Все проблемы, связанные с восприятием религий, исходят от незнания и неправильной трактовки их сути – эксперт
Общество

Все проблемы, связанные с восприятием религий, исходят от незнания и неправильной трактовки их сути – эксперт

6870

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Ситуация в Афганистане, разрешение на ношение платков в школах, свыше 50 пойманных сторонников экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир" только за последние две недели и еще несколько событий вызвали тревогу у узбекистанцев, которые поддерживают развитие светского общества. Многие писали в соцсетях, что все это может грозить потенциальным ростом национализма и радикализацией общества.

К счастью, в середине прошлой недели всех успокоил Минюст, заявивший, что в Узбекистане не допускается принудительное насаждение религиозных взглядов, мы строим демократическое правовое государство, основанное на секуляризме. Тем не менее, как говорится, осадок от происходящего остался.

На этом фоне Узбекистан активно развивает паломнический туризм. Многие сегодня задаются вопросом – что это за направление и не принесет ли оно вреда многоконфессиональному обществу нашей страны? Могут ли в Узбекистан под видом паломников проникнуть фанатики и экстремисты? Может ли ситуация в Афганистане повлиять на религиозное сознание узбекистанцев? Обо всем этом мы поговорили с доктором исторических наук Шухратом Мухамедовым.

– В последние годы Узбекистан занялся активным развитием паломнического туризма. На ваш взгляд, с чем это связано?

– Паломнический туризм в нашем регионе был развит всегда. Однако надо различать зиёрат туризм (посещение святых мест, связанных с исламом) и паломнический туризм, который предполагает посещение культовых мест других религий. Начиная с 2019 года в Узбекистане был опубликован ряд постановлений правительства по развитию именно зиёрат туризма, как среди местных, так и зарубежных паломников.

В правительственных документах большая роль отводится созданию инфраструктуры этого направления – высококачественных дорог, гостиниц, халяльной индустрии питания, обеспечение торговых точек, находящихся на территориях святых мест, сувенирной продукцией, биографическими книгами и брошюрами о видных богословах и мыслителях, живших на территории нашей страны в различные эпохи исторического развития, тематической видеопродукцией. Ведь самое главное – это не просто совершить паломничество к святыням, а получить информацию об этих великих личностях, об историческом развитии нашей страны и посещаемого региона в историческом прошлом.

Кроме того, это направление туризма при правильной организации не только предоставляет возможность духовного обогащения людей, но и приносит хорошие вливания в бюджет. Например, в Китае внутренний паломнический туризм – это одна из самых высокодоходных статей экономики страны.

Если учесть, что в Индонезии и Малайзии живут миллионы последователей великого богослова Имама ал-Мотурудий, жившего в средневековом Самарканде и написавшего немало великих трудов по исламу, то можно ожидать, что приезд паломников из этих стран даст хороший стимул для развития туризма в нашей стране.

– Некоторые узбекистанцы с подозрением относятся к таким понятиям, как паломнический туризм. Они боятся, что под видом паломников в страну могут проникнуть люди, распространяющие идеи, чуждые настоящему исламу. Оправдан ли этот страх?

– Абсолютно не согласен с такими страхами, потому что правительственные документы относительно зиёрат туризма предусматривают и такие риски.

В целом, как видно из публикаций прессы, специальные службы Узбекистана в сотрудничестве с международными организациями отслеживают перемещение радикальных элементов, не только приверженцев ислама, но и других фундаменталистских религиозных течений на предмет создания экстремальных ситуаций и провокаций на территории нашей страны. Эти попытки жестко пресекаются во имя мира и спокойствия нашего народа.

– Очевидно, что у возродившегося интереса к религии есть две стороны – "хорошая" и "плохая". Что можете сказать на этот счёт?

– Конечно же, любая религия – это мощнейшее орудие идеологического воздействия. Под религиозными знамёнами совершаются войны, уничтожаются люди, погибают страны и города. Однако к этому ли призывает, например, исламская религия?

Известные заповеди – не убий, не укради и другие говорят о том, что ислам призывает к миру и к всепрощению, к добру и благотворительности, любви к ближнему вне зависимости от его религиозной и иной принадлежности. Всё, что призывает к злу и насилию, не может быть правильным.

Поэтому очень важно на занятиях по религиоведению, начиная со школ, популярно разъяснять молодому поколению суть религиозных учений – ислама, христианства, иудаизма, буддизма и других. Все проблемы, связанные с восприятием религий, исходят от незнания и неправильной трактовки их сути. Часто ли мы слышим хорошие, квалифицированные лекции по вопросам различных религиозных воззрений?

– Не наблюдаете ли вы, что некоторые современные последователи ислама не совсем правильно трактуют те или иные религиозные понятия?

– Согласен с такой постановкой вопроса. В Коране чётко говорится о том, что придёт время и появятся различные "лжетолкователи" этого священного писания. Хочу привести интересный факт из этой священной книги. Для того, чтобы не было различных трактовок и сомнений по поводу божественности священного писания и его рукотворности, Всевышний, обращаясь к людям, говорит о том, что даже его посланник Мухаммад был выбран им по двум причинам. Во-первых, потому что это был "чистый сердцем" человек. Во-вторых, потому что он не умел писать и читать, чтобы кто-то не сказал о том, что эту книгу сочинил он.

На сегодняшний день в исламе много различных течений и трактовок по тем или иным вопросам. Кто прав или не прав – это вопрос к специалистам. Однако важным вопросом является то, к каким результатам приводит политика в отношении религии тех или иных заинтересованных сторон. Если это приводит к трагедиям и войнам, к нищете народа, думаю, что такая политика не может быть правильной.

– Многие утверждают, что популярные сегодня среди узбекистанцев женские арабские одеяния не имеют никакого отношения к исламу, что это некая дань моде. Как по-вашему?

– На мой взгляд, надо провести объективные социологические исследования среди молодых девушек на предмет того, что же их подвигло к тому шагу. Ничего не имею против этих одеяний, однако на бытовом уровне, действительно, много различных мнений на эту тему.

Главное – насколько наши молодые люди знакомы с такой сложной религией, как ислам. Молодёжь надо предупреждать о различных фундаменталистских направлениях в исламе. Особенно это скажется на судьбах молодых девушек. Пример некоторых соседних стран, где женщины выступают против средневековых популистских решений властей для нас должен быть поучительным уроком.

– Как вы считаете, может ли ситуация в Афганистане повлиять на религиозное сознание узбекистанцев?

– У нас светское государство, где религия отделена от государства. И, на мой взгляд, мы выбрали правильный путь. Религия должна быть частным делом каждого гражданина не зависимо от его религиозных воззрений.

Будучи историком, хочу сказать, что в период существования ханств на территории современного Узбекистана своеобразная трактовка властями исламской религии, почитайте "Записки Индийского путешественника" Абдурауфа Фитрата, привели к отсталости и регрессу общества. Поэтому наши предки, просветители-джадиды, в начале ХХ века, стремясь к независимости, были за просвещённый ислам и предлагали развиваться как светское общество.

Ситуация в Афганистане приводит к очень грустным размышлениям. Жалко народ, который многие десятилетия практически не видит мира. Это хороший урок для многих соседних и не только соседних стран. Мы ни в коем случае не должны выбрать тот путь, который выбран нынешними властями этой страны. Однако это не исключает сотрудничества в экономической сфере.

– Роль религии проскальзывает и в политических процессах. Сейчас государство лояльно относится к чувствам верующих – разрешение на ношение культовой одежды, закрытие "Жаслыка", спасение жен и детей сирийских джихадистов. Религиозная тематика имеется и в предвыборной кампании одного из кандидатов в президенты. Значит ли это, что ислам политизируют?

– На мой взгляд, ситуация в Афганистане дала пищу для размышления всем и, прежде всего, политикам. Заигрывание с религией или использование её в определённых целях чревато плохими последствиями. Прежде всего потому, что это может привести к радикализации общества.

– Многие граждане опасаются, что все происходящие события грозят потенциальным ростом национализма и радикализацией общества. Какие меры стоит предпринять для недопущения этого?

– Надо проводить опросы общественного мнения, выявлять болевые точки в развитии общества, оперативно решать проблемы страны и людей, которых в обществе немало. Повышение уровня жизни населения не даст возможности развитию таких опасных тенденций, как национализм, религиозный фундаментализм, экстремизм.

Взять хотя бы опыт США. В этой стране проживают представители большого количества различных национальностей и конфессий. Однако государство стабильно развивается, потому что политика руководства страны направлена на мирное развитие и прогресс. Это удачно получается на протяжении уже более 200 лет и подкреплено эффективной экономикой.

В целом политика руководства нашей страны в последние годы обрела позитивный вектор развития. Перспективы более чем хорошие. Необходимо, на мой взгляд, проводить эффективные экономические реформы и пресекать на уровне законов страны различные националистические и религиозно-радикальные тенденции в обществе. Чем богаче и свободнее будут жить люди в обществе, чем больше будет заботиться государство о своих гражданах, тем эффективнее будет развиваться такое государство.

Сегодня тот самый день: заходи на наш Telegram-канал. 



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



1комментарий

Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+