Узбекистан и ОДКБ: возвращение "домой"?
Политика

Узбекистан и ОДКБ: возвращение "домой"?

18555

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Организация Договора о коллективной безопасности планирует провести реформы и расширить свой состав. Таким образом, ОДКБ может прирасти государствами со статусом наблюдателя или партнера.

Российское экспертное сообщество считает, что одним из желающих подключиться к региональной системе коллективной безопасности на постсоветском пространстве, станет Узбекистан. В интервью корреспонденту АН Podrobno.uz иностранные эксперты ответили, решится ли Узбекистан вновь стать членом организации.

Взгляд из России

Анонсированная "перезагрузка" ОДКБ позволит Ташкенту вновь сблизиться с блоком (хотя де-юре он из него и не выходил, а приостановил свое членство) для решения задач по обеспечению безопасности, оставаясь при этом формально внеблоковым государством.

Последнее крайне важно для Узбекистана, который после прихода на президентский пост Шавката Мирзиёева все активнее заявляет о себе как о региональной державе и потенциальном лидере Центральноазиатского союза, формирование которого уже можно считать делом решенным. Об этом заявил корреспонденту АН Podrobno.uz Виталий Арьков, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS.

"Современный Узбекистан – влиятельное и сильное государство региона, однако угроза терроризма, исходящая как из соседнего Афганистана, так и со Среднего Востока делает для него необходимым партнерство с более сильными мировыми державами. Прежде всего, Россией и Китаем. Причем в оборонном аспекте российское направление в приоритете у Ташкента, поскольку Москва обладает опытом успешной борьбы с международным терроризмом и предлагает подкрепленные предшествующей позитивной практикой взаимодействия варианты сотрудничества в военной и военно-технической сферах", – говорит Виталий Арьков.

По словам эксперта, совершенно неслучайно появилось недавно и заявление депутата Милли Меджлиса (парламента) также внеблокового Азербайджана о возможности сближения с ОДКБ. Также, вероятно, в формате расширенного партнерства.

"Стоит честно признать высокую заинтересованность Москвы в сближении с Ташкентом в рамках ОДКБ, поскольку ее беспокоит безопасность своих южных границ. Останавливать боевиков предпочтительнее на дальних подступах, нежели непосредственно на собственных границах. Очевидная выгода от этого и для Ташкента, поскольку сотрудничество с Москвой, как с ключевым участником ОДКБ, позволит значительно укрепить обороноспособность и более эффективно противостоять террористической угрозе. Москва готова делиться как опытом, так и современными вооружениями", – сказал Арьков.

Российский эксперт считает, что интерес Ташкента к ОДКБ еще и в том, что партнером блока может стать также и Афганистан – о своем желании официальный Кабул заявлял уже не раз.

"Ведь именно Узбекистан с приходом Шавката Мирзиёева становится ключевым партнером Афганистана по целому ряду масштабных экономических проектов. Они будут способствовать возвращению страны к мирной жизни и укреплению действующей власти, с чем не готовы мириться ни лидеры "Талибана" и курирующие их пакистанские власти, ни лидеры афганского крыла так называемого "Исламского халифата". Как показала практика, методы России в борьбе с международным терроризмом оказались эффективнее аналогичных действий США и их союзников по НАТО – в последнем случае под ударом боевиком оказывались соседние с зоной боевых действий страны. Поэтому решение Узбекистана о партнерстве с ОДКБ будет логичным", – отметил Виталий Арьков.

Взгляд из Азербайджана

Дискуссии о том, что Узбекистан и Азербайджан могут вернуться в ОДКБ, носят во многом беспредметный характер. В настоящее время нет весомых оснований пересматривать этот вопрос для двух стран. Обе республики могут вернуться в организацию только в качестве наблюдателя или партнера. Об этом заявил в интервью корреспонденту АН Podrobno.uz глава Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде.

"По разным причинам Азербайджан, Грузия и Узбекистан одновременно приняли решение выйти из ОДКБ, правда, Узбекистан в последующем вернулся в блок, но ненадолго. Азербайджан был вынужден выйти из ОДКБ из-за присутствия Армении в организации. Дело в том, что Договор о коллективной безопасности требует, чтобы военно-политические усилия всех государств участниц были объединены в одно целое, в случае с Азербайджаном было бы нонсенсом объединять военно-политические силы со страной, которая оккупировала Карабах. Поэтому азербайджанское правительство отказалось от членства в ОДКБ. Что касается Узбекистана, то вполне возможно, что он также посчитал невозможным консолидировать военно-политические усилия именно в рамках большой организации, и предпочел сосредоточиться на выполнении реализации конкретных военно-политических задач, которые соответствуют интересам Узбекистана, в рамках двухсторонних договоров", – сказал Ильгар Велизаде.

Эксперт считает, что ОДКБ ставит перед собой общие, а порой даже размытые цели, а Узбекистан заинтересован в решении конкретных вопросов по безопасности.

"За годы своей деятельности ОДКБ не изменил принцип работы. Поэтому несмотря на то, что решение о выходе из Договора о коллективной безопасности принимало прежнее руководство Узбекистана, действующий президент – Шавкат Мирзиёев не захочет пересматривать этот вопрос. Приоритеты у нынешнего руководства другие. Прежде всего, это тесное взаимодействие со странами региона и активное участие в международной политике. Поэтому не думаю, что Узбекистан в ближайшее время проявит интерес к региональной системе коллективной безопасности на постсоветском пространстве", – говорит Ильгар Велизаде.

Другое дело, считает политолог, если ОДКБ согласиться на реформу и у регионального военно-политического блока появятся партнеры и наблюдатели, то Узбекистан и Азербайджан заинтересуются этим.

"Такой статус даст больше возможностей для наших стран, позволит активно контактировать с партнерами, при этом не ограничит их обязательствами. Для Узбекистана взаимодействие в военно-техническом и военно-политическом плане с такими членами ОДКБ, как Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан очень важно, особенно при решении региональных проблем", – заключил Ильгар Велизаде.     

Взгляд из Казахстана

По иронии судьбы, ОДКБ фактически была создана в Ташкенте. Начало военного блока было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в столице Узбекистана, поэтому иногда организацию называют "Ташкентский пакт" или "Ташкентский договор". Говорят, что дважды в одну реку не входят, но, вопреки этой мудрости, Узбекистан - вошел и вышел. Думаю, в третий раз лучше этого не стоит делать. Об этом заявил корреспонденту АН Podrobno.uz политолог, специалист по международному праву Руслан Тусупбеков.

"ОДКБ – это региональный аналог НАТО, правда, с постсоветским характером. Естественно, первую скрипку в организации играет Россия, следовательно, это пророссийская организация. У меня к данному военному блоку, мягко говоря, настороженное отношение. Если я был бы гражданином Узбекистана, то категорически выступал бы против вхождения в ОДКБ, чтобы не усиливать военную мощь РФ в регионе. Более того, советую Узбекистану даже не вступать в особо теплые отношения с этой организацией. С другой стороны, как гражданин Казахстана я тоже против расширения ОДКБ. Кстати, сама Россия неуверенно говорит о вступлении Узбекистана в военный блок", – говорит казахский эксперт.

Руслан Тусупбеков отчасти и против участия Казахстана в ОДКБ, но здесь есть свои особенности.

"Во-первых, казахстано-российская граница является самой большой в мире непрерывной сухопутной границей. Во-вторых, Россия – самый крупный партнер, поэтому Казахстан был вынужден войти в этот блок. Зачем это делать Узбекистану – непонятно, тем более что страна находится в достаточно удобном географическом окружении, и не граничит ни с одним агрессивным государством, за исключением Афганистана. К тому же Таджикистан стоит буфером между Узбекистаном. Как видно, нет смысла даже в геополитическом плане сотрудничать с этой организацией. Не думаю, что Шавкат Мирзиёев пойдет на этот шаг. Новая власть Узбекистана декларирует миру открытость, развивает туризм, планируется создать "азиатский шенген", то есть открывает Узбекистан для всего мира, а и при таком раскладе идти в ОДКБ нелогично", – заключил Руслан Тусупбеков.

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+