Вышел "Доктор Сон" – продолжение легендарного "Сияния" о повзрослевшем Дэнни Торренсе , Новости Узбекистана

8 Ноября 2019, 09:41 1951 ... Общество
Вышел "Доктор Сон" – продолжение легендарного "Сияния" о повзрослевшем Дэнни Торренсе

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В прокат вышел «Доктор Сон» — экранизация романа Стивена Кинга и продолжение легендарного «Сияния».

Уже взрослый Дэнни Торренс (Юэн Макгрегор) начинает походить на отца: он пьет и все время думает о прошлом, его дар — «сияние» — почти исчез. Однако герой решается противостоять злым колдунам, которые охотятся за другими «сияющими» детьми, пишет "Медуза".

На этот фильм с самого начала было возложено столько надежд и ответственности, что шансов на успех было мало. С другой стороны, спасибо за попытку.

«Доктор Сон» — не просто экранизация очередного романа Стивена Кинга, главного хоррормейкера планеты, чьи лучшие годы позади (хотя время от времени он все еще выдает шедевральные тексты). Это продолжение «Сияния» — краеугольного камня в каноне ужаса, как литературного, так и кинематографического. Невзирая на растущую репутацию и некоторую фанатскую базу вокруг американского режиссера Майка Флэнегана — создателя «Окулуса», «Тишины» и выходивших на Netflix «Призраков дома на холме», — задача оказалась слишком сложной даже для него.

По иронии судьбы, сюжет и романа, и его экранизации посвящен именно тому, как трудно оправдать ожидания (в том числе собственные). В детстве Дэнни Торренс, как знают все зрители и читатели «Сияния», сделал нечто невероятное: его паранормальные способности помогли одержать победу в неравном противостоянии с дьявольским отелем «Оверлук», завладевшим волей Торренса-старшего, слабохарактерного алкоголика и графомана. Сорок лет спустя Дэнни начал превращаться в своего отца. Он беспробудно пьет, мазохистически купаясь в болезненных воспоминаниях о прошлом. Его дар, когда-то названный «сиянием», почти угас.

Лишь новые злоключения вынуждают Дэнни вписаться — уже по доброй воле — в еще более опасную авантюру. Группа таинственных незнакомцев, скитающихся по США бессмертных колдунов, похищает «сияющих» детей и зверски убивает их, подпитываясь их жизненной силой. Дэнни не может пройти мимо — тем более что случай свел его с особо одаренной девочкой, которая стала главной целью проклятых чернокнижников. Истощенный герой решается на, возможно, последнюю в своей жизни дуэль с иррациональным злом.

Книга, изданная в 2013-м, придумана Стивеном Кингом складно и местами остроумно, в ней есть леденящие пассажи и точные психологические находки. Честно говоря, та же история могла бы вовсе не иметь написанного в 1977-м «Сияния» в качестве отправной точки. То есть для самого писателя эта связь важна, и он имеет моральное право на сиквел (даже и более слабый), но фильм мог без нее обойтись.

К сожалению, слишком очевидно, что Флэнегана преследует тень куда более мощная, чем отель «Оверлук», — покойный Стэнли Кубрик. Главной, не слишком скрываемой им целью здесь было посоревноваться с гением, когда-то снявшим по роману Кинга чуть ли не самый страшный фильм ХХ века.

Вот и проблема. В основе «Доктора Сна» — текст Кинга, в уме у режиссера — фильм Кубрика, и он пробует примирить их, сняв к двум абсолютно разным произведениям один сиквел. Если вспомнить общеизвестную историю конфликта Кинга и Кубрика (которая привела к появлению в 1997-м еще одной, довольно слабой, но значительно более точной экранизации «Сияния», которую продюсировал сам писатель), то станет ясно: Флэнегану усидеть на двух стульях не удастся.

Для Кинга «Сияние» было вариацией готической новеллы о доме с привидениями: «Оверлук» обладал злой волей, а Дэнни сражался с ним при помощи своих сверхъестественных способностей, при этом его отец был слабохарактерным, но любящим и добрым человеком, чью волю подчинял себе сатанинский отель. Для Кубрика это была, прежде всего, история безумия Джека Торренса, которого виртуозно сыграл Джек Николсон — его актерский подвиг затмил всех остальных исполнителей фильма; ни отель, ни Дэнни не были настолько интересны режиссеру. И как соединить одно с другим?

Флэнеган довольно долго и до занудства щепетильно идет по тексту кинговского «Доктора Сна» — во всем, что касается современности. Проваливаясь в воспоминания Дэнни, он оказывается в мире Кубрика, причем нелепейшим образом повторяет каждую деталь интерьера его «Оверлука» — переснимает кадр в кадр отдельные сцены (при повторении когда-то пугавшее немедленно становится комичным) и даже наводняет экранное пространство точными двойниками тех самых актеров: его Дик Хэллоран, Венди и Дэнни Торренс, две инфернальные близняшки и страшная женщина из ванной почти не отличаются от своих прототипов.

В результате сталкиваются две экранные реальности: одна довольно бледная и незапоминающаяся, причем это главная сюжетная линия фильма, вторая — очень выразительная, но принадлежащая другому режиссеру. Когда наступает кульминация, Флэнеган пытается их соединить. Он как бы оказывается в кубриковском «Оверлуке», но хочет уничтожить его при помощи кинговской концовки (когда-то проигнорированной Кубриком). В эти моменты оркестр начинает звучать совсем фальшиво.

Последнее дело — восстанавливать мотив автора: у фильма может быть собственная логика, иногда она противоречит замыслу. Однако кажется, что Флэнеган одновременно и ворует у Кубрика, и соревнуется с ним; и обе — противоречащие друг другу — задачи симпатии не вызывают. В памяти моментально всплывает «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга, в котором режиссер тоже отправил своих героев в мир «Сияния», но сделал это с такой иронией и любовью, что в чистоте и благородстве его намерений ни у кого сомнений не было. «Доктор Сон» же именно спекулирует на чужих открытиях.

Если у картины Флэнегана и есть достоинства, то это актерские работы. Юэн Макгрегор уже играл что-то подобное в бытность Оби-Ваном Кеноби: владение мистической Силой не спасало его от ошибок и сомнений в себе, и это смотрелось по-своему обаятельно. В общем, его Дэнни настолько же милый персонаж, насколько сильна и отталкивающе харизматична Ребекка Фергюсон, идеально вписавшаяся в образ зловещей красавицы Роуз. Уже не терпится посмотреть на нее в образе Джессики из грядущей «Дюны» Дени Вильнева.

Что до Стивена Кинга, то хочется надеяться, что экранизацией он на сей раз останется довольным — но ровно настолько, чтобы больше не писать продолжений к одному из лучших своих классических романов.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz. 

Материал подготовил(а):
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Последние новости

21 Ноября 2019, 16:21

Депутаты приняли закон о Государственном бюджете на 2020 год

21 Ноября 2019, 16:02

Глава "Миллий тикланиш" предложил провести в Узбекистане налоговую амнистию и сократить рабочий день для женщин

21 Ноября 2019, 15:43

В Узбекистане хотят создать единый реестр для операторов и провайдеров почтовых услуг

21 Ноября 2019, 15:41

Национальный банк Узбекистана поддерживает развитие качественного образования в стране

21 Ноября 2019, 15:30

Завхоз детского сада в Кибрае за два года украла продуктов на 180 миллионов сумов

21 Ноября 2019, 15:17

"Узбекнефтегаз" открывает совместное трейдерское предприятие с азербайджанскими компаниями, чтобы выйти на рынки Европы

Популярное

19 Ноября 2019, 21:33

Стали известны подробности гибели актрисы Гавхар Шариповой. Она поссорилась с водителем и пыталась выйти на скорости из авто

14 Ноября 2019, 06:45

Правоохранители нашли пропавшую в Ташкенте 11-летнюю девочку

18 Ноября 2019, 06:49

Стали известны обстоятельства, при которых была сделана запись с хокимом Ташкента, оскорбляющим журналистов. Это действительно он

17 Ноября 2019, 06:47

Твари, бедолаги, петухи. АИМК отправило обращение в Генпрокуратуру по поводу высказываний, якобы принадлежащих Джахонгиру Артыкходжаеву

19 Ноября 2019, 11:56

Дом бывшего Генерального прокурора Узбекистана выставлен на аукцион: стартовая цена превышает 1 миллион долларов

19 Ноября 2019, 16:21

В Кашкадарье в ДТП погибла актриса Гавхар Шарипова

Возврат к списку