Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Приграничные конфликты в Центральной Азии за последние три десятка лет, к сожалению, стали скорее нормой, чем экстраординарным событием. Границы новых республик, доставшиеся в наследство от Советского Союза, стали причиной постоянных инцидентов разной степени интенсивности. Однако, даже на этом фоне, боестолкновения, произошедшие между кыргызскими и таджикскими военнослужащими в разгар саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде шокируют своей интенсивностью, числом жертв и объемами разрушений.
Корреспондент Podrobno.uz поговорила с директором Центра исследовательских инициатив "Ma'no" Бахтиёром Эргашевым, чтобы понять, почему в этот раз пограничный конфликт чуть не перерос в полномасштабную войну, как это отразится на интеграционных процессах в Центральной Азии и может ли подобная ситуация случиться на нашей границе.
Сейчас однозначно можно сказать, что конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном развивается в логике постоянной эскалации, утверждает эксперт. Об этом говорят постоянно увеличивающееся количество применяемых вооружений – в этот раз дошло до ракетных систем залпового огня и боевых беспилотников; а также масштаб разрушений инфраструктурных объектов, жилья и число жертв.
Любой военный конфликт – благодатное поле для конспирологии, считает Эргашев. Действительно, в разных соцсетях и СМИ появилось множество мнений о том, кто стоит за этими столкновениями: одни связывают обострение конфликта с саммитом ШОС, другие считают, что к этому причастна Россия.
"Когда какая-то страна не может или не хочет решить проблему, начинается игра в теории заговора. Это нездоровая и инфантильная позиция, которая не должна быть у руководства тех или иных стран или экспертов, которые обслуживают различные интересы", – сказал Эргашев.
По его словам, нужно мыслить объективно, учитывая все происходящие события, а не выдергивая их из контекста.
"Зачем России, которая в этот момент ведет специальную военную операцию на территории Украины, еще и проблемы в южном "подбрюшье"? Зачем этот конфликт Китаю, у которого свои проблемы с Тайванем, и который всегда смотрел на Центральную Азию, как на стратегический тыл, где должно быть спокойствие? Когда задаешь такие вопросы, сторонники конспирологических теорий не могут ответить на них", – отметил собеседник.
В любом таком конфликте, добавил он, есть внешнее влияние, поэтому в данном случае нужно разбираться, кому это выгодно.
"Определенно ни Китаю, ни России невыгодно, чтобы у них в стратегических тылах тлел военный конфликт. Есть другие страны, которые хотели бы взорвать ситуацию и на Южном Кавказе, чтобы России было несладко, и в Центральной Азии. И это прежде всего Западный блок во главе с США и Великобританией, мы все это понимаем. Они бы с удовольствием это сделали. Я понимаю, что эксперты должны отрабатывать деньги своих грантодателей, но аналитика все-таки должна быть более-менее объективной. Нужно уходить от конспирологии и искать реальные причины", – подчеркнул собеседник.
По его мнению, корневая причина этих событий заключается в том, что ни руководство и политикум Кыргызстана, ни правящий режим Таджикистана не готовы к системной работе по делимитации проблемных участков кыргызско-таджикской границы.
Пограничное урегулирование, считает он, всегда предполагает компромисс. Взаимный обмен территориями не всегда может быть равноправным, одна из сторон в любом случае должна уступить. Поэтому нужна политическая воля и стремление решить этот вопрос.
"Если нет политической воли, то эти вопросы в силу своей сложности и политической чувствительности никогда не будут решены. К сожалению, у обеих сторон она отсутствует. Они превратили тему пограничного урегулирования в вопрос чуть ли не национальной идеи. Любая уступка в этом направлении расценивается как предательство. Они сами себя загнали в ситуацию тупика и не знают как выбраться", – сказал Эргашев.
Эксперт также добавил, что в 2017 году Узбекистан начал политику по уходу от конфронтации в регионе и запустил реальный процесс регионального сотрудничества и партнерства. Эти усилия вылились в появление консультативного саммита глав государств Центральной Азии. С 2018 года прошло три таких встречи, где были приняты важнейшие решения по сближению стран региона.
"Такие конфликты – как нож в спину. Все должны понимать эту ответственность. Это очень нехороший триггер, который будет способствовать замедлению процессов регионального взаимодействия и сотрудничества, будет мешать реализации экономических и гуманитарных проектов, которые уже заложены в дорожных картах регионального сотрудничества, утвержденных главами государств на этих саммитах. К сожалению, это не работает на развитие позитивного процесса, который наблюдается с 2017 года", – подчеркнул собеседник.
При этом, как поделился Эргашев, он не сторонник алармизма. Эксперт не считает, что военные действия на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном приведут к взрыву всего региона. Этого не будет, говорит он. Есть еще Узбекистан, Казахстан, Россия и Китай, которые в очередной раз купируют эту угрозу. Сейчас градус военных действий значительно снижен, добавил собеседник.
По словам Бахтиёра Эргашева, с 2017 года у Узбекистана остаются не урегулированными чуть больше 10% участков на границе с Кыргызстаном и почти 30% – с Таджикистаном. В конце марта прошлого года наша страна подписала с Кыргызстаном договор о разграничении наиболее проблемных спорных территорий на узбекско-кыргызской границе в районе Орто-Токойского и Андижанского водохранилищ.
"Конец марта 2021 года показал разницу двух позиций. Вроде бы обо всем договорились, однако не прошло и недели, как кыргызская сторона отказалась от реализации этого договора, потому что какая-то группа лиц выступила против обмена территориями. При этом Узбекистан нашел в себе политическую волю, чтобы покончить с этим вопросом, и пошел на серьезные, неравновесные территориальные уступки. Вместо нескольких сотен гектаров наша страна уступила несколько тысяч гектаров своей земли по двум участкам. Когда есть политическая воля, все вопросы можно решить. Но, когда решение проблемы возводят в ранг внутриполитической интриги и разные политические группы начинают использовать этот вопрос в своих интересах, будоража общество, тогда никаких изменений не будет", – подчеркнул он.
При этом, сказал эксперт, сейчас наблюдается серьезный прогресс в вопросе узбекско-таджикского пограничного урегулирования.
"Есть очень большая вероятность того, что Узбекистан и Таджикистан уже в ближайшие год-полтора выйдут на полноценный договор по делимитации всей линии границы. Работа идет, когда весь процесс не превращается в предмет внутриполитического торга", – заключил политолог.
С уступок все и начинается, с начало уступили 1000 гектар, они посчитают это слабостью и позже могут сказать давайте 10 000 гектар, как говорится аппетит приходит во время еды. А то что России это не выгодно, это сказки! Россия все больше теряет влияние на среднюю Азию и все больше влияния получает Китай, со своей программой развития. РФ это безусловно беспокоит так как она теряет львиную долю дохода, причем РФ здесь ничего не делает, не развивает, только скупает ресурсы за барыши ресурсы, а Китай настроен на развитие. И конфликт сразу между двух государств набирающих силу, это все равно что впихнуть ложку дегтя в чужие бочки меда. России надо себя как то проявить и лучше всего проявить себя в виде решалы, чтоб показать свое влияние на регион Китаю.
Обормот,какие глупые рассуждения Ты оправдываешь свой ник.
Насчет воли... Про коррупцию в Узбекистане аналогично.