Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Представьте открытое море, встречные течения, скалы на горизонте – и вы плывете почти восемь часов, практически не останавливаясь. Для Шавката Мусинова это стало реальностью. Он вошел в историю как первый узбекистанец, переплывший пролив Бонифачо между Корсикой во Франции и Сардинией в Италии.
Хотя официальная дистанция составляет 15 километров, сильное течение и волны сделали маршрут извилистым. В итоге, по словам Шавката, он преодолел 16,7 километра за 7 часов 50 минут и 47 секунд. Каждый метр пути был настоящим испытанием.
Отметим, что успешное покорение пролива Бонифачо – это серьезное достижение в мире плавания на открытой воде, демонстрирующее выносливость и целеустремленность спортсмена.
В эксклюзивном интервью корреспонденту Podrobno.uz Шавкат рассказал, как готовился к этому непростому заплыву, какие эмоции испытал на воде и почему решил бросить себе такой вызов.
Цель должна мотивировать
По словам Мусинова, подготовка к заплыву заняла целый год. Но главная мотивация для него была проста.
"Это была большая амбициозная цель – переплыть пролив Бонифачо. А цель должна мотивировать человека вставать в 5 утра с теплой постели", – делится собеседник.
В день заплыва вода Средиземного моря была достаточно холодной. Шавкат рассказал, как ему помог гидрокостюм.
"Между телом и костюмом образуется тонкая пленка воды, которая нагревается от моего тепла, и холод переносится легче. Но были и смельчаки, что переплывали пролив без костюма. Им даже специальный сертификат выдают", – отметил спортсмен.
Интересный момент запомнился Шавкату на старте. На берегу Сардинии находится большая башня, которую он видел с балкона отеля.
"Когда мы на катерах отъезжали на Корсику, я видел эту башню. Она все отдалялась и отдалялась, и в какой-то момент я вообще перестал ее видеть. Мы доплыли до Корсики, прыгнули в воду. Плывем 10 километров – башню не вижу. Уже 12 километров – все еще не вижу. На катере нас сопровождают два капитана, я им говорю: "Башню видите?" Они отвечают: "Да, видим". А я не вижу. Очень хотел быстрее ее увидеть – она была своего рода маяком. Потом понял, почему не видел – течение немного снесло нас вправо", – рассказал Шавкат.
Башня на побережье, которая служила ориентиром для Шавката Мусинова во время заплыва
На первых километрах он сосредоточился на дыхании и технике. Соленая вода и встречные волны превращали каждый гребок в испытание.
"Соленая вода бьет в лицо, пробирая до мозга костей, но мысли о семье, родине и о том, что это первый заплыв такого масштаба для Узбекистана, придавали мне силы", – вспоминает он.
Весь путь его сопровождал катер с организаторами, которые обеспечивали спортсмена питанием: быстрые углеводы в бутылках. Прием пищи происходил каждые полчаса.
"Просто берешь, открываешь, делаешь пару глотков и дальше плывешь", – объяснил Шавкат.
"Большого слона мы делили на маленькие кусочки", – добавил он, описывая стратегию преодоления дистанции.
Незакрытый гештальт
Вместе с Мусиновым в заплыве приняли участие еще два человека – его товарищи – 66-летний Аскар Ага из Казахстана и Ринат Мустафин из России. Аскар Ага тоже стал первым из своей страны, кто совершил такой заплыв. Стоит отметить, что никто из участников не является профессиональным спортсменом — все они скорее энтузиасты.
Шавкат Мусинов (слева) вместе с Ринатом Мустафиным из России и Аскаром Ага из Казахстана после успешного заплыва через пролив Бонифачо
"С ними вместе переплыть этот пролив было невероятно. Чувство единства и дружбы поддерживало на каждом километре", – отметил спортсмен.
Финиш стал для Шавката довольно эмоциональным моментом. Он показывал финишную майку и пояснял: "Эту майку получает только тот, кто действительно переплыл пролив Бонифачо".
Спортсмен также продемонстрировал карту маршрута, отмечая, как течение сместило их на два километра.
Маршрут и показатели заплыва спортсмена, зафиксированные фитнес-трекером
Посвятил он переправу своей родине – Узбекистану.
"Почему? Потому что это не только моя личная победа, но и страны. Я стал первым узбекистанцем, которому удалось переплыть пролив Бонифачо. Флаг Узбекистана на противоположном берегу символизирует силу и стремление нашего народа", – говорит Шавкат.
Это была вторая попытка переплыть Бонифачо. Мусинов даже шутит, что это был его "незакрытый гештальт". В прошлом году сильный шторм сорвал планы, и спортсмену пришлось почти неделю ждать "у моря погоды".
Железный человек
Помимо этого заплыва Шавкат имеет богатый спортивный опыт, а также является настоящим железным человеком. И нет, это не игра слов. Он четыре раза преодолел дистанцию Ironman, стабильно участвует в ультрамарафонах и ультразаплывах, занимается триатлоном и скандинавской ходьбой. Причем не просто занимается, а творит благодаря этому благие дела. Например, в прошлом году он прошел 100 километров по Ташкенту, выявляя проблемные участки на тротуарах.
"Более 100 проблемных участков удалось зафиксировать. Да-да, почти на каждом километре.
Все это сделано по заранее составленной дорожной карте, материалы переданы хокимияту, и каждая проблема была устранена", – вспоминает собеседник.
Вместе с коллегами он основал международную школу в Ташкенте, где обучает триатлону, бегу, плаванию и скандинавской ходьбе. Причем обучает он уже взрослых людей, которые "поставили себе цель".
"Главная цель школы – вдохновлять людей на серьезные спортивные достижения и показывать правильную технику, чтобы каждый мог достигать собственные цели", – считает Шавкат.
Задавать правильный стимул
В будущем Мусинов планирует переплыть Гибралтар и Ла-Манш, где дистанция составит около 30 километров, почти в два раза больше его текущего рекорда. Он также намерен собрать команду из Узбекистана для повторного заплыва через Бонифачо.
"Я бы очень хотел, чтобы каждый год там участвовали спортсмены из Узбекистана, ведь до меня никто из нашей страны не принимал участия в подобных марафонах", – говорит Мусинов.
Возникает вопрос: неужели любой может принять участие в таком заплыве?
"Чтобы это сделать, нужно заранее связаться с организаторами — Bocce Bonifacio Swimming, которые проводят этот заплыв исключительно на территории Сардинии. Именно они назначают дату, когда спортсмены могут приехать и стартовать", – пояснил Шавкат.
Буи, обозначавшие маршрут заплыва через пролив Бонифачо
По его словам, любой желающий, заранее подготовившись физически, может принять участие в заплыве через пролив.
Размышляя о том, почему интерес узбекистанцев к таким марафонам был низким, он отметил коротко и уверенно: "Мотивация, людей заставить нельзя. Нужно задавать правильный стимул".
Он считает, что такой стимул формируется сегодня как на государственном, так и на семейном уровне, на примере родителей.
"Моя история – тоже трансформация. Я просто захотел стать образцовым отцом и быть примером для своего сына", – добавил он.
Его сын также занимается плаванием и спокойно переплывает Чарвак.
"Он мне говорит: "Я тоже хочу", и я это поддерживаю", – делится собеседник.
Сегодня, по словам Шавката, в Узбекистане проводится множество спортивных мероприятий, включая международные старты в Самарканде и Бухаре. Он выразил надежду, что в будущем все больше узбекистанцев будут участвовать в международных марафонах и заплывах, а спорт станет частью культуры нашей страны.
Фото из архива Шавката Мусинова
Комментарии отсутствуют