Загрузка
Загрузка
Строительный беспредел. В Самарканде продолжают возводить новые объекты вопреки правилам о доступной среде. Видео
Общество

Строительный беспредел. В Самарканде продолжают возводить новые объекты вопреки правилам о доступной среде. Видео

30468
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Самарканд – один из главных туристических городов Узбекистана. Его посещают десятки тысяч иностранных гостей. Однако для многих дорога сюда по-прежнему остается закрытой. Как, к примеру, людям с инвалидностью погулять по древнему городу, если даже его собственные "особенные" жители иногда не могут себе этого позволить?

В начале года глава страны подписал постановление, поручив развивать инфраструктуру безбарьерного туризма. Первые шаги в этом направлении уже делаются, однако есть и другие проблемы, на которые властям предстоит обратить свое внимание, чтобы обеспечить равные возможности не только туристам, но и самим горожанам.

Собственный корреспондент Podrobno.uz изучила ситуацию и рассказала о том, насколько доступна среда Самарканда для лиц с ограниченными возможностями.

Вычеркивая из жизни

"Счастливым мое детство не назовешь, долгие годы я прожил в стенах больницы. Не помню, когда впервые я встал на костыли, но это было непросто. Я был очень мал, чтобы испытывать психологическую травму, скорее, она пришла уже в подростковом возрасте. Но я понимал, что только я сам способен помочь себе. Я не хотел, чтобы меня все вокруг жалели", – начал диалог мой первый собеседник, 43-летний Дилмурод Пардаев.

IMG_2557.JPG

Он достаточно известная личность в Самаркандской области. Врачебная ошибка стала причиной развития полиомиелита у него в годовалом возрасте. Своим жизненным опытом он доказал, что можно достичь карьерного роста и быть лидером в обществе, невзирая на физические отклонения. В 2006 году – закончил вуз, затем поступил в магистратуру и вот уже 20 лет он руководит областным отделением узбекского общества инвалидов.

Все эти годы Дилмурод Пардаев помогает людям с инвалидностью защищать их права и интересы и не понаслышке знает, какие преграды встречаются на пути у людей, испытывающих сложности в передвижении.

"Я сам каждый день, передвигаясь по городу, сталкиваюсь с преградами на пути, хотя на костылях ходить проще, нежели передвигаться в инвалидной коляске. Я вижу, как в большинстве случаев пандусы строятся "для галочки". Мы изучили сотни пандусов на местах и пришли к выводу, что около 90% из них – реальная преграда для людей в инвалидных колясках, они смертельно опасны даже для здоровых граждан", – рассказал он.

photo_2024-03-21_18-33-24.jpg

По его словам, к большому сожалению, инфраструктура в Самарканде, да и по всему Узбекистану не приспособлена для лиц с инвалидностью. Что уж говорить об отсутствии лифтов, специально оборудованных туалетов и других условий в зданиях, а также – уличного пространства со специальными средствами навигации, тактильными указателями или индукционными системами для людей с поражением слуха.

Сегодня в городе практически невозможно увидеть человека в инвалидной коляске. А все потому, что, выйдя на улицу, они могут столкнуться с многочисленными преградами на улицах. Это – отсутствие тротуаров в махаллях города, многочисленные бордюры, ступени, арыки, спуски и подъемы. Ко всем этим тяготам добавляется и бесконечный ремонт дорог.

Но самое печальное не это. Новые улицы, жилые дома и другие объекты, сдаваемые в эксплуатацию, продолжают нарушать законодательство о доступности для маломобильных граждан, будто вычеркивая их из жизни. Не соблюдаются градостроительные нормы, законы о социальной защищенности инвалидов и безопасности дорожного движения.

Мы делаем первые шаги к тому, чтобы сделать город доступным для всех. Но создание доступной среды – это огромные вложения, которые по силам лишь развитым странам. Заинтересованность власти, безусловно, нужна.

"Но ситуация в последние годы, правда, меняется. Нас включили в списки комиссии при подписании проекта строительства новых многоэтажных зданий и социальных объектов. Отныне нам предоставляют проект еще до строительства. И мы вправе внести свои предложения либо отказать в приеме объекта, если пандус не соответствует нормам", – заметил Пардаев.

По его мнению, общество должно делать шаги навстречу людям, которые тоже хотят учиться, развиваться, быть полноценными гражданами, не изолированными от общества. Среда обитания не должна быть средой выживания.

Справочно: в Самаркандской области насчитывается свыше 95 тысяч граждан с инвалидностью, около 20 тысяч из них – дети и подростки до 18 лет.

Надежда все же теплится

В январе текущего года глава страны подписал постановление о мерах по развитию инфраструктуры безбарьерного туризма и его стимулированию. В нем даны задачи – определить недостатки, мешающие развитию туристической отрасли, и внести предложения по развитию инфраструктуры для привлечения иностранных туристов в Узбекистан.

После выхода документа в хокимияте области была создана рабочая группа по изучению объектов культурного наследия и условий для свободного передвижения лиц с ограниченными возможностями, включая музеи, театры и средства размещения. Она изучила 63 объекта культуры, спорта, культурного наследия, а также санатории и гостиницы, – все те места, которые чаще всего посещают гости нашего города.

"Изучение началось с железнодорожного вокзала, откуда обычно приезжают иностранные гости. В процессе изучения выявили ряд недостатков. В частности, санузел ж/д вокзала не имеет пандуса, позволяющего людям с ограниченными возможностями зайти самостоятельно. Но и это еще не все. Пройти через подземный ход к железнодорожным путям человеку в инвалидной коляске – невозможно", – рассказал представитель управления туризма области Асламжон Камолов.

Рынок, расположенный у вокзала, также полон преград. Вход оборудован пандусом, которым невозможно пользоваться. Сказали сделать – сделали. Только без понимания, – зачем.

photo_2024-03-21_18-33-14.jpg

Согласно нормативам, у пандуса должен быть уклон 1:10. При лестнице высотой в 1 метр он должен быть длиной 10 метров. Но среди десятков аптек и магазинов на наших улицах едва ли встретится хоть один пандус, отвечающий требованиям.

Возможно, постановление главы республики позволит как-то серьезнее обратить внимание на инвалидов. Первые шаги в этом плане уже есть. В последние годы в некоторых туристических объектах стали устанавливать пандусы для свободного передвижения людей на колясках – как снаружи, так и внутри.

Кроме того, в музее, расположенном в медресе Улугбека, находится макет ансамбля Регистан для людей с проблемами зрения. По нему они тактильно могут составить правильное представление о памятниках. Здесь же для них имеются сведения о медресе Улугбека, Тиллякори и Шердор на шрифте Брайля. Но вопрос, как добраться до этих объектов, остается открытым.

Ни для кого не секрет, что, выходя в город, человек с ограниченными физическими возможностями сталкивается с чередой преград. Барьеры есть и у входа в административные здания. Преодолеть их можно, только если вас перенесут на руках.

photo_2024-03-21_18-34-43.jpg

Главную ответственность за инфраструктуру города, строительство новых объектов с учетом безбарьерного доступа для лиц с инвалидностью несет территориальная инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, куда мы направили вопросы, но так и не получили ответ.

Складывается ощущение, что ответственные лица, понимая очевидные нарушения градостроительных норм, продолжают утверждать и сдавать в эксплуатацию проекты, потому что никто не принимает никаких мер наказания. Когда нет воздействия свыше, зачем отвечать на вопросы журналистов? Строительный беспредел в Самарканде продолжается, а новые объекты продолжают воздвигаться вопреки правилам.

Общественный транспорт нуждается в обновлении

Общественный транспорт также остается преградой для лиц с инвалидностью. В городе запустили новые китайские низкопольные автобусы, оснащенные выдвижными пандусами. Но они курсируют не по всему городу, а по определенному маршруту.

"Общественный транспорт нуждается в обновлении автопарка. Городу нужны еще 500 автобусов. По подсчетам специалистов, пассажирский автотранспорт охватывает только 50% жителей города. Ежедневно в Самарканде курсируют 250 автобусов, 160 из которых – старые "Исузу", куда не сможет заехать инвалидная коляска. Они будут поэтапно заменяться на новые", – поделился пресс-секретарь управления транспорта области Шерзод Халилов.

Мы провели опрос жителей города, спросили у них, доступен ли город для передвижения людей в инвалидной коляске. Вот что они говорят:


О том, что всем людям, особенно – с ограниченными возможностями, нужно удобное и безопасное пространство, необходимо помнить всегда, проектируя, достраивая или ремонтируя каждый объект. Все дома, вся инфраструктура и транспорт, создаваемые сегодня, должны быть доступны всем.

Замира Балтаева.

Фото автора


Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....