать в основе принятия решения. Ведь всегда можно поставить вопрос – насколько это все упростится, не столкнётся ли Узбекистан с практикой "исключения" отдельных групп товаров, нельзя ли добиться тех же результатов на двустороннем уровне и так далее, уточнил он.

По мнению Бурнашева, отсутствие открытой дискуссии не позволяет чётко определить сторонников и противников идеи вступления в ЕАЭС.

"Более того, если не принимать во внимание идеологически ангажированные личности, для узбекистанского экспертного сообщества характерен "взвешенный" подход: здесь нет категорических сторонников или противников ЕАЭС, отмечается, что у вступления в ЕАЭС есть как плюсы, так и минусы, как расширение возможностей, так и расширение вызовов и рисков. Необходимо открытое (как минимум - экспертное) обсуждение этого вопроса: как с точки зрения оценки рисков, так и условий вхождения в ЕАЭС (если оценка рисков покажет приемлемость участия Узбекистана в этой структуре)", – повторил он.

Не только в ЕАЭС, но и в ОДКБ

У Узбекистана есть немало поводов задуматься не только над членством в ЕАЭС, но и над возвращением в ОДКБ. Такое мнение высказал директор фонда "Совет политических и стратегических исследований "Китай – Евразия" Мгер Саакян.

"ЕАЭС в течение нескольких лет смог показать себя устойчивой международной организацией, с которой можно сотрудничать и надо считаться. В интеграционных процессах ЕАЭС есть и проблемы, которые связаны с тем, что экономики стран-участниц развиты неравномерно. Конечно, темпу роста ЕАЭС мешают антироссийские санкции Запада, которые, по моему мнению, применяются ещё и затем, чтобы помешать интеграционным процессам в постсоветском пространстве, так как некоторые западные политики почему-то видят в ЕАЭС воссоздание СССР", – отметил он.

"В общей сложности, как мы видим, даже в таких трудных условиях Россия, Казахстан, Армения, Беларусь и Кыргызстан смогли наладить сотрудничество в формате ЕАЭС, постепенно развивать экономические отношения, медленно, но продуктивно продолжать работу для формирования общего законодательства. Всё это делает сотрудничество с ЕАЭС интересным для других евразийских стран", – подчеркнул он.

Доказательство этому, заметил эксперт, недавно прошедшее заседание Высшего евразийского экономического совета, где участвовали, кроме глав стран-участниц ЕАЭС, руководители Молдовы, Сингапура и Ирана. В Ереване ЕАЭС и Сингапур подписали соглашение о создании зоны свободной торговли, а с 27 октября начнёт действовать зона свободной торговли с Ираном.

Экономические и политические результаты деятельности ЕАЭС дают повод другим странам задуматься над возможностью стать членом союза, считает Саакян, в особенности Узбекистану, традиционные страны-партнёры которого (Россия, Казахстан, Кыргызстан) объединились в союз.

"В ЕАЭС уже действуют и в будущем более жёстко и чётко будут действовать тарифы и общие законы, которые в некоторым смысле затруднят сотрудничество Узбекистана с этими странами. Есть и вопрос Афганистана, где США не намереваются остаться навсегда, а окончательный вывод натовских войск оттуда может стать взрывоопасным и для Узбекистана. Только членство в ШОС не может обеспечить экономическую и физическую безопасность Узбекистана, как это могут сделать ЕАЭС и ОДКБ. Здесь есть и вопрос новой супердержавы - Китая, который наращивает свою мощь и влияние в Центральной Азии", – сказал он.

В 2015 руководство ЕАЭС и Китай подписали соглашение об сопряжении строительства Евразийского экономического союза и "Экономического пояса Шёлкового пути", напомнил Саакян.

"Членство Узбекистана в ЕАЭС даст ему возможность лучше защищать свои интересы в отношениях с Китаем, а также включить в повестку ЕАЭС многосторонние программы сотрудничества и с усиленных позиций представить их китайской стороне", - уверен он.

Что касается Армении, то, как считает эксперт, вступление Узбекистана в ЕАЭС несёт ей сплошные выгоды.

"Я думаю, что если Узбекистан тоже станет членом ЕАЭС, то для армянских товаров и для инвестиций бизнесменов Армении и армянской диаспоры откроется рынок Узбекистана с населением 33 млн человек. В свою очередь для Узбекистана откроется огромный рынок ЕАЭС, где проживают более чем 184 млн человек. Укрепится экономика страны, окрепнет сотрудничество с традиционными странами-партнёрами. Если Узбекистан станет членом ЕАЭС, то рынок организации станет больше и интереснее для других стран. Конечно, трудно сказать, когда начнётся процесс и когда Узбекистан станет членом союза. Но если хорошо калькулировать все возможности и риски до официального вступления, то все стороны будут в выигрыше", – заключил он.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz. 

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

4 комментария

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+