Мы никогда не будем унижать другие народы. Алишер Кадыров о национализме, ЛГБТ, мигрантах и любви к Родине
Истории

Мы никогда не будем унижать другие народы. Алишер Кадыров о национализме, ЛГБТ, мигрантах и любви к Родине

30868

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. От недоумения до негодования – именно такие смешанные чувства представителей СМИ и пользователей социальных сетей вызывают заявления, которые в последнее время делают члены и руководитель партии «Миллий тикланиш».

Духовность так же важна, как и хлеб насущный, трудовая миграция – процесс вынужденный, но получать образование лучше на родном языке, а также альтернативные предложения для президентских выборов – о самых резонансных выступлениях и планах на будущее мы поговорили с председателем фракции демократической партии, вице-спикером Законодательной палаты Алишером Кадыровым.

– Алишер Келдиевич, в последнее время партия "Миллий тикланиш" и Вы, в частности, очень активны в соцсетях. С чем это связано?

– После парламентских выборов партия интенсивно наращивает свою активность. Проводим реформы, трансформацию партии и всех партийных организаций в районах. Да, возможно, в социальных сетях бросаются в глаза некоторые вопросы, которые мы активно поднимаем, но это не может быть основанием для мыслей о том, что партия вдруг активизировалась. Партия всегда была и будет активна.

– В феврале вы писали, что "свобода слова не должна мешать мирному развитию общества". По Вашему мнению, какой она должна быть?

– В обществе, в котором нет свободы мысли и слова, никогда не будет развития. Но в последнее время ситуация не только в Узбекистане, но и во всем мире показывает, что под видом свободной мысли предпринимаются попытки внедрить в общество идеи, которые направлены на достижение каких-то скрытых целей. Благодаря возможностям, появившимся с развитием информационных технологий, меньшинство не получившие доверия большей части населения, легким движением руки превращается в большинство и расценивает любое вмешательство со стороны в процесс достижения их собственных целей как нарушение прав человека, его свободы слова и мысли. Изучая опыт развитых стран в этом направлении, мы поняли, что в нашем законодательстве существуют недостатки. В виду этого фракция «Миллий тикланиш» внесла свои предложения по соответствующим поправкам.

Повторюсь, свобода слова – важное условие развития, но нельзя допустить того, чтобы под маской свободы слова определенные люди несли деструкцию в обществе. У свободы слова тоже есть границы. Ваша свобода обязательно остановится перед чужой свободой. Надо уметь уважать общество и его ценности. Оскорбления, призыв к массовым беспорядкам, клевета – это не свобода слова. Мы не должны оценивать это как свободу слова.

– Также не менее интересны заявления членов партии по поводу рекламы и ночных клубов. Вопрос духовности – несомненно, очень важен. Но если обратиться к пирамиде потребностей Маслоу, более глубоко о вопросах морали человек начинает думать тогда, когда самые насущные из потребностей реализованы. Неужели в стране не осталось проблем, которые напрямую влияют на благосостояние народа?

– Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить. Исламская философия восхваляет человека, ищущего духовный баланс. Мы не согласны с мнением Маслоу о том, что только на сытую голову можно думать о духовном развитии. Вот как раз в святые дни Рамадана миллионы мусульман держат пост, голодают целый день. Ради чего? Ради того, чтобы понять, что материальный мир – это не самое важное в жизни человека. Мы уверены, что человек в первую очередь должен найти себя и понять смысл жизни, и он обретет все, что ему нужно. Эта идея заложена и в наших лозунгах: "Изменить общество, изменив человека". Сегодня общество нуждается в изменениях, и этот процесс уже начался.

Также мы считаем, что все важные вопросы нужно решать параллельно. Поэтому партия работает по всем фронтам, как по экономическому развитию, так и в сфере воспитания и образования.

–Как вы расцениваете факт, произошедший недавно в школе №110, где школьникам мерили длину носков?

– Считаю, что это абсолютно неправильно и абсурдно. Почему это произошло в школе, которую мы считаем одной из самых лучших? Почему это произошло именно в то время, когда активно обсуждается вопрос касательно ЛГБТ? Министерство народного образования высказало свое мнение и провело внутренние изучения, с выводами которого, я совершенно согласен. Я могу лишь сказать одно, что тот, кто инициировал или «высосал с пальца» этот инцидент сильно хотел кому-то угодить. Больно совпадает.

– В одной своей публикации вы пишите: "Мы уважаем и дорожим человеком, потому что он был создан силой Аллаха". При этом заявляете, что нужно принудительно лечить, лишать гражданства и выдворять из страны лиц с нетрадиционной ориентацией. То есть, по-вашему, эти лица – не люди, не достойны уважения и не представляют ценности?

– Во многих государствах мира, а точнее в мусульманских странах в отношении людей этой категории предусмотрена не только депортация, но и смертная казнь. Мы, конечно, не говорим о смертной казни. Но раз общество Узбекистана не принимает таких людей, к чему эти провокации? Пусть они живут в том обществе, которое их уважает. Разве мы предлагаем что-то плохое?

После этого выступления ко мне не раз обратились в социальных сетях. Полагаю, это были люди, принадлежащие к сообществу ЛГБТ. Они с благодарностью писали, что если этот закон вступит в силу, они смогут уехать в страны, куда в течение нескольких лет не могли получить визу. Мне кажется, что это конструктивное, правильное предложение, и нет необходимости его переворачивать.

– Как вы относитесь к недавнему заявлению Аброра Мухтора Алий относительно рукоприкладства в отношении женщин?

– Он сам выступил с заявлением, сказав, что его слова были вырваны из контекста, а также разъяснив вопрос рукоприкладства в отношении женщин. В нашей религии даже небрежное прикосновение к женщине может быть расценено как рукоприкладство. В нашей религии, в нашем обществе женщина - священна. Нигде в мире так не относятся к женщине. Я считаю, что не нужно нас учить любить и уважать женщину.

– Вы написали, что вам не жаль, что журналист Никита Макаренко отказал в рукопожатии. При этом тему муссировали достаточно долго. К тому же, сотрудник партийной пресс-службы неверно истолковала эту ситуацию, связав конфликт с языком. Очевидно, что это скажется на репутации партии…

– Я написал об этом инциденте после того, как Никита Макаренко уже два раза сделал заявление, когда я увидел, что мне предъявили ультиматум. Я должен был на это отреагировать, потому рассказал, что произошло на самом деле.

Партия не делала официального заявления относительно произошедшего, только один из сотрудников высказал свое мнение по этому поводу на своей личной странице. И нельзя сказать, что написанное было неверным: в тот момент бурно обсуждалось мое заявление о языке образования. И в этом контексте, она могла полагать, что именно в этом и кроется причина резкости журналиста. Есть основания рассматривать это как неотъемлемую часть того напряжения, которое возникло в тот момент на заводе.

Я протянул руку, уважая Никиту Макаренко как личность, потому что читал его и знал, кто он. Я хотел поздороваться, чтобы пообщаться с ним, а не для того, чтобы ругаться. У нас был шанс на общение, но мы не воспользовались им. Теперь я не знаю, о чем думает он, он не знает, о чем думаю я.

Как член и председатель политической партии я всегда готов к разговору и дискуссии с разными представителями нашего общества. И стремление продвинуть на фоне произошедшего свой имидж – это не очень хорошая идея. Журналист сравнил меня с фашистами, но есть ли у него на то основания? Ведь я не говорю о том, чтобы поднять свою нацию за счет унижения другой. Я говорю о том, что уже несколько лет попираются ценности узбекского народа, при этом каждый раз подчеркивая уважение ко всем национальностям, проживающим в Узбекистане. Какой в этом национализм, фашизм?

Мы никогда не уклонялись от общения. У нас никогда не было проблем с этим. Об этом должны задуматься люди, которые его избегают.

– Своим заявлением, что изучение русского языка способствует превращению наших соотечественников в трудовых мигрантов, вы отрицаете наличие безработицы в Узбекистане?

– Связывать мое выступление о языке начального образования и вопрос безработицы неправильно. Узбекистан в ближайшие десятилетия не сможет обеспечить всех своих граждан работой. Экономика недостаточно развита для обеспечения занятости имеющихся трудовых ресурсов, которых очень много. Речь была о том, что узбекские дети, которых родители отдают в русские классы, не могут получить образование из-за искусственно созданных проблем. Заканчивая школу, ребенок не имеет знаний, которые должна была дать школьная программа, при этом не говорит по-узбекски, теряет национальные ценности. Что его ждет? В вузах большой конкурс, он не сможет поступить. Единственное, что он может – это мало-мальски говорить по-русски. Так или иначе, он приходит к мнению, что должен ехать на работу в Россию.

Эти выводы и предложение были выдвинуты обоснованно, исходя из наблюдений и анализа. Вместе с русскоязычными депутатами мы ездили в регионы, изучали проблемы школ и пришли к выводу, что 90 процентов детей-узбеков, которые учатся в классах с русским языком обучения, не до конца понимают его, чтобы усваивать знания других предметов. Поэтому пусть узбеки получают начальную образовательную базу на узбекском языке, а уже после, с 6-7 класса, учат русский, английский, французский, китайский – не имеет значения. Ведь ничего не мешает ребенку, не знавшему английского языка, получить достаточное количество баллов на экзамене IELTS после 1-2 лет занятий.

То же касается и детей других национальностей. Тогда и мы не потеряем своих национальных ценностей и воспитания.

– Вы в целом очень часто поднимаете тему мигрантов. Складывается такое ощущение, что вы негативно относитесь к этому процессу и людям, которые уезжают на заработки. Что можете сказать по этому вопросу?

– Наоборот, как я сказал выше, мы поддерживаем развитие организованной трудовой миграции. Повторюсь, мы вынуждены экспортировать рабочую силу, но на каких условиях необходимо это делать? Поэтому мы даже вышли с соответствующим предложением по подготовке соотечественников к работе по всему миру – обучению их профессиональным навыкам, языкам и понятия о законодательстве страны, где им придется работать.

– Вы читаете комментарии в соцсетях, мнения людей о ваших заявлениях? Вас часто в соцсетях называют националистом, как реагируете на это?

– Почему меня называют националистом? Потому что я сказал: "Давайте учить наших детей на узбекском языке, давайте поднимать ценность узбекского языка". Поэтому? Мы узбеки, о каком языке мы должны говорить, если не об узбекском? Мы хотим вытащить его из лона текущих проблем и развивать. Разве мы неправильно делаем?

Я не считаю себя националистом. Аллах сказал: "Я создал все нации и народности в мире, чтобы они жили во взаимодействии и дружбе". Мы верим в это и никогда не будем унижать другие народы. Мы уважаем все национальности, которые живут с нами. Об этом написано и в Конституции, и в законах. Мы не выступаем против этого, наоборот стремимся сохранять и развивать эти законы. Этот принцип заложен в основе всех наших предложений.

Сказать, пусть казах получает образование на казахском языке, русский ребенок – на русском, узбек – на своем родном языке, – это национализм? Люди, у которых проблемы с пониманием этого термина, могут назвать меня националистом. Вообще, на мой взгляд, такие мнения организуют те, кто занимаются троллингом в соцсетях. Я обращаю больше внимания на мнения, которые люди выражают при личных встречах. Там нет такого негатива.

– Некоторые эксперты говорят, что ваши высказывания вполне укладываются в цели партии, которая следует консерватизму и ратует за национальное развитие. Однако у людей вызывает диссонанс словосочетание "демократическая партия". Не думали о том, чтобы переименоваться, назваться, например, "консервативная партия"?

– Мы демократическая партия, во всех наших предложениях заложены принципы демократии и ни одна идея ей не противоречит. Наши идеи созвучны с желаниями людей – их мнение, их выбор всегда были важны для нас. Однако мы считаем, что развитие должно идти с опорой на ценности, а не за счет потери национальной идентичности.

– Поделитесь первостепенными планами партии на этот год?

– В этом году в Узбекистане пройдут президентские выборы, и "Миллий тикланиш" хочет участвовать в них. Партия организует еще более эффективную работу и обязательно воспользуется возможностью, чтобы донести до населения свои мысли. Мы надеемся на поддержку нашего народа.

Сейчас я не могу всего рассказать, но мы работаем над этим: была создана рабочая группа, которая готовит альтернативные предложения партии относительно политических, экономических и социальных вопросов, которые будут озвучены в программе кандидата во время выборов.

Подсаживаем на новости: заходи на наш Telegram-канал.

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+