Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Каждая строчка его мемуаров будто след от подковы на дороге памяти. Фронтовик, философ, всадник Рустам Каримов оставил потомкам не только воспоминания о войне, но и урок, как важно держаться в седле жизни, несмотря ни на что. В семье Каримовых бережно хранят его "Воспоминания" как реликвию и как завещание о стойкости, знании и чести.
Мемуары как восхождение сквозь войну и время
Время неумолимо уходит, а с ним – и те, кто пережил войну. Но остается память. В семье Каримовых эта память хранят "Воспоминания" Рустама Каримовича Каримова – фронтовика, философа, человека редкой внутренней силы. Эта рукопись – не только семейная реликвия, но и откровение о времени, когда судьба мира решалась на поле боя.
"Воспоминания майора в отставке Каримова Р.К. о его участии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." – полное название мемуаров Рустама Каримовича
Его внучка Камила Каримова вспоминает:
– Я была маленькая, когда дед приезжал. Помню, он всегда целовал меня в голову и привозил из Самарканда нохат.
Это краткое детское воспоминание становится связующей нитью с человеком, которого Камила почти не знала, но который оставил потомкам живое слово о войне.
Годы фронта и борьбы за сердца солдат
Военному агитатору и политруку Каримову приходилось много работать, чтобы доходчиво разъяснять землякам суть происходящих событий
Майор Каримов в 1945 году
Когда началась война, Рустам Каримов заканчивал учебу на историческом факультете Самаркандского госуниверситета. А за плечами уже были старометодная школа, педагогический техникум и вот еще университет. Шли выпускные экзамены, когда первых студентов отправили на фронт. Ему же сказали: пока ищите работу – очередь до вас дойдет.
Он стал лектором в самаркандском облоно, читая лекции о защите Отечества, затем – первым секретарем горкома комсомола. А в феврале 1942 года – заместителем командира кавалерийского эскадрона в составе национальной кавалерийской дивизии, формировавшейся в Самарканде.
После учебы на военно-политических курсах в Ленинабаде он стал политработником. Это была нелегкая миссия на фронте – работать с тюркоязычными солдатами, многие из которых не знали русского языка и плохо понимали суть политики страны. Приходилось не только разъяснять, но и противостоять вражеской пропаганде.
Награды за слово и мужество
Наградные листы Рустама Каримова говорят сами за себя. В одном из них читаем:
"За время наступательных боев он проводил беседы, выступал с докладами перед бойцами, сержантами и офицерами, знакомя их с успехами на фронтах, сводками Совинформбюро. Майор тов. Каримов часто бывал в боевых порядках и простыми, доходчивыми беседами способствовал боевому сплочению подразделений."
Часть наградного листа с представлением о награждении Р. Каримова орденом "Отечественной войны 1 степени"
В другом наградном листе:
"Товарищ Каримов читал десятки докладов и бесед на родных языках солдат, помогал в подборе агитаторов, вел работу с газетами, учил русскому языку." Итог работы политрука описан так: "Выступления тов. Каримова отличаются доходчивостью и задушевностью, умением сразу же расположить к себе бойцов и овладеть их вниманием".
Эта неустанная работа среди бойцов нерусской национальности сопровождала его до самых последних дней войны.
В своих мемуарах Рустам Каримов особенно тепло вспоминал те мгновения, когда стало известно о долгожданной Победе. Последние часы войны: как это было.
"К 16 часам 8 мая 1945 года к нам на коне приехал офицер и сообщил, что прекращены все военные действия, война закончена. Большая радость облетела всю дивизию... Солдаты и офицеры обнимались, кидали в воздух головные уборы, пели "Интернационал".
После войны: философ, всадник и наставник
Домой, в Узбекистан, он вернулся в 1946 году. Был назначен заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды Самаркандского обкома партии. Затем – аспирантура, защита кандидатской диссертации на тему "Социальные взгляды поэта-демократа Мукими". Далее – преподавательская работа в университете.
С 1962 года почти 30 лет преподавал философию в Кооперативном институте, где возглавлял кафедру. В 1970–1980-е годы был одним из руководителей Совета ветеранов войны и труда Самарканда.
Страницы из кандидатской диссертации Р.К. Каримова. Интересно, что в 50-х годах диссертанты иллюстрировали свои работы различными фотографиями из разных источников
В семье Каримовых выросли пять детей, все с высшим образованием. Но осталась и еще одна неразделенная с потомками страсть Рустама-ака – всадничество. Он сожалел, что не смог передать сыновьям и внукам традиции наездника, важные для его родного Манкента. Он верил: настоящий мужчина должен уметь владеть конем – и в прямом, и в переносном смысле, чтобы твердо сидеть в "седле жизни".
Рустам-ака Каримов – руководитель Совета ветеранов войны и труда в Самарканде
Эти навыки пригодились ему и на фронте. А в ноябре 1945 года, приехав в отпуск, он принял участие в купкари в Сайрамском районе, где исполнил "различные упражнения на коне" – так он сам записал в своих "Воспоминаниях".
Таков путь Рустама Каримова – человека, чья жизнь была крепко оседлана стойкостью, знанием и честью. Его "Воспоминания" – не просто текст, а мостик между прошлым и будущим семьи, страны, истории.
Подробнее о нашем спецпроекте читайте здесь.
Все истории смотрите по хештегу: #СемейныеРеликвииВойны
Комментарии отсутствуют