Политическая модернизация в Казахстане: приоритетные задачи на фоне неожиданных решений
Политика

Политическая модернизация в Казахстане: приоритетные задачи на фоне неожиданных решений

4506

«…Политическая традиция, когда власть держала свои планы в секрете от общества, должна уйти в прошлое. Поэтому сегодня я намерен всенародно представить график будущих избирательных кампаний…» – Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

В Послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» казахстанский Лидер обозначил стратегическую цель проводимой им политики по комплексной перезагрузке всех сфер государства и общества и определил конкретные направления реформ: новая экономическая политика, развитие реального сектора, стратегические инвестиции в будущее страны, перезагрузка государственного управления, закон и порядок.

Тут казахстанцы столкнулись с непривычной ситуацией, когда с одной стороны президентская власть выходит за привычные рамки и вместо того, чтобы диктовать свои условия, при заложенном минимуме времени на подготовку к политической борьбе, «открывает карты» и ставит себя в более уязвимую позицию. С другой стороны, такой политический ход выглядит более честным, что народные массы тоже дают высокую оценку. При таком раскладе тезисы о Справедливом Казахстане выглядят намного более реальными. Этим наглядно демонстрируется, что действующая власть политической борьбы не боится и доказывает уверенность в ее правильности избранного курса и в том, что население ее поддержит.    

На фоне реформ и преобразований в стране объявлены досрочные выборы президента. Возникает резонный вопрос: зачем Казахстану нужны досрочные выборы? На него исчерпывающий ответ дал сам Президент Казахстана в сентябрьском Послании народу свое страны.

В свою очередь, проведение досрочных президентских выборов Касым-Жомарт Токаев объяснил необходимостью получения нового мандата доверия народа, который требуется «для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ, направленных на построение Справедливого Казахстана». «Для меня, – заявил он, – интересы государства превыше всего. Поэтому я готов пойти на досрочные президентские выборы, даже несмотря на сокращение собственного срока полномочий».  

«…Перед нами стоит особо важная задача – сохранить суверенитет и территориальную целостность страны. Для дальнейшего укрепления государственности нам необходима сплоченность. Другого пути нет… Наш народ всегда ставил превыше всего мир и стабильность…. В современных геополитических условиях нам нужно последовательно укреплять свою государственность, твердо следовать курсом реформ и обновления…», - сказал Глава государства в Послании.

Абсолютно не секрет, что в электоральный период государственная система наиболее слаба и подвержена влиянию извне, чреватому сменой государственной власти, государственного строя, и пр. (события в Кыргызстане, украинский Майдан и другие «революции из Фейсбука», пришедшиеся, аккурат, на процесс выборов).

С учетом турбулентности и неустойчивости существующей мировой политической обстановки, наилучший вариант в данной ситуации, воспользоваться тем, что политическая, социальная и экономическая атмосфера в РК относительно стабильна. Казахстану следует сейчас определиться с будущим, не дав посторонним силам, (которые сейчас заняты решением собственных проблем), диктовать им условия. Как истинный дипломат и специалист по международному положению

К.Токаев вычислил оптимальный момент для приведения казахстанской политической системы в порядок, и в состояние, позволяющее дать отпор мировым вызовам.

Речь идет не только о закреплении достижений современного Казахстана, а о перспективах, формирующих политическое устройство страны на будущее.

Еще одна цитата из Послания Президента РК. «…Ограничение президентского мандата одним сроком обеспечит максимальную нацеленность Главы государства на решение стратегических задач общенационального развития… Для меня интересы государства превыше всего. Поэтому я готов пойти на досрочные президентские выборы, даже, несмотря на сокращение собственного срока полномочий… Предлагаемая мной конституционная новелла значительно снизит риски монополизации власти…»

Исходя из имеющихся полномочий, действующий Президент РК сделал все, чтобы избежать возможности приватизации власти в будущем. Надлежащее законодательство уже приято, диктатуры не будет, обойти введенные конституционные нормы практически не представляется возможным. Предложения главы государства создают четкий барьер для противодействия автократии и организовывает предпосылки для формирования демократических устоев Казахстана, как минимум на протяжении всего последующего 21 века.

Принятый Парламентом РК пакет политических реформ знаменует переход страны к новой демократической политической модели, в которой срок полномочий судей конституционного суда дольше президентского и парламентского (в целях исключения внесения изменений и поправок в Конституцию РК);

Следует отметить, что в числе преобразуемых институтов не только институт Президентства, но так же Парламент и Правительство.

Президент Казахстана поставил следующую задачу: «…Новая президентская система укрепит политическую стабильность, устойчивость казахстанской модели общественного устройства… Избранные по старым лекалам представительные органы власти должны закономерно обновиться, пройдя через внеочередной электоральный цикл… Поэтому предлагаю провести выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней в первой половине следующего года... В итоге, к середине 2023 года будет осуществлена перезагрузка и обновление всех основных политических институтов: Президента, Парламента, Правительства….»

Обновление законодательной власти при имеющемся раскладе – закономерный процесс. К этому следует добавить реформы, проведенные К.Токаевым еще в начале года. В частности, устранение такого понятия, как «провластная партия». И тут дело даже не в ребрендинге, который провела партия «Нур Отан», сменив название и став партией «Аманат». Изначально К.Токаев вообще фактически ликвидировал понятие «провластная партия» и сделав бессмысленным принцип давления административного ресурса. Сейчас в Казахстане нет провластной партии, так как из «Аманата» вышел сам Президент, представители исполнительной власти и др.

То есть в парламентскую борьбу все партии, (в том числе и новообразованные, благо выборный барьер значительно снижен), вступают реально на равных условиях. И им по-настоящему придется бороться за казахстанский электорат, потому что льгот, преференций и выгод для чиновников за счет государства уже не будет.

Как отметил Президент, Казахстанскому управлению нужны свежие и креативные идеи, основанные на принципах меритократии.

«…Жизнь не стоит на месте, динамика глобальных процессов и общественного развития внутри страны ускоряется с каждым днем… Процедуры регистрации политических партий уже значительно упрощены. Заработают новые механизмы формирования Парламента и маслихатов по партийным спискам и одномандатным округам… Они приведут к увеличению количества политических партий, усилят политическую конкуренцию, будут способствовать появлению новой волны народных избранников…. В будущем в состав Правительства смогут войти представители не только политических сил, получивших большинство голосов избирателей, но и других парламентских партий….», сказал К.Токаев.

Принцип обновления политического поля был заложен еще почти на полгода раньше. Когда Президент РК предложил перейти к смешанной системе формирования Парламента и маслихатов, путем выдвижения не только представителей официальных партий, но и народных признанных лидеров.

Еще одно кардинальное предложение, озвученное уже в сентябре, прошло практически незамеченным. Глава государства намерен обновить не только палаты народных избранников, но и исполнительную власть, допустив к ней (случай в истории Казахстана беспрецедентный!) представителей других политических течений. А это уже показатель, что действующая власть согласна и готова к реальным преобразованиям. В том числе и к обещанному переходу от суперпрезидентской к президентско-парламентской республике.

В Послании от 1 сентября 2022 года глава государства чаще говорил не о Новом, а о Справедливом Казахстане. «…Мы строим Справедливый Казахстан с открытой конкуренцией и равными возможностями для каждого. Принципиально важно осуществлять масштабные политические преобразования в режиме транспарентности, честности и взаимного доверия…» сказал он.

Предлагаемые Президентом РК реформы, (вроде введения «налога на роскошь», урезание аппетитов национальных компаний, и реального начисления доходов Нацфонда будущим поколениям), свидетельствуют о том, что действующая власть понимает и осознает необходимость социальных и политических изменений в государстве. Без управленческой трансформации, проведенной на всех уровнях, преобразования невозможны. Отсюда – досрочные выборы Президента, Мажилиса, Сената и Маслихатов.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что теперь предстоит на их основе с учетом предложений, озвученных в Послании, не снижая заданного Президентом темпа вносить изменения в действующее законодательство и в соответствии с ними успешно строить дальнейшую жизнь. Как отметил Президент, «…Нам предстоит перезагрузить все сферы государства и общества... Крайне важно сохранить набранный темп реформ, решить все политические вопросы, не откладывая их в долгий ящик…. Для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ, направленных на построение Справедливого Казахстана, требуется новый мандат доверия народа…. Жизнь не стоит на месте, динамика глобальных процессов и общественного развития внутри страны ускоряется с каждым днем...».

Необходимость политических перемен стала для Казахстана объективной реальностью. Это понимают уже, кажется, все. Так же все осознают тот факт, что медлить с реформами нельзя. Внеочередные выборы на всех уровнях власти – это реальный инструмент для мирных позитивных изменений структуры страны. Других, более благополучных вариантов, у них сейчас нет и, похоже, не будет. А теми вариантами, что есть им сейчас крайне необходимо воспользоваться, для сохранения государственности, суверенитета и внутренней стабильности страны.

Послание, с которым Президент обратился к народу Казахстана, действительно хорошая программа социальной модернизации нашей страны. Да, вносимые в Конституцию изменения и дополнения составляют своего рода фундамент для Нового Справедливого Казахстана.

Авазхан БОРАНБАЕВ, член Союза журналистов Казахстана.

На правах рекламы


Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+