Количество киберпреступлений в Узбекистане за последние пять лет выросло в 68 раз, а за прошлый год мошенники украли у граждан 603 миллиарда сумов. Большая часть украденных денег — переводы на анонимные аккаунты. Поэтому сегодня платежные сервисы и Центральный банк так много говорят о необходимости подтверждении личности при переводах.
Со 2 июля 2025 года пользователи, которые не прошли идентификацию, не смогут отправлять и получать крупные суммы. Вместе с payme разбираемся в изменениях закона, и как это защищает от мошенничества.
1. Зачем платежному приложению данные паспорта и селфи пользователей?
Как в банке без паспорта не откроют счет, так и в финтех-приложениях нужно подтвердить, что вы — это действительно вы, прежде чем проводить операции с деньгами.
Сейчас при регистрации нового аккаунта, восстановлении пароля или входе с нового устройства приложения обязаны запрашивать у клиентов номер паспорта/ПИНФЛ и проверять их соответствие с селфи. Начиная со 2 июля, без идентификации нельзя будет переводить и получать больше 30 БРВ (примерно 11 миллионов сумов).
Это требование "Правил внутреннего контроля по борьбе против легализации доходов, полученных от преступной деятельности финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения в платежных организациях, операторами платежных систем, операторами систем электронных денег" (МЮ № 3266 от 30.06.2020 г.).
2. Как это защищает от мошенничества?
Злоумышленник не сможет войти в ваш аккаунт, даже если введет проверочный код из смс — потому что его селфи не совпадет с вашим. Если вы потеряли телефон или у вас его украли, при этом не подтвердили личность в приложении, мошенники смогут сделать перевод от вашего имени на свой аккаунт, который также не подтвержден.
3. Что будет, если не подтвердить личность?
Мошенники постоянно находят новые способы обмана, а платежные приложения усиливают защиту. В будущем пользователям без идентификации останутся доступны только базовые функции — например, просмотр баланса и оплата по QR-коду.
4. Как подтвердить личность в payme?
Перейдите в раздел "Профиль" и нажмите "Пройти идентификацию". Введите паспортные данные или ПИНФЛ, а затем пройдите сканирование лица. Идентификация займет пару минут, а в дальнейшем, при сбросе пароля или входе с нового устройства, приложение попросит вас снова сделать селфи, чтобы убедиться, что эти операции проводили лично вы.
5. Безопасно ли передавать payme персональные данные?
Да, payme работает в соответствии с законом "О персональных данных" — хранит информацию о клиентах в надежных дата-центрах на территории Республики Узбекистан и применяет шифрование данных, чтобы защитить даже селфи от возможных утечек.
Также у payme максимальный уровень мирового стандарта безопасности в финтехе PCI DSS — сторонний аудитор ежегодно подтверждает, что в компании внедрены все необходимые меры защиты. Последняя проверка успешно прошла 30 мая 2025 года.
Если у вас возникнут вопросы или сложности, пишите в поддержку payme: @paymehelpbot.
На правах рекламы
Комментарии отсутствуют