Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Еще недавно считалось, что смог в Ташкенте – это в основном зимняя проблема. Однако зима закончилась, а густая пелена над городом осталась, заставляя жителей дышать токсичным воздухом. Значит ли это, что причина загрязнения куда глубже, чем сезонные факторы? Эксперты уверены, что ситуацию усугубляют активная застройка и недостаточный контроль со стороны властей за промышленными объектами.
Корреспондент Podrobno.uz разбирался в причинах, последствиях и возможных решениях экологической проблемы, которая грозит превратить Ташкент в место, непригодное для жизни.
Сезонная проблема или новая реальность?
Ранее загрязнение атмосферы связывали с сезоном холодов, когда, не справляясь с нагрузкой, ТЭЦ переходили на сжигание мазута и угля, а теплицы начинали порой использовать для отопления куриный помет и автомобильные покрышки.
Тогда как объяснить то, что даже в эти дни город не стремится покидать "красную зону" на карте качества воздуха, а горожане продолжают делиться фотографиями, которые сделаны с высоты птичьего полета и напоминают кадры из антиутопического фильма? Мартовский смог доказывает, что проблема носит системный характер.
Чиновники от экологии часто ссылаются на природные факторы загрязнения – температурные инверсии, слабый ветер, низкую влажность. Однако ученые убеждены, что основной причиной загрязнения остается антропогенная деятельность – активная застройка, массовая вырубка деревьев, увеличение числа автомобилей и рост промышленных выбросов. Они предупреждают, без комплексных мер воздух в столице будет становиться только хуже, город может стать непригодным для жизни.
В частности, сильное влияние оказывает строительный бум. За последние пять лет количество застройщиков в республике выросло почти в три раза – сейчас их более 54 тысяч. При этом больше всего их сосредоточено в Ташкенте – примерно 7 тысяч.
Объемы выполненных работ с 2021 года по январь 2025-го выросли с 5,8 триллиона сумов до 11,7 триллиона сумов. Больше всего зданий строится в столице: только в январе этого года их было построено на 3,6 триллиона сумов.
Город застраивается многоэтажными комплексами, активно прокладываются дороги, при этом экологические нормы зачастую игнорируются. Это приводит к резкому росту выбросов пыли и загрязняющих веществ в атмосферу.
Стройплощадки должны накрываться специальными защитными полотнами, которые предотвращают распространение строительной пыли. Это особенно важно при работе с цементом, песком и другими сыпучими материалами, образующими мелкодисперсные частицы. Однако на практике этот стандарт часто нарушается, что приводит к дополнительному загрязнению воздуха.
Это привело к тому, что власти утвердили штрафы за поднятие пыли и песка на строительных площадках. Теперь за несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха застройщикам будет грозить штраф от 3,75 миллиона сумов до 18,7 миллиона сумов при повторном нарушении. Соответствующий документ вступит в силу с начала лета этого года.
Экономия ценой здоровья
По словам ученого-физика Рустама Усманова, одна из главных угроз – цементная пыль, частицы которой проникают в легкие и вызывают серьезные заболевания.
"Сегодня Ташкент активно застраивается, и на первый взгляд это кажется хорошим признаком развития. Но реальность такова, что многие строительные компании и предприятия экономят на материалах и технологиях. Это приводит к образованию большого количества токсичной пыли, которая буквально висит в воздухе", – отметил он в беседе с корреспондентом Podrobno.uz.
Как поясняет специалист, главная проблема связана с использованием низкокачественного цемента: производители часто добавляют в цемент вместо обязательного оксида железа дешевые компоненты, такие как окись фосфора и диоксид кремния.
"Это снижает себестоимость, но ухудшает качество строительного материала. В результате здания быстрее разрушаются, а при их эксплуатации в атмосферу попадает огромное количество мелкодисперсных частиц, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, но которые оседают в легких людей", – рассказал он.
Высокая концентрация мелкодисперсных частиц PM2,5 в воздухе – не просто статистика, а реальная угроза для здоровья. По данным Всемирного банка, загрязнение воздуха в Ташкенте ежегодно может приводить примерно к трем тысячам преждевременных смертей.
Есть исследования, согласно которым загрязнение воздуха увеличивает сердечно-сосудистые проблемы. Они становятся наиболее частой причиной смертей: на инсульт приходится 33 % случаев, ишемическую болезнь сердца – 28 %. Непосредственно инфекции дыхательных путей приводят к 23 % летальных исходов.
Переезд затянулся
Еще одна проблема, которая оказывает большое влияние на качество воздуха, – промышленные предприятия в черте города. В феврале текущего года власти столицы вновь заговорили о необходимости вывода производственных объектов за пределы столицы. Об этом говорилось еще в 2020 году, но реальных шагов до сих пор сделано не было.
Однако есть надежда, что ситуация все же поменяется. С 1 мая 2025 года в Ташкенте, Нукусе и других крупных городах запретят запуск некоторых видов промышленных производств. Запрет коснется производств асбеста и цемента, шлама и шлаков, кожевенно-дубильных и птицеводческих фабрик, заводов черной и цветной металлургии, а также стекольных предприятий, в составе продукции которых имеются ядовитые примеси и химические вещества. Также под запрет попали предприятия переработки и сжигания отходов, отнесенные по степени опасности к I и II классу.
Кроме того, до октября этого года Министерство экологии совместно с рядом ведомств и местными властями должно подготовить предложения по поэтапному переносу и модернизации уже действующих в этих городах предприятий.
Если взглянуть на карту, можно обнаружить, что в Ташкенте и на его окраинах расположено 14 предприятий по производству бетона. Причем это лишь те, которые официально зарегистрированы и отображаются в открытых источниках.
Что делать?
Рустам Усманов уверен, что ситуация изменится только при жестком контроле со стороны государства. Он считает, что необходимо усилить надзор за качеством цемента, ликвидировать нелегальные мини-цеха, загрязняющие воздух, и ввести строгие экологические нормативы для производства стройматериалов.
"В советское время за подобные нарушения могли не только оштрафовать, но и возбудить уголовное дело против руководства завода. Сейчас же штрафы для предприятий, загрязняющих воздух, мизерные, а надзорные органы закрывают глаза на нарушения", – подчеркнул он.
Проблема смога характерна не только для Ташкента, но и для других крупных городов Центральной Азии. В 2024 году в столице Узбекистана состоялся первый региональный диалог высокого уровня по чистоте воздуха. Одним из предложенных решений стало внедрение опыта Монголии: в Улан-Баторе удалось существенно снизить уровень загрязнения атмосферы за счет перехода на более чистые виды топлива и энергоэффективных технологий.
В Казахстане в последние годы также активно работают над сокращением выбросов в Алматы, внедряя программы по улучшению экологического транспорта и развитию зеленых зон.
Нездоровый воздух в Ташкенте – это не просто сезонное явление, а результат долгосрочного пренебрежения экологическими стандартами. Эксперты предупреждают, если городские власти, бизнес и общественность не начнут действовать уже сейчас, ситуация будет только ухудшаться.
Комментарии отсутствуют