Загрузка
Загрузка
Сайдаш Минулин: мастер, кормилец и герой тыла. Спецпроект
Истории

Сайдаш Минулин: мастер, кормилец и герой тыла. Спецпроект

599
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В маленькой мастерской пахло деревом и лежала свежая стружка – символ труда Сайдаша Минулина. Он не держал в руках оружия, но его руки помогли выжить семье, а стране – победить.

В тылу как на фронте

Победа ковалась не только на передовой, но и в тылу: заводы, фабрики, школы работали без отдыха. Нужно было кормить армию и страну, лечить раненых, обеспечивать всех одеждой и обувью. Многие мужчины оставались на производстве – их труд был не менее важен, чем боевая служба.

Сайдаш Минулин не воевал на фронте – его бронь оставляла на обувной фабрике в Фергане. Несколько раз ему приходили повестки, семья провожала его в военкомат, но каждый раз он возвращался домой: фабрика отзывала рабочего. Вероятно, обувь, которую они выпускали, шла и военным.

Дорога в новую жизнь

Его дочь Фарида Каюмова рассказывала:

"В голодные 20-е годы, не сумев заработать в Сибири достаточно денег для семьи, папа решил привезти семью в Узбекистан. Фергана оказалась близка татарам: ислам, тюркский язык, недорогое жилье, возможность найти работу. Почти сразу он купил часть дома на улице Коммунистов. Здесь и поселились – растить семерых детей и просто жить".

В условиях голода того времени, который затронул разные части Союза, люди переезжали в более благополучные регионы, включая Узбекистан. А в 1924 году по различным советским программам в нашу республику начали направлять инженеров, учителей, медиков, агрономов и других специалистов, которые решали задачи модернизации и образования.

photo_2025-10-05_10-24-49.jpg

Семья Минулиных в начале 30-х годов в Фергане. Налаживался быт, жизнь шла своим чередом


Труд и голод

Когда началась война, старший сын Сайдаша ушел на фронт. Старшая дочь работала рядом с отцом на фабрике. Мать вела хозяйство: шила, ткала, вязала, готовила – как многие женщины того времени.

Рабочий день начинался в семь утра и длился 13 часов. Перед этим нужно было даже во время войны успеть полить и подмести территорию около дома, часть проезжей дороги – иначе крупный штраф. Сайдаш приходил домой, когда было уже темно, и часто приносил пирожок, который выдавали на фабрике рабочим. Фариде доверяли делить его на всех детей. Это была целая церемония: младшие братья и сестры окружали ее, а она за столом резала его на равные части.

Хлеб выдавали по карточкам на фабрике всем членам семьи: работающим – 400–500 граммов, детям – 200, неработающим взрослым – 300. Очередь за хлебом выстраивалась с утра, но можно было простоять целый день и получить его только поздно вечером. Буханка была круглая, тяжелая. Намочив нож в воде, продавец резала хлеб. Он был липкий, черный, но невероятно вкусный. За ним в семье обычно ходили дети 10–13 лет.

Мастер на все руки

Сайдаш умел все. Еще до войны какое-то время работал на строительстве масложиркомбината. Вместе с тысячами мужчин копал методом хашара Большой ферганский канал. Столярничал – ведь в то время мебели почти не было, она была в его семье да и у разного начальства, которому дед делал все, что заказывали, – платяные шкафы, комоды, торшеры, столы, стулья, диваны и т.п. В доме, кроме мебели, тоже многое было сделано его руками – ткацкий станок, лари для хранения продуктов зимой, кадки для лука и картошки, для цветов на подоконниках. 

photo_2025-10-05_10-25-03.jpg

1949 год. Война позади. Жизнь снова нормализуется


В военное время часто по ночам после работы Сайдаш делал деревянные каблуки и колодки для сапожников – крымских татар. И под звук работающих инструментов: тук-тук, тук-тук – засыпали дети. Это работа была большим подспорьем для семьи.

Мастерская памяти

После войны Сайдаш построил собственную мастерскую. Это была небольшая комната с земляным полом и саманными стенами. По периметру висели пилы разных форм, на центральной стене – рейки с инструментами: молотки, долото, угольники, стамески. На рабочем столе стояли тиски, верстак заканчивал одну сторону стола, а на полу всегда лежала стружка. Замечательно пахло деревом.

После смерти Сайдаша Минулина в 1972 году мастерская осталась местом памяти о его труде, стойкости и терпении. Для детей и внуков она стала символом того, как тыловое поколение выдержало войну и помогло выжить и победить.

Подробнее о нашем спецпроекте читайте здесь.

Все истории смотрите по хештегу: #СемейныеРеликвииВойны

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....