Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекский предприниматель Эльёр Бозоров, известный как создатель финтех-платформы ScoreTech, превратил опыт борьбы с кредитными рисками в идею, которая теперь помогает спасать жизни на дорогах США. Он запустил стартап HyperGO – систему, использующую искусственный интеллект и обмен данными между перевозчиками для предотвращения аварий.
"Когда я увидел, что в американских грузоперевозках те же проблемы, что когда-то были у нас в финтехе – недоверие, разрозненность, отсутствие прозрачности, то понял: принципы ScoreTech можно применить и здесь", – отметил стартапер. Для него это не просто бизнес, а продолжение личной миссии – строить системы, где данные становятся инструментом доверия и сотрудничества.
О том, как идеи, рожденные в Узбекистане, нашли применение на другом континенте, он рассказал Podrobno.uz.
Наследие в Узбекистане
В Узбекистане Эльёр Бозоров известен как соучредитель e-commerce платформ BMBox.com и Olcha.uz, а также как создатель финтех-проекта ScoreTech, направленного на снижение уровня невозврата кредитов в розничном секторе.
Именно этот проект принес ему известность. В 2017 году, занимая должность операционного директора компании "Элмакон", Бозоров объединил восемь розничных сетей в единую систему обмена кредитными данными, создав первую в стране одноранговую сеть. Под его руководством ScoreTech обработал 185 тысяч заявок и помог снизить долю невозвратов с 12 % до 5 %, расширив доступ к кредитам для 55 тысяч семей.
"Объединив наши данные и наладив обмен информацией, мы увидели то, чего ни один магазин не мог увидеть в одиночку. Этот опыт показал, насколько эффективно совместное использование данных помогает снижать финансовые риски", – отметил Бозоров.
Теперь он применяет свой подход, основанный на данных, в сфере логистики. В начале 2025 года узбекский новатор представил HyperGO. Это первый крупный проект с момента переезда в США – сейчас он проживает в самом большом городе штата Пенсильвания – Филадельфии.
Оценка безопасности в режиме онлайн
HyperGO в режиме реального времени оценивает уровень безопасности водителей грузовиков, создавая единую систему для выявления рисков на дорогах. С помощью искусственного интеллекта и телематики платформа отслеживает поведение водителей, помогая снизить аварийность и затраты автопарков.
Для этого система каждые 10 секунд фиксирует данные о скорости, ускорении, резком торможении и прохождении поворотов. Алгоритмы анализируют 47 параметров, влияющих на вероятность ДТП, постоянно обновляя рейтинг каждого водителя.
"HyperGO сосредоточена на предотвращении аварий вместо простого фиксирования нарушений. При обнаружении риска система сразу подает сигнал: при незначительных отклонениях это уведомление, а при критических – таких, как сонливость или частое резкое торможение, – предупреждение и водителю, и менеджеру автопарка", – рассказал стартапер.
В серьезных случаях система задействует протоколы вмешательства, включая автоматические телефонные звонки, призывающие водителя принять меры. Подобный подход помогает водителям корректировать опасные привычки, делая упор на обучение, а не на наказание.
ИИ также учитывает контекст, включая в расчеты данные о погоде, трафике и состоянии дорог в режиме реального времени. Водители не штрафуются за оправданные действия, такие как снижение скорости на льду или торможение в пробке. В отличие от традиционных телематических систем, которые могут выдавать ложные тревоги, HyperGO корректирует оценки с учетом контекста и может положительно оценивать надлежащее поведение за рулем.
"Например, резкое торможение под дождем система штрафует меньше, чем в ясную погоду, а медленное движение в зоне дорожных работ, наоборот, приносит водителю положительные баллы. Это разграничение между рискованным и защитным стилями вождения помогает завоевать доверие водителей и дает менеджерам автопарков более точные и практически значимые сведения", – подчеркнул Бозоров.
Предварительные прогнозы показывают, что внедрение HyperGO может сократить число аварий на 15–25 % среди участвующих в программе автопарков. К 2028 году, по мере появления новых функций, платформу планируется вывести в ключевые инструменты оценки безопасности в американской индустрии грузоперевозок.
"Начав с Филадельфии, где работают почти 5 тысяч транспортных компаний, мы намерены вывести HyperGO на национальный уровень, охватив свыше 1,5 тысячи автопарков и ежегодно предотвращая более чем 2 тысяч аварий в год к концу десятилетия", – поделился собеседник.
Успех будет измеряться как спасенными жизнями, так и финансовым эффектом, ведь каждая смертельная авария в Америке с участием грузовика, по его словам, обходится примерно в 3,6 миллиона долларов. Даже небольшое снижение рисков может привести к значительной экономии для отрасли и сокращению числа трагедий.
Общая философия
Хотя одна платформа оценивает кредитоспособность, а другая – безопасность, и ScoreTech, и HyperGO основаны на общем принципе. Обе отражают убежденность узбекского предпринимателя в том, что для решения серьезных проблем – будь то высокий уровень невозвратов по кредитам или аварийность на дорогах – необходим обмен данными и знаниями между различными участниками.
"В финансовой сфере мы создали систему, в которой конкуренты доверяли данным друг друга. В новой для меня сфере грузоперевозок ни одна транспортная компания также не видит полной картины рисков, поэтому необходим коллективный подход", – сказал Эльёр Бозоров.
В сети ScoreTech была реализована одноранговая модель доверия: ритейлеры совместно использовали данные о кредитных историях клиентов и черные списки, отмечая заемщиков с высоким риском без какого-либо центрального органа.
Подход HyperGO столь же децентрализован. На новом этапе развития платформы планируется создать общеотраслевую систему обмена данными, к которой подключатся перевозчики, страховые компании и регуляторы, совместно используя единую систему. Такой подход сделает оценку безопасности каждого водителя переносимой – она будет доступна работодателям или страховщикам (с согласия водителя) и обогащена обезличенными данными от автопарков.
"Обе платформы устраняют слепые зоны, позволяя множеству участников увидеть более широкую картину. Цель – снизить риски, будь то финансовые или связанные с безопасностью, за счет более качественной информации", – пояснил Бозоров.
Новый вызов — прежняя миссия
Новый проект в США для Эльёра Бозорова – возможность применить свои концепции в более крупном масштабе после успехов в финтех-сфере в Узбекистане. Он увидел схожие проблемы в американской индустрии грузоперевозок – разрозненность, неполноту данных и рост убытков, и считает, что платформа обмена данными может помочь решить их – так же, как это произошло на рынке розничного кредитования.
"Индустрия грузоперевозок жизненно важна для экономики США: ежегодно 13,5 миллиона транспортных средств перевозят грузы на 900 с лишним миллиардов долларов. Однако недостаточный уровень безопасности привел к значительной нестабильности, выразившейся в многомиллионных судебных компенсациях и росте страховых премий", – рассказал Бозоров.
Он рассчитывает, что HyperGO покажет положительные результаты и поможет снизить аварийность, спасти жизни и внести вклад в стабилизацию отрасли. Эксперты отмечают, что этот опыт, который Бозоров принес извне, привносит свежий взгляд в сферу грузоперевозок. Сегодня предприниматель активно взаимодействует с региональными ассоциациями перевозчиков и страховых компаний в Пенсильвании, чтобы продемонстрировать преимущества своей разработки.
Первые пилотные программы, которые реализуются сегодня в Филадельфии, призваны показать, что обмен данными о безопасности и обучение водителей в режиме реального времени могут помочь автопаркам среднего размера снизить число аварий и связанные с ними издержки. Бозоров призывает операторов автопарков, страховые компании и других заинтересованных участников отрасли по всей стране присоединиться к экспериментальным инициативам HyperGO и вместе построить надежную сеть обмена данными для более безопасных и эффективных грузоперевозок.
Для Эльёра Бозорова этот проект является продолжением его личной миссии – укреплять доверие и расширять возможности людей с помощью данных. Он убежден, что принципы прозрачности, сотрудничества и интеллектуальной оценки могут преодолеть разрыв между человеческим фактором и управлением рисками в индустрии грузоперевозок.
"Если HyperGO добьется результатов, сопоставимых с успехами ScoreTech, это может привести к более безопасным дорогам и процветающей отрасли грузоперевозок", – заключил он.
Комментарии отсутствуют